Статья:

Фактор власти в современной экономике

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(50)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гадашакаева Д.Р., Цинпаева Ф.С. Фактор власти в современной экономике // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 29(50). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/50/44980 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Фактор власти в современной экономике

Гадашакаева Диана Руслановна
студент, Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала
Цинпаева Фарида Сулеймановна
канд. экон. наук, доцент, Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала

 

Аннотация: в статье отражено место фактора власти в экономическом анализе и в на различных рынках, рассмотрены субъекты экономической власти подходы к ее определению, объекты и предмет, обозначено ее развитие и масштабы в современном мире.

Ключевые слова: экономическая власть, эффективность, анализ, теория власти, издержки, рынок, фактор власти.

 

На сегодняшний день в экономической научной теории имеет место образование и развитие двух определяющих направлений, основанных на изучении фактора власти. Но грань их пересечения размыта, а большинство понятий и терминов вовсе не имеют четкого определения. Главным в анализе можно выделить результативность какого-либо явления, если рассматривать его с точки зрения производства, обмена и распределения ресурсов. По причине анализа различных факторов, таких как цены, инфляция и т.д., было сформировано несколько экономических теорий, затрагивающих эффективность. Следовательно, такие теории власти, в основном, уделяют свое внимание влиянию фактора власти на эффективность экономики. Предметом, в этом случае, могут быть представлены различные формы власти (политическая, военная и т.д.), среди них можно выделить экономическую форму. Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. [1, с. 226]

Теория экономической власти направлена на изучение всех аспектов и не взаимодействует только с анализом эффективности экономики. Следовательно, нужно определить рамки, то есть границы действия, экономической власти. Так, её можно выделить как власть в сфере народного хозяйства. Или, например, экономическая власть определяется как власть, которая обретается при использовании различных экономических средств, преимущественно финансового капитала. Но определить точно, какие средства завоевания власти относятся к экономическим, не так просто.

Помимо этого, в реальной жизни в основе каждой формы власти лежит применение всех ресурсов, различия состоят только в пропорции их соотношения. В этом и заключается проблема точного разграничения экономической и прочих формы власти. Однако, часто неким толчком к проявлению экономической власти выступают внеэкономические методы, благодаря которым как следствие власть расширялась и распространялась на базе экономических факторов. Немало крупных предпринимателей в России борются за власть, влияние и богатства, используя связи с государством, с теми или иными криминальными структурами и т.д. Такая ситуация наблюдается не только в России, но и в других странах.

Экономической властью определяется власть хозяйствующих субъектов в сфере экономики. Помимо рассматриваемой экономической формы власти, в экономической теории можно выделить и, так называемые, "пограничные" формы власти. Например, власть экономической элиты, влияющая на политические решения (лоббизм). Её достаточно сложно отделить от самой экономической формы власти, так как в этом случае исход политических решений, принятых с помощью лоббирования, имеет воздействие на экономику в целом и на её эффективность. Это относится и к власти государства, так как оно выступает как институт политической сферы, а все принимаемые им решения (и не только в рамках экономической политики), оказывают своё действие и на эффективность экономики. Проблема власти в экономике является актуальной и в настоящее время этому фактору уделяется немало исследований. Раньше фактор власти практически игнорировался. Так анализом рассматривался рынок совершенной конкуренции, где не существовало препятствий для входа и выхода, также рассматривалось много агентов, которые были осведомлены о деятельности друг друга. Поэтому в таком анализе экономические агенты могли принимать решения, не беря во внимание деятельность, а иногда и само существование других экономических агентов. В такой ситуации ни один агент не в состоянии оказать какое-либо воздействие на положение рынка и на уровень цен. Таким образом, в модели совершенной конкуренции фактор власти не учитывался вообще.

С появлением и развитием монополий и олигополий сформировалась теория несовершенной конкуренции Эдуарда Чемберлина и Джоана Робинсона. В этом подходе имеет место влияние некоторых экономических агентов на развитие самого рынка, а также на реакцию других участников. Это воздействие оказывается косвенными методами, в основном, через влияние экономических агентов рынка на уровень цен.

В теории отраслевых рынков монопольная власть, как правило, принимается за фактор, который снижает экономическую результативность. Власть в организации изучалась Р. Коузом, О. Уильямсоном и другими сторонниками неоинституционального подхода. В рассматриваемой ими контрактной теории фирмы экономическая власть в определенных случаях признаётся намного более эффективной, чем ценовой механизм. Так существование властных отношений выражается как иерархический признак, который позволит максимально снизить трансакционные издержки. Оно также может быть связано с издержками управления, которые устанавливают рамки её распространения. В результате исследования экономической науки было признано, что власть является эффективной, только в определённых границах.

Позднее сформировался подход к определению власти в организации, базирующийся на теориях менеджмента и представлении власти как формы организационного поведения и взаимодействия между работниками и руководителями, менеджерами и собственниками и т.д. Согласно этому подходу большое внимание отдано определённым формам и видам власти, а также  признанию экономической власти самостоятельной целью.

Остальные подходы определяют экономическую власть путём выделения её как средства для достижения экономических целей или для уменьшения трансакционных издержек. Важной отрицательной чертой вышеперечисленных подход долгое время являлась их обособленность от теоретических концепций и определённо прикладная ориентация. Хотя позднее этот разрыв стал сокращаться больше всего из-за развития теории организации.

Власть оказывает значительное влияние на экономическую результативность не только на микро-, но и на макро- и мегауровне. В основном изучается воздействие власти в корпорациях на деятельность мировой экономики. Эта власть постоянно возрастает, корпорации сосредотачивают её в сфере экономики. Структура экономической власти заключается в оценке в  различных подходах роли власти в экономических отношениях. Можно сказать, что это происходит в связи с изучением различных форм и видов экономической власти, в результате чего появляется необходимость в определении ключевых элементов отношений.

Если рассматривать с точки зрения функционирования рынка, то в этом случае власть субъекта базируется на возможности воздействия на цены в рыночных условиях и на максимизацию прибыли, ограничивая объем производства и сбыта. Власть на рынке имеет место и в инновационной конкуренции, в слияниях и поглощениях. Располагая по убыванию степень власти, то прежде всего она максимальна в условиях монополии, затем в условиях олигополии, на фирмах на рынке монополистической конкуренции и на фирмах на рынках совершенной конкуренции. Отдельное внимание уделяется власти на специфических рынках, отличающихся от представленных в традиционной теории: сетевых, корпоративных и административных рынках. Объектами власти здесь выступают компании, осуществляющие деятельность на данном рынке. Также существует власть во внеэкономической сфере, которая может оказывать влияние на решения органов государственной власти и субъектов других сфер общественной жизни (например, лоббизм).

В зависимости от зоны применяются разные инструменты и ресурсы власти, по-разному решается проблема экономической результативности. Допустим, если власть в рыночных условиях неэффективна, как правило, из-за эгоистического поведения, то организационная власть неэффективна  по причине увеличения размера структур и повышения издержек контроля.

Среди главных субъектов экономической власти можно выделить: финансовые и нефинансовые корпорации; метакорпорации, или группы, включающие множество компаний, банков и т.п.; международные правительственные и неправительственные экономические и финансовые организации (МВФ, Мировой банк, ВТО и т.д.); некоммерческие структуры, воздействующие на экономические процессы (профсоюзы, объединения потребителей, гражданские союзы и др.); государственные органы (принимая решения, воздействующие на экономическую сферу); отдельные предприниматели и руководители корпораций, а также государственные чиновники; формальные и неформальные объединения предпринимателей. [4]

Часто среди вышеперечисленного скрывается власть определённых людей.

В период ХХ века наблюдался поэтапный переход в корпорациях от власти собственников к власти менеджмента. Однако сейчас в некоторых странах существуют законы, которые определяют права и защищают интересы собственников, ограничивая власть менеджмента. Наибольшее усиление наемных рабочих наблюдается в организациях. Власть каждого субъекта выражается ресурсами, которыми он имеет. Это могут быть личность, финансовый капитал, связь с более могущественной структурой, членство в организации и т.д. С помощью ресурсов, имеющихся в наличии, субъект может предпринимать меры (подкуп, принуждение и т.д.), оказывая влияние на объекты власти, что, в свою очередь, приводит к увеличению масштабов его властного пространства. Данные меры описывают состояние не только субъекта власти, но и объекта. [2, с. 342] Экономическая власть часто приводит к снижению эффективности экономической деятельности. Так, сохранение власти требует от субъекта внушительного труда, средств и возможностей. Имеют место "издержки контроля", которые увеличиваются пропорционально развитию бюрократии. Также в экономике можно выделить издержки эгоистического применения власти. К примеру, в условиях монополии субъект имеет возможность намеренно снижать масштабы выпуска и завышать цены, что, в свою очередь, не приводит к общественной выгоде, или стараться несильно снижать издержки, вводить какие-либо инноваций. Также не стоит рассчитывать и на то, что субъект, даже сознательно не понимая малоэффективность принятых им решений в отношении общества, будет действовать по-другому, когда это не обуславливает процесс наращения власти или увеличения прибыли. Власть по своей сути индивидуалистична и уделяет большое значение росту общественного блага только в том случае, когда оно пойдёт ей на пользу. Помимо этого формируются издержки недостаточной информированности и рациональности поведения субъекта власти, который также может допустить ошибку, как и любой экономический агент. Но последствия отражаются не только на нем самом, но и на всех объектах власти, подчиненных ему. Кроме того, существует определенный лаг между принятием субъектом решения и его исполнением. В современной экономической системе в основном преобладает экономика власти. Таким образом, отношения власти могут быть и эффективными. Экономическая власть является причиной исчезновения как трансакционных, так и информационных издержками, а на их месте возникают издержки контроля. Помимо этого, одной из особенностей экономики власти является наличие частых, так называемых провалов, рынка, в этих случаях требуется помощь власти, преимущественно государственной. Именно конкуренция за власть подталкивает хозяйствующие субъекты к своему развитию. Например, микроэкономическая власть, при которой конкретные субъекты экономики, которые смогли выиграть в ценовой или инновационной конкуренции, заметно увеличивают свою власть, по размерам, как правило, сравнимую с рынком. Что касается политической конкуренции, то здесь можно определить государство как совокупность институтов и организаций, нацеленных на исследование политической ренты или увеличение масштабов собственного влияния. Таким образом, формируется потребность той организации государства, в которой политическая конкуренция принуждает политиков и прочих чиновников улучшать и расширять свою деятельность. В современном развитом мире все больше уделяется значение международным организациям таким, как Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), с точки зрения их места как центра экономической власти, хотя они по-прежнему зависят от правительств. К примеру, решение США является более весомым при обсуждение каких-либо вопросов МВФ. Также немаловажной является и власть некоммерческих организаций (НКО), так как облает большой поддержкой со стороны населения. Так под их воздействием корпорациям приходится вводить усовершенствованные формы и способы защиты природы, повышать размеры социальных инициатив. [3, с, 395] В данной статье приведены некоторые подходы и особенности развития власти в современной экономике. Таким образом, можно сделать вывод, что определение фактора власти способствует наиболее полному анализу и оценке всем происходящим процессам в экономике. По сравнению с исследованием основных подходов экономической теории, которые рассматривают, как правило, объективные факторы, изучение природы власти же уделяет значительное внимания зачастую недооценённым иррациональным, субъективным факторам. Главное особенностью экономической конкуренции является борьба за власть и то, что рынок регулярно возрождает монополию. Поэтому анализ фактора власти выступает немаловажным направлением в  экономической науке.

 

Список литературы:
1. Арьянова Д. А. Экономическая власть и ее влияние на формирование эффективных институтов рыночной экономики // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 226-227
2. Белецкая Л.В., Белецкий О.В., Савич В.И. Экономическая теория. Учебник – Санкт-Петербург.: изд. Экономист - 2017. - 510 с.
3. Мюррей Р. Власть и рынок: государство и экономика// Серия: Австрийская школа #22 – г.Пермь. – Изд. Социум – 2016. – 470 С.
4. Электронный ресурс:  http://institutiones.com/theories/48-2008-06-12-09-23-50.html Федеральный образовательный экономический портал (Дата обращения: 19.12.2018)