Статья:

Информационные технологии в работе спортивного тренера

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(5)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Михеев Ф.А. Информационные технологии в работе спортивного тренера // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/5/20973 (дата обращения: 21.10.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Информационные технологии в работе спортивного тренера

Михеев Фёдор Андреевич
магистрант, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), РФ, г. Москва

 

Введение:

В данной статье будут рассмотрены различные информационные технологии и средства, которые помогут тренеру и спортсмену добиться более высоких результатов в профессиональном спорте.

Сегодня происходят крупные изменения в различных сферах жизни человечества. Информационные технологии с каждым годом более прочно входят в нашу повседневную жизнь. Главную роль во всех преобразованиях играет стремительное развитие технического прогресса, а также информатизация всех сфер жизни современного общества. Информационные технологии – это объединение различных устройств, методов и средств, позволяющих обрабатывать информацию без помощи человека [1]. Процесс информатизации широко развивается в Российской Федерации. За последние двадцать лет, он изменил наше понимание о профессиональном спорте. Большое количество молодых спортсменов, тренеров и учёных предлагают новые идеи и технологии для реализации специалистам. Это позволяет совершенствовать процесс подготовки квалифицированных спортсменов, улучшать спортивные результаты, тщательно отслеживать состояние здоровья, на всех этапах подготовки. Так же, тренеры, использующие современные информационные технологии, получают возможность комплексного контроля за спортсменом на всех этапах подготовки.

Базы данных:

Создание и применение различных баз данных, нашло широкое применение в современном спорте. В настоящее время, большинство тренеров хранят данные о спортсменах и тренировках на бумажных носителях, что существенно увеличивает временные затраты на поиск нужной информации. Рассмотрим базу данных, созданную для тренеров спортивного плавания в городе Томске [4]. Она позволяет наставнику:

· отслеживать показатели различных спортсменов, как по отдельности, так и в группах (физиологические параметры тела);

· редактировать и сохранять в базе данных полноценное описание и состав тренировок, результаты их выполнения;

· анализировать результаты контрольных тестов и заплывов, динамику роста или спада результата, при этом предоставляя тренеру возможный состав команды для выезда на спортивные состязания.

· Применяя рассмотренную базу данных, тренеры избавились от рутинной работы, тем самым в автоматизированном режиме и оперативно получают необходимую информацию для анализа в приемлемое время и в удобном для него виде.

WEB-технологии:

Широко применяется использование веб-технологий. На базе «Сибирского государственного университета» в городе Красноярске было создано программное обеспечение в виде веб-ресурса: «Система прогноза успешности молодых спортсменов» (СПУМС) – своевременный поиск и устранение причин завершения спортивной карьеры с 16 до 25 лет в период перехода спортсменов во взрослый спорт высших достижений. На рисунке 1 представлены возможные результаты прохождения теста.

 

Рисунок 1. Результат тестирования в программе СПУМС

 

Посредством различных интернет-сервисов, тренеры могут обмениваться результатами тренировок, обсуждать тренировочный процесс, просматривать итоги различных соревнований, удалённо проводить тестирование спортсменов и т.д. Существуют специализированные социальные сети для спортсменов и тренеров. Проводятся онлайн-совещания, конференции, мастер классы[3]. Это существенно сокращает временные и финансовые затраты.

Системы видео анализа:

В современном спорте невозможно обойтись без применения видеозаписи на тренировках и спортивных состязаниях. Существуют различные системы видеоанализа:

· программное обеспечение DARTFISH позволяет проводить разбор спортивных матчей на важные моменты, с ведением статистики, регистрировать и отображать результаты тренировок, производить видео анализ тактико-технических действий спортсменов, выделять ключевые моменты в технике совершения упражнений (представлено на рисунке 2);

 

Рисунок 2. Работа программы DARTFISH в дисциплине гольф

 

· программное обеспечение SwimPro позволяет производить съёмку под и над водой, просматривать ход и стиль пловца со всех углов, накладывать тренерские заметки на видео, использовать сервис облачного хранения видео (представлено на рисунке 3);

 

Рисунок 3. Работа программы SwimPro в дисциплине плавание

 

Системы удаленного мониторинга состояния здоровья:

В настоящее время активно используются технические средства (датчики), позволяющие отслеживать состояние спортсмена в реальном времени: мониторинг работы сердца, мониторинг работы мышц, мониторинг работы мозга, датчик для измерения кровяного давления, мониторинг положения торса, датчик дыхания, датчик движения (учет передвижения пользователя); – сенсор в обувной стельке (запись шагов) [2]. Современные системы мониторинга очень мало весят и не требуют проводов, в этом их главное преимущество. Существуют различные информационные системы:

·    Программно-аппаратный комплекс для непрерывного мониторинга и расшифровки физиологических показателей «MyHealth»;

·    Система экспресс-диагностики Медискрин (медицинский скрининг);

·    Компьютерный диагностический комплекс «Омега-С» (Омега спорт).

При помощи этих средств, профессиональный тренер получает полный объем данных о физическом состоянии спортсмена и может принять решение об изменении текущей нагрузки.

Заключение:

Таким образом, мы рассмотрели применение информационных технологий в работе спортивного тренера. Безусловно, в условиях современного мира информатизация общества с каждым днем становится все масштабнее. Тем не менее на сегодняшний день с использованием самых современных технологий подготовка квалифицированных тренеров и судей, а также профессиональных спортсменов не вызывает затруднений.

 

Список литературы:
1. Инновационные компьютерные и информационные технологии в спортивной отрасли: Информационно-методическое пособие. – М.: Издательство ЦСТ Москомспорта, 2010.
2. Ковырёв М. М., Загревский О. И. Информационные технологии в управлении учебно-тренировочным процессом пловцов // ОНВ. 2008. №2 (66). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-upravlenii... (дата обращения: 17.04.2017). 
3. Могильников Ю. В. Современные информационные технологии в физической культуре и спорте / Ю. В. Могильников, А. А. Федяев, А. Д. Чурина // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы IV международной научно-практической конференции, 27 февраля 2015 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – С. 290–294.
4. Рева А. В. Особенности подготовки специалистов по физической культуре в условиях информатизации образования // Вестник волжского университета им. В. Н. Татищева» – [Электронный ресурс] – //URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-spetsialistov-po-fizicheskoy-kulture-v-usloviyah-informatizatsii-obrazovaniya. (дата обращения: 17.04.2017).
5. Федоров, М.Е. Информационные технологии в практике работы тренера / М.Е. Федоров, В.В. Лысенко, Н.В. Романенко // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды научно-исследовательского института физической культуры и спорта КГУФКСТ. – Краснодар, 2004. – Т. 7. – С. 292–296.