Статья:

Проблема адаптации студентов с непрофильной подготовкой к обучению в магистратуре

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Казакова М.П. Проблема адаптации студентов с непрофильной подготовкой к обучению в магистратуре // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 17(110). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/110/70681 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема адаптации студентов с непрофильной подготовкой к обучению в магистратуре

Казакова Мария Павловна
магистрант, Московский педагогический государственный университет, РФ, Москва

 

Присоединение России к Болонскому процессу и переход к многоступенчатой системе высшего образования вызвал ряд трудностей, и одна из них связана с возможностью поступления на магистерские программы бакалавров и специалистов, профиль первого образования которых существенно отличается от выбранного. Соответственно, уровень сформированности компетенций, необходимых для успешного овладения определенной магистерской программой, может существенно отличаться у магистрантов, окончивших бакалавриат по данной или смежной специальности, и у студентов, пришедших с других направлений. Таким образом, можно выделить две больших группы обучающихся в магистратуре на одном потоке: одни студенты повышают свою квалификацию, другие в это же время фактически получают второе высшее образование.

Очевидно, что магистранты без профильной подготовки имеют пробелы в знаниях, и много учебного материала, который был изучен магистрантами, окончившими профильный бакалавриат, студентам, пришедшим с других направлений, приходится изучать самостоятельно, и, как правило, эти знания недостаточно полны и систематизированы.

Вследствие вышеизложенного становится очевидно, что магистранты с непрофильным образованием сложнее переживают период адаптации, чем студенты, окончившие профильный бакалавриат. Осознание недостатка собственных теоретических знаний и практических умений и навыков являются факторами стресса, заставляют многих студентов переживать это как личную неудачу, несостоятельность. Педагогическая и психологическая поддержка таких студентов и помощь им в период адаптации являются важным условием для их последующего успешного обучения.

Существуют различные подходы к решению проблемы адаптации студентов без профильной подготовки к обучению в магистратуре.

В. С. Сенашенко предлагает следующее решение: подготовительные курсы, причем «…делать это нужно заранее, параллельно с освоением образовательных программ бакалавриата, поскольку большинство потенциальных абитуриентов заканчивают бакалаврские программы и в том же учебном году сдают вступительные экзамены в магистратуру» [3, 17].

Один из основных методов, которые могут помочь студентам с непрофильным образованием достичь уровня, приемлемого для обучения в магистратуре по выбранной программе, – самообразование. Таким студентам приходится обучаться в магистратуре наравне с людьми, имеющими степень бакалавра по изучаемой специальности. Теоретически, на момент поступления они должны владеть определенными компетенциями по данной специальности на уровне бакалавра, поэтому им необходимо в достаточно сжатые сроки восполнить пробелы в своем образовании - приобрести знания, умения и навыки, которых им не хватает для того, чтобы успешно овладевать магистерской программой. Важнейший и при этом самый доступный для сознательного магистранта способ получить требуемые знания – это самообразование. Целенаправленное формирование и развитие самообразовательной компетентности студентов может стать одним из перспективных направлений при обучении магистрантов без профильной подготовки.

Еще одним методом, направленным на ускорение адаптации студентов без профильного образования к обучению в магистратуре, может выступать академическое консультирование. Надо отметить, что для большинства стран, присоединившихся к Болонскому процессу, академическое консультирование является традиционной формой сопровождения студентов в университете и является важной частью учебного процесса. В российском же образовании этот феномен является достаточно новым. Е. В. Попова отмечает, что «…в условиях перехода к нелинейной организации учебного процесса в университете студенты сталкиваются с необходимостью разрешения их академических проблем, затрудняющих их профессиональное развитие» [1, c. 13]. Под академической проблемой в данном исследовании понимается субъективное состояние напряженности, неудовлетворенности, вызванное объективными препятствиями, возникающими у студента в процессе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Помимо вышеизложенных методов помощи в адаптации студентам, выбравшим магистратуру по профилю, значительно отличающемуся от их первого образования,  целесообразной выглядит разработка и проведение пропедевтического курса лекций и практических занятий по основам изучаемой специальности. Преподаватель данного курса дополнительно может выступать академическим консультантом, который будет помогать студентам данной группы решать возникающие у них академические проблемы.

Для успешной адаптации магистрантов без профильной подготовки к обучению на новом для них факультете важна также психологическая поддержка преподавателей и более опытных однокурсников,  благоприятная психологическая атмосфера в студенческом коллективе.

 

Список литературы: 
1. Попова, E. B. Академическое консультирование как условие профессионального развития студентов университета // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Омск. 2009
2. Преображенская, И. Н. Формирование самообразовательной компетентности студентов художественно-графических специальностей (на материале дисциплин информационного цикла) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград. 2008
3. Сенашенко В. С., Пыхтина Н. А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 13-25.