Статья:

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОМПАНИЯХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сидорова Г.С., Брызгалова И.Ю. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОМПАНИЯХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(75).pdf (дата обращения: 14.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОМПАНИЯХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сидорова Галина Сергеевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Брызгалова Ирина Юрьевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Самсонов Владимир Владиславович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

На сегодняшний день государственный сектор занимает существенную долю в российской экономике и в корпоративной сфере в том числе. Актуальность указанной проблематики обусловлена наличием компаний с государственным участием практически во всех секторах экономики.

При рассмотрении данной темы важно обратить внимание на тот факт, что определение термина «компания с государственным участием» в законодательстве отсутствует. Ранее это понятие раскрывалось в Государственной программе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 2014 года, однако, на текущий момент документ признан утратившим юридическую силу [1, с. 18].

Значимость изучения вопроса корпоративного управления в компаниях с государственным участием предопределена существованием различных стратегических объектов, деятельность которых оказывает непосредственное влияние на развитие России и ее благополучие. Именно по этой причине такие специализированные предприятия контролируются государством, главным образом посредством приобретения им долей в компаниях.

В частности, наибольшее количество акций государству принадлежит в направлениях промышленности (к примеру, доля РФ в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» – более 90%), транспорта (в ПАО «Совкомфлот» – не менее 80%), добычи полезных ископаемых (в ПАО «Газпром» – РФ обладает контрольным пакетом акций, т.е. более 50%), в банковской отрасли (в ПАО Банк «ВТБ» – свыше 60%) [5].

Кроме того, ведется наблюдение за тем, какую долю в ВВП занимают такого рода компании. На основе данных, полученных в мае 2023 года в результате исследования, проведенного ИПЭИ РАНХиГС, можно прийти к выводу, что доля государства в ВВП активно растет с каждым годом. Если в 2000 году компании с государственным участием обеспечили 31,3% ВВП, то в настоящее время данные показатели возросли почти в 2 раза – до 56,2% в 2021 году [4].

В 2022 году был опубликован отчет Росимущества, содержащий сведения о составе и структуре долей, находящихся в федеральной собственности. По состоянию на 03.06.2022г. насчитывалось 668 обществ – компаний с государственным участием. При этом, подавляющее большинство, а именно 563 организации, управляются через Росимущество [11].

Рассматривая проблему корпоративного управления в компаниях с государственным участием представляется необходимым учесть принятие в 2014 году Кодекса корпоративного управления (далее – Кодекс) [3].  Положения указанного акта носят рекомендательный характер и направлены прежде всего на защиту прав и интересов акционеров, и, конечно, на повышение привлекательности корпорации для инвестиционной деятельности. В документе акцентируется внимание на невозможность надлежащего обеспечения и реализации корпоративного управления основываясь лишь на нормах законодательства. Кроме того, указывается на важность учета морально-этических стандартов в применении инструментов корпоративного управления.

Многие акционерные общества с государственным участием утвердили собственные Кодексы корпоративного управления (поведения). В частности, к ним относятся: Кодекс ПАО «Газпром» 2017 года; ПАО «Сбербанк» с Кодексом в последней редакции 2020 года; ПАО «Аэрофлот» и принятый обществом Кодекс в 2017 году, и другие.

Несомненно, для достижения успешной и благоприятной практики корпоративного управления предполагается соблюдение предписаний закона, вышеупомянутого Кодекса, а также международных корпоративных стандартов управления, принятых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1999 году и пересмотренных в 2023 году. Важнейшими целями принципов признаются улучшение правовой и институциональной базы корпоративного управления, разработка рекомендаций по правам акционеров и инвесторов, осуществление действий по корпоративному раскрытию для обеспечения тенденций устойчивого развития [10]. Выработанные базовые принципы подотчетности, честности, прозрачности и ответственности выступают основой для принятия правил корпоративного управления в обществах с государственным участием, что способствует повышению уровня конкурентноспособности и налаживанию экономической стабильности АО.

Говоря об исключительной роли структур с государственным участием нельзя не затронуть их особое воздействие на совершенствование корпоративного управления и развитие фондового рынка. Вследствие своего немалого масштаба так называемые госкомпании считаются опорой для частных компаний, поскольку применяют такие же инструменты корпоративного управления, как и компании с государственным участием. Исходя из этого можно подчеркнуть следующее: чем эффективнее показатели использования определенных методов корпоративного управления в госкомпаниях, тем более востребованными они могут стать в частных корпорациях.

Безусловно, государство в силу его положения собственника, обладает рядом специфических особенностей, что порождает некоторые проблемы корпоративного управления в госкомпаниях. В первую очередь на непродуктивность инструментов управления влияют наиболее сложные и комплексные цели и задачи, стоящие перед государством, а также массовость таких компаний, которая должна сочетаться с их разнородностью [6, с. 111].

Для компаний с государственным участием характерна, как правило, смешанная модель корпоративного управления.

Коллегиальным органом АО выступает совет директоров, обладающий общей компетенцией исходя из смысла статьи 64 Закона «Об акционерных обществах» [12]. Перечень его полномочий регламентируется статьей 65 указанного закона. Здесь необходимо уточнить, что в корпорациях с долей государства данный орган не наделен контрольными функциями. Процесс образования коллегиального органа в такого рода АО своеобразен, поскольку кандидатов в совет директоров представляют федеральные органы исполнительной власти. В результате чего орган АО подотчетен государственным органам [2, с. 118]. В корпорациях со 100% участием государства роль совета директоров носит формальный характер, так как цель его создания – лишь соблюдение структуры АО, установленной законом.

Единоличный исполнительный орган будет формироваться также государством в лице Росимущества. В качестве исключительных случаев для принятия решения может потребоваться согласование с иными государственными органами. Например, Правительство РФ в обязательном порядке принимает участие в определении органов стратегических корпораций. Следовательно, совет директоров не играет роли в формировании исполнительных органов.

Государство, являясь неодушевленным субъектом правоотношений, самостоятельно участвовать в них не может. Оно воплощает собственные, личные интересы посредством законных представителей в аппарате управления корпорации. К примеру, в совете директоров АО присутствуют государственные служащие, профессиональные поверенные, независимые директора [7, с. 36]. Что касается исполнительных структур в организациях с государственным участием, то в данной ситуации опять же назначаются государственные представители.

При таких обстоятельствах следует упомянуть о проблеме назначаемых государством лиц. Так, Шиткина И.С. указывала не некомпетентность представителей для продуктивного управления обществом. Помимо этого, подчеркивается отсутствие мотивации и четкого целеполагания у таких работников [13, с. 100].

Необходимо отметить и состав органов общества с долей государственного участия. Члены исполнительных органов могут входить в совет директоров, но их число ограничено – четверть от всех членов совета. Генеральный директор (директор) не вправе одновременно быть председателем наблюдательного совета. Если исполнительные органы входят в состав коллегиального органа управления, то нарушается один из основополагающих принципов корпоративного управления – подотчетность. Функции органов управления не должны пересекаться и подлежат разделению на контрольные и управленческие. В случае, когда собственники являются членами и совета директоров, и исполнительных органов, складывается обстановка, при которой указанные уровни структуры АО сосредотачиваются в единый сектор, что в любом случае противоречит стандартам корпоративного управления.

В целом статус государства как собственника пакетов акций неоднозначен и имеет двойственную природу в связи с тем, что с одной стороны оно выступает акционером, соответственно обладает присущими им правами – право на участие в управлении, на выплаты по дивидендам и прочее. Но с другой стороны государство обязано выполнять возложенные на него публичные полномочия, в том числе надзорные функции [8].

Тоже самое касается и лиц, назначаемых в органы АО, ведь несмотря на то, что государственные служащие наделены полномочиями публичного характера, им также принадлежит комплекс корпоративных прав и обязанностей. Естественно, сложившаяся ситуация может служить поводом к возникновению конфликта интересов [2, с. 119].

Несмотря на значимость структур с государственным участием для развития экономической сферы в целом, современный этап характеризуется направленностью на уменьшение числа таких компаний, что непосредственно связано с активной продажей акций по принятому плану приватизации. Ожидается сокращение количества госкомпаний к 2025 году на 35% путем их приватизации, реорганизации и ликвидации [9].

Таким образом, бесспорно, в системе корпоративного управления в организациях с государственным участием имеется немало пробелов и недостатков, однако при условии ее совершенствования, а также дальнейшей устойчивости и эффективности можно достичь увеличения источников накопления в бюджете страны, модернизации процесса управления такими компаниями и, конечно, выработки наиболее стабильной и непротиворечивой модели корпоративного управления в структурах с долей государственного участия.

 

Список литературы:
1. Актуальные проблемы и задачи корпоративного права: монография / под редакцией доктора юридических наук В.В. Романовой. — Москва: Издательская группа «Юрист», 2020. — 240 с.
2. Артемова П.В., Таварьян Е.А. Состояние и проблемы корпоративного управления на предприятиях с государственным участием в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С. 117 – 121.  
3. Вестник Банка России. 2014. № 40 (1518). 
4. Госкорпорации России [Электронный ресурс] URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Госкорпорации_России (дата обращения: 19.04.2024).
5. Компании с государственным участием на Московской бирже [Электронный ресурс] URL: https://gazprombank.investments/blog/reviews/state-participation-companies/ (дата обращения: 19.04.2024).
6. Литвинова А.А. Особенности корпоративного управления в компаниях с государственным участием // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 109-112.    
7. Мартыненко Т. В., Бондаренко Ю. А. Проблемные вопросы и современные тенденции в управлении компаниями с участием государства в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 35–40.
8. Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ. Автореф. дис. ...канд. юрид. Наук. М., 2013.
9. План деятельности Министерства финансов РФ на 2020-2025 гг.// [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.04.2024).
10. Принципы корпоративного управления ОЭСР. [Электронный ресурс] URL: https://www.oecd.org/corporate/principles-corporate-governance/ (дата обращения: 20.04.2024).
11. Состав и структура пакетов акций (долей), находящихся в федеральной собственности по состоянию на 03.06.2022 // Федеральное агентство по управлению государственным имуществом [Электронный ресурс] URL: https://rosim.gov.ru/documents/426678 (дата обращения: 20.04.2024).
12. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996 – № 1 – ст. 1.
13. Шиткина И.С. Холдинги: Правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группах компаний / И.С. Шиткина. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — 552 с.