Статья:

Полномочия на заключения международных договоров

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(50)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Кислица А.А., Гапенко К.Р., Шитова Т.В. Полномочия на заключения международных договоров // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 29(50). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/50/44823 (дата обращения: 30.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Полномочия на заключения международных договоров

Кислица Ангелина Александровна
студент, Красноярский аграрный университет, РФ, г. Красноярск
Гапенко Кристина Романовна
студент, Красноярский аграрный университет, РФ, г. Красноярск
Шитова Татьяна Викторовна
канд. юрид. наук, доцент, Красноярский аграрный университет, РФ, г. Красноярск

 

AUTHORITY OF CONCLUSION OF INTERNATIONAL CONTRACTS

 

Angelina Kislitsa,

student Krasnoyarsk Agrarian University, Russia, Krasnoyarsk

Kristina Gapenko,

student Krasnoyarsk Agrarian University, Russia, Krasnoyarsk

Tatyana Shitova

Cand. Law, Associate Professor, Krasnoyarsk Agrarian University, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы международных договоров, которые являются важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов международного права.

Abstract. The article deals with the problems of international treaties, which are the most important element of international legal personality and a necessary attribute of the main subjects of international law.

Ключевые слова: защита суверенитета федерации, федеральные и региональные органы власти, государственный суверенитет, федеративное государство, федерация, субъекты федерации, разграничение компетенции, федеральное принуждение, федеральная интервенция.

Keywords: protection of sovereigny of federation, federal and regional authorities, state sovereignty, federal state, federation, subjects of federation, delimitation of powers, federal coercion, federal intervention.

 

От имени Российской Федерации как суверенного государства полномочиями на заключение международных договоров обладает российское государство как единое федеративное государство в лице Президента РФ, Правительства РФ и законодательного органа власти Федерального Собрания РФ.

Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации как ее глава и лицо, управляющее государственной внешней политикой.

Из анализа Конституции РФ нельзя сделать вывод о том, ратифицирует ли международные договоры, подписываемые Президентом РФ, Государственная Дума или Совет Федераций. Ратификация договоров Российской Федерации заключается в принятии федерального закона (Федеральный закон от 15 июля 1995 года "О международных договорах Российской Федерации"[1]).

Правительство РФ как орган исполнительной власти обладает компетенцией на представительство России в сфере международной политики во взаимоотношениях с иностранными государствами. Правительство РФ заключает международные договоры, руководит выполнением международных обязательств Российской Федерации [2].

Вопрос о том, кому принадлежат полномочия на заключение международных договоров стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в Постановлении от 7 июня 2000 года № 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"[3]. Судом было дано толкование:

"Конституционные принципы государственной целостности и единства системы государственной власти выражаются путем признания Конституцией РФ суверенитета исключительно за Россией [ч. 3 ст. 5], принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, имеющих прямое действие на территорию всей Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов [ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15; ч. 1 ст. 67]. Территориальные границы республики, как и всех других субъектов Российской Федерации, являются не государственными, а административными. Отсутствие у субъектов Российской Федерации суверенитета подтверждается и положениями ст. ст. 15 [ч. 4] и 79 Конституции Российской Федерации, согласно которым, исключительно Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным соглашением.

Рассмотрим данный вопрос в сравнительном аспекте. Так, Конституциями иных федеративных государств допускаются внешние взаимоотношения, при условии использования единства внешней политики.

Так, Конституция Германии 1949 года предоставляет возможность землям при разрешении федерального правительства подписывать договоры с иностранными государствами [ч. 3 ст. 32]. Раздел десятый ст. 1 Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года предусматривает возможность подписания договоров штатов с иными штатами или иностранным государством при согласии Конгресса.

Противоположное решение заключено в параграфе первом ст. 127 и параграфе первом ст. 130 Конституции Бельгии 1831 года: регионы бельгийской федерации обладают не обусловленным согласием федеральных органов правом заключения международных договоров[4]. В соответствии с п. "о" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ5 международные связи субъектов Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Мы придерживаемся мнения С.О. Алехновича, что "применительно к международной деятельности субъектов Федерации законодатель преднамеренно употребляет понятие "связи", а не "отношения", указывая на неполитический характер такой деятельности"6. В соответствии с Федеральным законом от 04 января 1999 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации"7 субъекты РФ имеют право поддержания внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций органами. С согласия Правительства РФ такие связи могут осуществляться и с органами государственной власти иностранных государств. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 № 92-О "республика не может быть субъектом международного права в качестве суверенного государства и участником межгосударственных отношений"[8].

Отсутствие государственного суверенитета (самостоятельной правосубъектности) субъектов Российской Федерации вытекает из нормативных законоположений[9].

Как пишет С.О. Алехнович, "политика развитых стран относительно российского федерализма и международных связей субъектов Федерации, избирательна. Она вполне корректна внешне - на официальном уровне США и страны запада выражаются за сохранение территориальной целостности России, укрепление ее федеративного устройства. В сотрудничестве с субъектами Российской Федерации эти страны придерживаются в основном российских норм, регулирующих внешние связи субъектов. Одновременно во внешней политике зарубежных государств по отношению к России некоторое время наметилось намерение привлечь регионы в обход федерального центра, устанавливать и развивать связи с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливать сотрудничество с местными предпринимателями»[10].

Решение данной проблемы видится в институте федеральной интервенции, состоящей в понуждении органов власти (должностных лиц) субъектов федерации к выполнению конституционных обязанностей по исполнению властных полномочий, обеспечению единства правового пространства, защите прав граждан, территориальной целостности и федеральной суверенности.

Подводя итог, отметим, что взаимоотношения федеральных и региональных органов власти во внешнеэкономических связях в определенной мере урегулированы законодателем и поддерживают конституционные принципы. Проблемы возникают в случае непосредственных контактов иностранных органов государственной власти с региональными.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // Российская газета. № 8. 16.01.1999
3. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О международных договорах Российской Федерации" // Российская газета. № 140. 21.07.1995.
4. Алехнович, С.О. Международные связи регионов и экономическая безопасность России / С.О. Алехнович // Законодательство и экономика. 2003. № 2.
5. Красинский, В.В. Механизмы государственной интеграции в федеративных государствах / В.В. Красинский // Современное право. 2017. № 10.
6. Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. М.: Норма, 2002. 394с.
7. Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С.М. Шахрай. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 2000.
9. Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 92-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан" // Российская газета. № 142. 25.07.2000.