Статья:

Льготы по налогу на имущество организаций

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(50)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Касумова З.М., Алиева Э.Б. Льготы по налогу на имущество организаций // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 29(50). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/51/44841 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Льготы по налогу на имущество организаций

Касумова Зайнаб Мурадовна
студент Дагестанского государственного университета, Юридического Института, РФ, г. Махачкала
Алиева Эльмира Башировна
канд. экон. наук, доцент кафедры административного и финансового права Дагестанского государственного университета, Юридического Института, РФ, г. Махачкала

 

Privileges for property tax organizations

 

Аннотация. Переход к налогообложению недвижимости в РФ решает многие проблемы имущественного налогообложения, но оставляет без изменений практику предоставления налоговых льгот на уровне субъектов РФ. Власти регионов имеют полномочия устанавливать отдельные элементы налога на имущество организаций согласно действующему законодательству о налогах. В связи с чем исследования и предложения по совершенствованию практики предоставления налоговых льгот на региональном уровне имеют высокую актуальность. В результате исследования сформулированы принципы предоставления льгот по налогу на имущество организаций, в соответствии с которыми должна строиться региональная налоговая политика в среднесрочной перспективе.

Abstract. The transition to taxation of real estate in the Russian Federation solves many of the problems of property taxation, but leaves unchanged the practice of providing tax incentives at the level of subjects of the Russian Federation. Regional authorities have the authority to establish individual elements of the property tax of organizations in accordance with the current tax legislation. In this connection, research and proposals for improving the practice of providing tax incentives at the regional level are of high relevance. As a result of the study, the principles for granting tax exemptions on the property of organizations were formulated, in accordance with which the regional tax policy should be based in the medium term.

 

Ключевые слова: налог, имущество, организация, бюджет, доход, расход, льгота, преференция, эффективность, регион.

Keywords: tax, property, organization, budget, income, expense, benefit, preference, efficiency, region.

 

Актуальность исследования механизма предоставления налоговых льгот организациям обусловлена тем, что, с одной стороны, именно он является основным инструментом государственного регулирования деятельности крупного и малого бизнеса, который оказывает влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной инфраструктуры, создание нужных отраслевых объектов. С другой стороны, некоторые виды налоговых льгот выступают причиной «выпадающих» доходов федерального и региональных бюджетов.

Особый интерес в данном контексте представляет механизм предоставления льгот по налогу на имущество организаций, который в последнее время претерпевает законодательные изменения.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Его уплачивают и отечественные, и зарубежные компании, занимающиеся основной деятельностью в России через постоянные представительства либо обладают недвижимым имуществом в собственности на территории России.

В соответствии с НК РФ существует два варианта предоставления льгот по налогу на имущество организаций:

  • льготы на налогу, предоставляемые на федеральном уровне и предполагающие полное освобождение от оплаты данного вида налога. Полный перечень льгот для организаций по налогу на имущество представлен в статье 381 НК РФ[1];
  • преференции, которые устанавливаются субъектами РФ. Это прописывается в действующем законодательстве и соответствующих нормативно правовых актах.

Кроме того, льготы, которыми обладают организации в отношении определенных видов имущества, условно разделяют на льготы, установленные на неопределенный период, и льготы, действие которых ограничено во времени.

В 2017 году движимое имущество, которое компания приняло к учету после 1 января 2013 года, не облагалась налогом. Правило не касалось случаев, если такие активы организация получила от зависимого контрагента. Такое правило было введено, чтобы дружественные организации искусственно не занижали платеж в бюджет, передавая активы друг другу.

Но Налоговый кодекс ограничил срок данной нормы – с 1 января 2018 она перестала действовать.

Чтобы понять, требуется ли фирме платить с актива налог или нет, нужно различать движимые и недвижимые активы.

Недвижимое имущество – активы, которые прочно связаны с землей. То есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Сама земля при этом не является объектом налогообложения.

Налог на имущество – является налогом регионального уровня. Это значит, что его порядок расчета, уплаты и льготы определяется не только НК РФ, но и законодательными органами государственной власти субъектов РФ.

Условия имущественного платежа на федеральном уровне регламентирует глава 30 НК. При этом власти регионов вправе уточнять его.

Налоговая база - определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено указанной статьей НК РФ.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со (статьей 378.2 НКРФ).

Согласно НК РФ, ставка по движимым активам не может превышать 1,1 процент (п. 3.3 ст. 380 НК). Это значит, что власти регионов вправе только снижать ставку. Повышать ее нельзя. Причем регионы вправе установить пониженные платежи не для всех налогоплательщиков, а для какой-то одной категории. Все подробности надо записать в региональном законе.

Однако со следующего года максимальная ставка увеличится в два раза – она будет равна 2,2 процента. Региональные законодатели вправе не повышать свою ставку. Но не будет нарушением закона, если они это сделают. Главное не превышать максимальное значение.

Например, в 2018 году регионы имеют право сделать движимую собственность, которая была получена после 2013 года, необлагаемой налогом. Ряд регионов использовали данную возможность и приняли и приняли соответствующие законы, например Чеченская Республика. Это означает, что предприятия в данных регионах вообще не уплачивают налог с движимого имущества, или устанавливается специальная пониженная ставка по активам, которые были приняты на учет после 1 января 2012 года [2].

Для Республики Дагестан налоговая ставка по налогу на имущество в 2018 году равна 1,2 %, но важно сказать о том, что законом Республики Дагестан от 08.10.2004 № 22 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено повышение данной процентной ставки и она будет установлена в размере 1,3 процента – в 2019 году и 1,5 процента – в 2020 году [3].

Современные российские условия дефицитности региональных бюджетов требуют проведения грамотной политики по предоставлению налоговых льгот, в том числе и по налогу на имущество организаций [4].

В налоговой системе страны, налог на имущество организаций не исполняет должной ему бюджетообразующей роли для региональных бюджетов по следующим причинам: во-первых, размер «выпадающих» доходов бюджета значителен из-за установленных льгот и преференций на федеральном уровне; во-вторых, различные регионы активно применяют льготы и преференции по налогу на имущество организаций в качестве инструмента горизонтальной налоговой конкуренции. Ежегодно бюджетная система стране недополучает около 0,22% от ВВП из-за установленных имущественных налоговых льгот и сниженных ставок. При этом, чем менее привлекателен регион или муниципальный округ для налогоплательщика, тем больше число видов деятельности, по которым предоставляются поощрения по налогу на имущество. Иногда полное освобождение от уплаты имущественного налога становится условием для реализации инвестиционного проекта по созданию крупного производства именно на территории определенного региона РФ.

Таким образом, выходит, что чем ниже уровень налогового потенциала региона или муниципального округа, тем больше льгот и преференций по налогу на имущество власти субъекта РФ готовы установить для потенциальных налогоплательщиков, что, в свою очередь, прямо влияет на сокращение налоговых поступлений в региональные бюджеты. Решение данной проблемы видится в изменение основных направлений предоставления льгот на уровне регионов [5].

В сфере налогообложения предприятий построение налоговой политики регионов и государства необходимо осуществлять на основании следующих положений:

  • важно чтоб любые принимаемые и уже принятые налоговые льготы и преференции не создавали преград и других трудностей для налогового администрирования;
  • любые новые налоговые льготы и преференций должны устанавливаться только на основании тщательной оценки их эффективности.

Так же следует провести инвентаризацию имеющихся налоговых льгот и преференций по налогу на имущество организаций, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и законами регионов, проанализировать обоснованность и эффективность использования поощрений, а также принять меры по их оптимизации.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
2. Босердт Н.Ю., Белоусова Е.Н. Анализ исчисления и уплаты налога на имущество организаций // Результаты современных научных исследований и разработок сборник статей IV Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018. С. 89-91.
3. Закон Республики Дагестан от 08.10.2004 № 22 «О налоге на имущество организаций» (принят Народным Собранием РД 30.09.2004) // Собрание Законодательства Республики Дагестан от 01.01.2004, №10. 
4. Васильева А.Ю. Совершенствование механизма предоставления льгот по налогу на имущество организаций // Развитие современной науки : теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь, 2018. С. 33-35.
5. Лыкова Л.Н. Региональная составляющая налоговой политики: возможности поддержки экономического роста // Проблемы развития территории. 2018. № 2 (94). С. 71-86.