Проблема адаптации студентов с непрофильной подготовкой к обучению в магистратуре
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Проблема адаптации студентов с непрофильной подготовкой к обучению в магистратуре
Присоединение России к Болонскому процессу и переход к многоступенчатой системе высшего образования вызвал ряд трудностей, и одна из них связана с возможностью поступления на магистерские программы бакалавров и специалистов, профиль первого образования которых существенно отличается от выбранного. Соответственно, уровень сформированности компетенций, необходимых для успешного овладения определенной магистерской программой, может существенно отличаться у магистрантов, окончивших бакалавриат по данной или смежной специальности, и у студентов, пришедших с других направлений. Таким образом, можно выделить две больших группы обучающихся в магистратуре на одном потоке: одни студенты повышают свою квалификацию, другие в это же время фактически получают второе высшее образование.
Очевидно, что магистранты без профильной подготовки имеют пробелы в знаниях, и много учебного материала, который был изучен магистрантами, окончившими профильный бакалавриат, студентам, пришедшим с других направлений, приходится изучать самостоятельно, и, как правило, эти знания недостаточно полны и систематизированы.
Вследствие вышеизложенного становится очевидно, что магистранты с непрофильным образованием сложнее переживают период адаптации, чем студенты, окончившие профильный бакалавриат. Осознание недостатка собственных теоретических знаний и практических умений и навыков являются факторами стресса, заставляют многих студентов переживать это как личную неудачу, несостоятельность. Педагогическая и психологическая поддержка таких студентов и помощь им в период адаптации являются важным условием для их последующего успешного обучения.
Существуют различные подходы к решению проблемы адаптации студентов без профильной подготовки к обучению в магистратуре.
В. С. Сенашенко предлагает следующее решение: подготовительные курсы, причем «…делать это нужно заранее, параллельно с освоением образовательных программ бакалавриата, поскольку большинство потенциальных абитуриентов заканчивают бакалаврские программы и в том же учебном году сдают вступительные экзамены в магистратуру» [3, 17].
Один из основных методов, которые могут помочь студентам с непрофильным образованием достичь уровня, приемлемого для обучения в магистратуре по выбранной программе, – самообразование. Таким студентам приходится обучаться в магистратуре наравне с людьми, имеющими степень бакалавра по изучаемой специальности. Теоретически, на момент поступления они должны владеть определенными компетенциями по данной специальности на уровне бакалавра, поэтому им необходимо в достаточно сжатые сроки восполнить пробелы в своем образовании - приобрести знания, умения и навыки, которых им не хватает для того, чтобы успешно овладевать магистерской программой. Важнейший и при этом самый доступный для сознательного магистранта способ получить требуемые знания – это самообразование. Целенаправленное формирование и развитие самообразовательной компетентности студентов может стать одним из перспективных направлений при обучении магистрантов без профильной подготовки.
Еще одним методом, направленным на ускорение адаптации студентов без профильного образования к обучению в магистратуре, может выступать академическое консультирование. Надо отметить, что для большинства стран, присоединившихся к Болонскому процессу, академическое консультирование является традиционной формой сопровождения студентов в университете и является важной частью учебного процесса. В российском же образовании этот феномен является достаточно новым. Е. В. Попова отмечает, что «…в условиях перехода к нелинейной организации учебного процесса в университете студенты сталкиваются с необходимостью разрешения их академических проблем, затрудняющих их профессиональное развитие» [1, c. 13]. Под академической проблемой в данном исследовании понимается субъективное состояние напряженности, неудовлетворенности, вызванное объективными препятствиями, возникающими у студента в процессе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Помимо вышеизложенных методов помощи в адаптации студентам, выбравшим магистратуру по профилю, значительно отличающемуся от их первого образования, целесообразной выглядит разработка и проведение пропедевтического курса лекций и практических занятий по основам изучаемой специальности. Преподаватель данного курса дополнительно может выступать академическим консультантом, который будет помогать студентам данной группы решать возникающие у них академические проблемы.
Для успешной адаптации магистрантов без профильной подготовки к обучению на новом для них факультете важна также психологическая поддержка преподавателей и более опытных однокурсников, благоприятная психологическая атмосфера в студенческом коллективе.