Статья:

Снижение уровня тревожности дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(5)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мартышко И.А., Мигачева М.В. Снижение уровня тревожности дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/5/20504 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Снижение уровня тревожности дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе

Мартышко Ирина Анатольевна
студент Филиала Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Буденновск
Мигачева Марина Васильевна
канд. социол. наук, старший преподаватель Филиала Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Буденновск

 

В статье изложены результаты опытно-экспериментальной работы по снижению уровня тревожности дошкольников в процессе подготовки к школьному обучению.

Актуальность исследования тревожности дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе обусловлена сложностью периода перехода от обучения в дошкольной организации к начальной школе. Это связано, прежде всего, с существенным изменением ведущей деятельности: игровая деятельность сменяется на преимущественно учебную, что предъявляет к личности ребенка новые требования. Кроме того, освоение новых требований проходит в новом коллективе детей и взрослых. Для детского возраста 6–7 лет характерным является построение взаимоотношений, в первую очередь, на основе принципа соревновательности. Только гораздо позже возникает кооперация и совместная деятельность.

Таким образом, возникает объективная необходимость подготовить ребенка к будущим переменам с тем, чтобы снизить психологическую нагрузку на него в этот ответственный период.

Современная реальность такова, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, планшетах и других гаджетах дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Вместе с тем, именно общение в значительной степени обогащает чувственную эмоциональную сферу, дает социальный опыт взаимодействия в коллективе. Подмена реального общения виртуальным, снижает возможности ребенка своевременно сформировать модели поведения в различных ситуациях и приводит к тому, что современные дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции в процессе группового общения, а это приводит к импульсивности поведения, а также возникновению условий для развития тревожности [1].

Высокий уровень тревожности негативно отражается на социализации ребенка, препятствует развитию его позитивной самооценки и гармоничному становлению личности.

Таким образом, высокий уровень тревожности оказывает существенное негативное воздействие практически на все сферы жизни ребенка. А тема снижения уровня тревожности дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе является актуальной в настоящий момент.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в МКДОУ д/с №12 с. Арзгир Ставропольского края. В исследовании принимали участие дошкольники подготовительной группы: контрольная группа – 16 человек и экспериментальная группа – 16 человек.

Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью были использованы: методика измерения уровня тревожности Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. и опрос родителей [2].

Так по оценкам воспитателей сравнительные данные результатов диагностики уровня тревожности детей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе экспериментальной работы показали, что распределение детей по уровням несколько отличается друг от друга в этих двух группах:

·     в контрольной детей с очень высоким и высоким уровнем тревожности несколько меньше, чем в экспериментальной. В свою очередь в контрольной группе несколько больше детей со средним уровнем тревожности, чем в экспериментальной группе. Детей с низким уровнем тревожности одинаковое число и в контрольной и в экспериментальной группе.

Кроме оценок уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, которые были сделаны воспитателями групп, проведен еще опрос родителей этих детей. В опросный лист наблюдений каждый из родителей заносил данные о проявлениях определенных признаков тревожности: повышенная возбудимость; повышенная напряженность, скованность; страх перед всем новым и незнакомым; неуверенность в себе, заниженная самооценка; ожидание неприятностей, неудач; исполнительность, развитое чувство ответственности; безынициативность, пассивность; склонность помнить скорее плохое, чем хорошее.

По результатам ответов родителей старших дошкольников можно сделать вывод, что их оценки уровня тревожности детей в целом совпадают с представлениями педагогов о проявлениях тревожности у их детей.

Так по оценкам родителей в экспериментальной группе больше половины детей отнесены к высокому уровню тревожности – 56,3% от числа участников опроса. Средний уровень тревожности проявляется у 37,5% детей участников опроса. Низкий уровень – у 6,2%.

Более благополучная ситуация сложилась на момент констатирующего эксперимента в контрольной группе, где по оценкам родителей 37,5% детей имеют высокий уровень тревожности. Средний уровень тревожности отмечают у детей 56,3% участников опроса. Низкий – у 6,2%.

Методологической основой формирующего эксперимента послужили методические рекомендации следующих авторов: Крюковой С.В., Слободяник Н.П. («Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»), Клюевой Н.В., Касаткиной Р.В. («Учим детей общению»), Овчаровой Р.В. («Практическая психология в начальной школе»).

На основании наблюдения, бесед со старшими дошкольниками и воспитателями были сформулированы педагогические рекомендации по работе с тревожными детьми.

По результатам формирующего эксперимента, в ходе которого данные диагностики детей обсуждались с воспитателями и родителями детей, были проведены 10 корректирующих занятий с детьми; организованы индивидуальные консультации для родителей, была проведена повторная диагностика уровня тревожности детей в контрольной и экспериментальной группах.

Сравнительные данные результатов диагностики уровня тревожности детей в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе экспериментальной работы в оценках воспитателей показали, что распределение детей по уровням тревожности изменилось в этих двух группах:

·     по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, где в контрольной детей с очень высоким и высоким уровнем тревожности было несколько меньше, чем в экспериментальной; в контрольной группе несколько больше детей со средним уровнем тревожности, чем в экспериментальной группе; детей с низким уровнем тревожности одинаковое число ив контрольной и в экспериментальной группе, в экспериментальной группе уровень тревожности детей снизился;

·     с очень высоким уровнем тревожности детей в экспериментальной группе не наблюдается по оценкам воспитателей. А в контрольной группе остался один ребенок с очень высоким уровнем тревожности, как это было до проведения формирующего этапа эксперимента;

·     детей с высоким уровнем тревожности в экспериментальной группе стало в 2 раза меньше, чем в контрольной. Детей со средним уровнем с тенденцией к высокому уровню в экспериментальной группе стало больше, чем в контрольной, так как часть детей с высоким уровнем тревожности в экспериментальной группе перешла на уровень средний с тенденцией к высокому;

·     детей со средним уровнем тревожности с тенденцией к низкому уровню и детей с низким уровнем тревожности в экспериментальной и контрольной группе после проведения комплекса корректирующих мероприятий стало одинаковое количество.

Оценки уровня тревожности детей, сделанные родителями, в целом совпадают с представлениями педагогов о проявлениях тревожности у их детей. Так по оценкам родителей в экспериментальной группе больше половины детей отнесены к среднему уровню тревожности – 68,8% от числа участников опроса. Высокий уровень тревожности проявляется у 25,0% детей участников опроса. Низкий уровень – у 6,2%. Практически не изменилась ситуация на момент контрольного эксперимента в контрольной группе, где по оценкам родителей 37,5% детей имеют высокий уровень тревожности. Средний уровень тревожности отмечают у детей 56,3% участников опроса. Низкий – у 6,2%.

Таким образом, проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сделать вывод об эффективности использованных в ходе эксперимента коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Список литературы:
1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. 2012. № 1. С. 41–47.
2. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2012.