Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)
Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
В современном мире любая организация сталкивается с вопросом учета расчетных обязательств с бюджетом по налогам и сборам.
Правильное исчисление налога, и особенно правильное применение льгот, имеет большое значение для налогоплательщика, так как ошибка в определении сумм, причитающихся бюджету, влечет за собой финансовые санкции в виде штрафов и пени в значительных размерах.
Основным нормативным документом, определяющим состав налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц, является НК РФ.
Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и (или) физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Поэтому актуальность данной темы обусловлена важностью правильных и своевременных расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам, плательщиком которых данная организация является.
Цель данной работы – изучить наиболее важные изменения, которые произошли в 2018 году по учету расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Согласно действующему законодательству, с бюджетом организации рассчитываются по следующим налогам: налог на прибыль, налог на имущество, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, а также в виде пеней и штрафов за разнообразные нарушения.
Расчет налога на прибыль в общем случае проводится следующим образом:
НП = (Д – Р) Х Ст,
где Д и Р — соответственно, доходы и расходы,
Ст — налоговая ставка.
Формула расчета налога на имущество физических лиц имеет следующий вид:
Н = (Н1 – Н2) × К + Н2,
где: Н — величина налога к уплате;
Н1 — номинальная величина налога, определяемая с учетом только кадастровой цены объекта, установленной для нее ставки и вычета;
Н2 — номинальная величина налога, рассчитываемая с учетом только инвентаризационной стоимости квартиры и ставки.
Расчет НДС происходит по стандартной формуле, которая имеет следующий вид: НДС = налоговая база * ставка налога / 100%
Самым распространенным налогом во всех странах мира является подоходный, которым облагаются все лица, получающие заработную плату.
Формула расчета на доход физических лиц проводится следующим образов:
Сумма НДФЛ = Налоговая база × Налоговая ставка.
При получении в налоговом периоде облагаемых НДФЛ доходов необходимо: уточнить по этому виду дохода налоговую ставку, рассчитать налоговую базу (с учетом вычетов) и исчислить сумму налога (налоговую базу перемножить со ставкой налога).
При получении нескольких видов доходов, облагаемых по разным ставкам НДФЛ, исчисление налоговой базы производится отдельно по каждому виду доходов.
Все перечисления в бюджет происходит в виде платежных поручений. Для отражения учета по расчетам с бюджетом организации применяют синтетический счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Важнейшая задача бухгалтера организации состоит не только в отображении в учете суммы начисленных налогов, но и источников их уплаты.
С 2018 года вступили в силу некоторые изменения по расчетам с бюджетом по налогам и сборам [2]. Отметим наиболее значимые, по моему мнению, моменты.
Во-первых, произошло перераспределение размера ставок между федеральным и региональным бюджетом:
- в федеральный бюджет – 3 процента;
- в региональный бюджет – 17 процентов.
Приведу пример. Две разные организации получили прибыль по 100 000 рублей, причем данные организации работают в разных областях. Значит, первой организации необходимо перечислить в региональный бюджет 17 000 рублей и 3 000 рублей – в федеральный. А вот вторая организация может заплатить налог на прибыль в региональный бюджет 12 500 рублей, поскольку для некоторых категорий налогоплательщиков регионы имеют право снижать свою ставку до 12,5%.
До 1 января 2017 года организации уплачивали 2% в федеральный бюджет, 18% - в региональный. Таким образом, произошло незначительное перераспределение налогов в пользу федерального бюджета, что может незначительно, но все, же отрицательно сказаться на доходности регионального бюджета.
Во-вторых, ограничен перенос убытков прошлых лет, возникших с 2007 года. Таким образом, все организации имеют возможность уменьшения налоговой базы текущего периода не более чем на 50%, вне зависимости от имеющегося у организации объема убытков. Это ограничение означает, что организации уже не смогут получить «нулевую» налоговую базу в текущем налоговом периоде за счет убытков прошлых лет, как это было возможно до этого времени. Отметим, что одновременно с этим закон отменил ограничение срока по переносу убытка, что, по его мнению, является положительным изменением, которое способно благотворно повлиять на объем признаваемого в балансе отложенного налогового актива.
В-третьих, с 1 января 2017 года пояснения по НДС требуется сдавать только в электронном виде. Для организаций, нарушающих данное правило, предназначен штраф. Например, у налоговой возникли существенные вопросы в плане расчета НДС в декларации Частного детского сада общеразвивающего вида № 49 (ОАО «Элдин»). Заведующая частного детского сада отправила пояснения к декларации, воспользовавшись услугами простой почты. Спустя какое-то время ОАО «Элдин» могут выписать штраф в размере 5000 рублей. В том случае, если такое произойдет повторно в течение года, штраф могут увеличить до 20000 рублей.
В-четвертых, штрафы за отсутствие пояснений к учету – от 5 до 20 тысяч. Например, налоговая служба попросила у ООО «Башпромхолд» пояснений к отчету по налогам. В свою очередь, ООО «Башпромхолд» данные пояснения не предоставил. Поэтому данная организация должна выплатить штраф – 5000 рублей. В случае повторного нарушения – уже 20 000 рублей.
В-пятых, изменения в плане упрощенной налоговой системы. Лимиты УСН. Организации смогут применять упрощенный налоговый режим, если выручка за 9 месяцев предыдущего года не превысила 90 млн. руб. Лимит доходов, позволяющий оставаться на упрощенной системе, вырастет до 120 млн. руб. Для сравнения: применять спецрежим в 2016 году могли только организации, выручка которых за 9 месяцев 2015 года не превышала 51 615 млн. руб. А предельные доходы в 2016 году — 79,74 млн. руб. До 2021 года оба лимита — 90 млн. руб. и 120 млн. руб. — индексировать не будут.
Таким образом, я могу сделать вывод о том, что в настоящее время учет расчетов по налогам и сборам является ключевой задачей любой организации. Неправильная организация учета может повлечь за собой множество неприятностей для организаций в виде штрафных санкций.
Основными документами по учету расчетов с бюджетом являются: декларация по налогам и сборам, карточка НДФЛ, справка о доходах, журнал - ордер №8.
Для контроля правильности отражение и осуществления операций по расчетам по налогам и сборам проводится аудит и проверки налоговых инспекций.