К вопросу о формировании компетентности педагогов ДОО в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(46)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(46)
К вопросу о формировании компетентности педагогов ДОО в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Аннотация. В статье уточняются понятия «компетенция», «компетентность», «педагогическая компетентность педагога ДОО», раскрывается содержание процесса формирования компетентности педагогов ДОО в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, педагогическая компетентность педагога ДОО.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест в дошкольной педагогике.
Решение данной задачи педагогами дошкольных образовательных организаций осуществляется в рамках сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, следовательно, педагог должен быть компетентным в решение данных задач.
Современные детские сады нуждаются в педагогах, способных самостоятельно планировать, организовывать педагогическую деятельность, а непросто выполнять должностные инструкции. Современный педагог должен владеть новыми технологиями (инновациями) и внедрять их в процесс дошкольного образования. А значит, педагоги должны повышать уровень педагогической компетентности, повышать свою квалификацию, стремиться к самообразованию и самосовершенствованию. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Чарльз Вудруф (Charles Woodruffe, 1991) уверен, что слово «компетентность» следует использовать для того, чтобы сказать и о способности компетентно выполнять какую-то работу или ее часть, и о совокупности поступков, которые человек для этого совершает. Поэтому он считает, что для того, чтобы избежать недоразумений и путаницы, необходимо различать два термина: Компетентность это относящееся к человеку понятие, которое говорит об аспектах поведения, стоящего за компетентным выполнением работы. Компетенция это относящееся к работе понятие, которое говорит о сфере профессиональной деятельности, в которой человек компетентен.
А.В. Хуторской считает, что:
- Компетенция это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
- Компетентность это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Определение профессиональной компетентности педагога ДОО давали и такие ученые, как А.М. Бородич, Р.С. Буре, А.И. Васильева, Е.А. Гребенщикова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.А. Панько, В.А. Петровский, Л.В. Поздняк, Л.Г. Семушина, В.И. Ядешко и др. Они определяют профессиональную компетентность педагога ДОО, как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Время дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного воспитания ребенка. От его уровня зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Одна из задач детского сада на этапе завершения дошкольного образования обеспечить наиболее полное развитие детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, подготовить детей к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению определяется и его сенсорным развитием. Исследования педагогов психологов (Л.А. Вегнер, Э.Г. Пилюгина, О.М. Дьяченко и др.) показывают, что значительная часть трудностей, возникающих у детей в начальной школе, связаны с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Отсюда вытекают искажения в написании букв, построении рисунка, неточность в изготовлении поделок. К тому же они отмечают слабую развитость моторики рук и зрительно- моторной координации.
Для улучшения сенсорного развития детей дошкольного возраста необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания. Для этого надо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в дошкольной образовательной организации.
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Именно поэтому особо актуальной становиться задача обеспечения дошкольных организаций профессионально компетентными педагогическими кадрами, способными к эффективному управлению образовательным процессом и содействию успешной социализации детей дошкольного возраста. В связи с этим к педагогу детского сада предъявляются новые более высокие требования к его профессиональной деятельности. Если педагог не будет обладать достаточными компетентностями, предъявляемыми Профессиональным стандартам, он не сможет справиться с поставленными задачами ФГОС ДО и Законом Об образовании в РФ.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская и экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; виртуальные командировки; курсы повышения квалификации; самообразование и обобщение собственного педагогического опыта и др.
Рассмотрим боле подробно некоторые из предложенных путей формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах: цель работы методических объединений всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, повышение качества и эффективности образовательного процесса. Задачи методического объединения: обмен практическим опытом педагогической деятельности; формирование основных компетенций, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с ФГОС ДО; повышение эффективности работы воспитателей в условиях введения ФГОС ДО; трансляция и распространение опыта успешной педагогической деятельности; создание условий для освоения педагогами инновационных образовательных технологий; подготовка педагогов - тьюторов для сопровождения инновационных площадок на базе ДОО; создание у педагогов мотивации на совместную деятельность, усиление чувства сплоченности; развитие доверия между педагогами, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга. Формы занятий методического объединения по параллелям возрастных групп носят продуктивный характер деятельности: теоретические доклады, сообщения, семинары-практикумы, диспуты, дискуссии, открытый просмотр деятельности, мастер-класс и т.п.
2. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
Инновация (от латинского «innovation» нововведение; изменение, обновление). Синонимом к понятию инновации является понятие - новшество, нововведение. Другими словами инновации – это введение нового в цели, содержание, формы и методы воспитания и обучения, организации совместной деятельности педагогов и детей дошкольного возраста.
Здесь же можно отметить, что деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций (нововведений) в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства называется инновационной деятельностью. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня профессиональной компетентности педагога, активизирует его желание к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к получению новых знаний. Педагогическая технология специальный набор форм, методов, способов, приемов, средств направленных на воспитание и обучение дошкольников, используемых в образовательном процессе к качестве системы.
На сегодняшний день это один из способов воздействия развития и воспитания детей. Так же применение разных видов технологий позволяет развивать творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивать познавательные навыки детей, формулировать и решать проблемные ситуации.
Ребенок приобретает определенный набор компетенции (знания, умения, навыки), учится пользоваться этими знаниями для решения разного рода задач, работая в небольшой группе, коллективе.
Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Одним из главных принципов руководства является поддержка педагога такими средствами, как образовательные (консультации, семинары и др.) материальные (премии, стимулирующие доплаты и др.). К тому же наиболее важным моментом является процесс рефлексии и понимания собственной педагогической деятельности среди самих педагогов.
3. Различные формы педагогической поддержки – одна из форм методическая работа в ДОО (А.И. Васильева) – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.
По мнению Л.Н. Ахматовой деятельность методической службы ДОО способствует развитию профессиональной компетентности педагогов. Автор отмечает, что «методическая служба, в процессе организации своей деятельности целенаправленно осуществляет подготовку педагогов посредством совершенствования когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного компонентов профессиональной компетентности, учитывает в содержании подготовки ожидания, как конкретного образовательного учреждения, так и индивидуальные возможности педагогов».
К.Ю. Белая определяет методическую работу, как целостную систему деятельности, направленную на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОО.
Целью методической работы в ДОО является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня педагогической компетентности участников образовательного процесса.
Главная задача методической службы заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные, эффективные форму и методы повышения компетентности педагогов ДОО.
Итак, мы считаем, что данные формы работы будут более эффективными, если педагоги ДОО будут сами заинтересованы в развитие своей компетентности в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста. Следует отметить, что ключевой фигурой организованного образовательного процесса детского сада, все же, является педагог, обладающий основными компетенциями. Именно от уровня компетентности педагога, зависит уровень знания дошкольников, и результат образования детей младшего дошкольного возраста.