Применение балльно-рейтинговой системы как способа оценки знаний студентов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(52)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(52)
Применение балльно-рейтинговой системы как способа оценки знаний студентов
The use of point-rating system as a way to assess students' knowledge
Tatyana Lishik
student South-Russia Institute of Administration - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В статье определены цели и задачи балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. Выявлены преимущества и недостатки системы. Проведен анализ отношения студентов к балльно-рейтинговой системе.
Abstract. The article defines the goals and objectives of the point-rating system for assessing students' knowledge. Identified the advantages and disadvantages of the system. The analysis of the attitude of students to the point-rating system.
Ключевые слова: балльно-рейтинговая система оценивания, контроль успеваемости, уровень знаний студентов, рейтинг, успеваемость.
Keywords: point-rating assessment system, performance monitoring, students' level of knowledge, rating, performance.
С изменением системы образования в соответствии с мировыми стандартами нового поколения требуются усовершенствованные либо совершенно новые способы контроля качества обучения. В связи с этим большая часть вузов перешла на балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов. Балльно-рейтинговая система – это комплексная система оценки качества учебной работы студентов, осваивающих основные образовательные программы высшего образования. Законом, регулирующим деятельность образовательных учреждений, является ФЗ "Об образовании в РФ", однако, в нем не установлены чёткие критерии оценки качества знаний обучающихся. Следовательно, выбор системы в основном лежит на образовательном учреждении. Целью балльно-рейтинговой системы оценки учебных результатов студентов является комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ профессионального образования [1]. К основным задачам БРС следует отнести следующие: регулярная оценка и контроль успеваемости, соответствие степени знаний, умений и способностей учащихся требованиям образовательных стандартов, а также хранение информации о результатах на бумаге или электронных носителях; использование различных форм и методов при контроле качества процесса, а также результатов обучения; формирование условий для освоения ключевых образовательных программ; формирование у студентов мотивации к постоянной аудиторной и самостоятельной работе; создание объективного отбора претендентов на получение стипендии и иных форм поощрения.
Почему же многие склоняются к выбору балльно-рейтинговой системы? Вероятно, она имеет конкретные преимущества перед сложившейся ранее. Можно назвать некоторые из них. Итак, первым преимуществом является то, что при расчете баллов за каждое посещенное семинарское занятие или лекцию стимулируется желание студентов не пропускать пары. Второе преимущество заключается в том, что работа студента на занятиях и лекциях даст ему шанс получить дополнительные баллы. Таким образом, каждый будет заинтересован в учебном процессе. Третье – за заработанные баллы студент имеет право получить оценку автоматом. К четвертому преимуществу можно отнести вероятность получения на экзамене оценки выше, так как в итоге суммируются баллы за работу в течение семестра и ответ студента на экзамене. И, наконец, пятым преимуществом можно назвать возможность студента, посещающего занятия и выполняющего основные задания, получить минимальный балл по дисциплине. Таким образом, студент будет иметь допуск к зачету.
Помимо преимуществ, данный способ оценки знаний студентов имеет и свои недостатки, а именно: 1) студенты, обладающие высоким потенциалом, идеально подготовленные к экзамену, но по каким-либо причинам не посещающие лекции и семинарские занятия, не имеют возможности получить отличную оценку, потому что у них не хватает баллов за работу в течение семестра; 2) некоторые предметы имеют небольшой объем, поэтому у студентов иногда просто нет возможности получить желаемое количество баллов; 3) оценка производится количественным, а не качественным образом. Это значит, что оцениваются не реальные знания студентов и не стремление к их получению, а количество сделанных работ, отвеченных рефератов, посещенных лекций и т.п.; 4) БРС провоцирует конфликтные ситуации в группе. Количество баллов часто пропорционально количеству ответов на семинаре, очень редко есть возможность опросить всю группу, дать доклады всем, что в итоге приводит к разногласиям и недопониманию.
Однако каждое высшее учебное заведение имеет свои особенности применения балльно-рейтинговой системы и, соответственно, определенные результаты. Поэтому считается необходимым привести практику Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС для того, чтобы наглядно показать, каким образом количественно оценивается уровень знаний студентов. В 2018 году были внесены изменения в балльно-рейтинговую систему ЮРИУ РАНХиГС. Как и раньше, студенты за работу в течение семестра получают рейтинговые баллы в сумме за 2 блока (максимум 60 баллов). Что касается нововведений, в регламенте проведения балльно-рейтинговой оценки в ЮРИУ РАНХиГС установлены конкретные баллы для получения автомата по зачету, а также любой оценки по экзамену. Таким образом, студент, получивший за семестр 35 баллов, будет допущен к итоговому экзамену, но не получит никаких привилегий. При наборе 45 баллов студент имеет право автоматом получить оценку 3; 50 баллов - 4, а с 55 баллов он получает 5.
За сдачу экзамена/ зачета/ дифференцированного зачета студенту может быть начислено от 0 до 40 баллов включительно. Баллы начисляются в соответствии с приведенной ниже шкалой (Таблица 1) [2]. Данные баллы суммируются с заработанными в течение семестра, и после этого выставляется итоговая оценка. Так, набрав в сумме за экзамен и работу на семинарских занятиях, лекциях 55-70 баллов, студент получит оценку удовлетворительно, 71-86 – оценку хорошо, от 86 – отлично.
Таблица 1.
Перевод оценок в баллы за ответ при сдаче промежуточной аттестации
№ п/п |
Уровень ответа |
Начисляемые баллы |
1 |
Отлично |
40 баллов |
2 |
Хорошо |
30 баллов |
3 |
Удовлетворительно |
20 баллов |
4 |
Неудовлетворительно |
0 баллов |
Таким образом, нововведения в системе оценки стимулируют студентов к работе, но, к сожалению, очень часто это сводится к одной цели - получению необходимого количества баллов. Можно назвать множество плюсов и минусов БРС, но для более четкого представления ее со стороны студентов, необходимо провести анализ. Поэтому среди студентов ЮРИУ РАНХиГС был проведен опрос с целью выявления их отношения к балльно-рейтинговой системе. Результаты опроса можно увидеть на Рис. 1, 2.
Рисунок. 1 Критерии оценки БРС |
Рисунок. 2 Отношение студентов к БРС |
Исходя из данных опроса, можно с уверенностью сделать вывод, что студенты ЮРИУ РАНХиГС в основном обращают внимание на негативные стороны рассматриваемой системы оценки знаний. Отношение практически всех проголосовавших – безразличное или негативное. Это свидетельствует о том, что применение данной системы в меньшей степени ориентировано на студента.
Зачастую студенты сталкиваются со следующими проблемами: балльно-рейтинговая система не обеспечивает объективного отношения преподавателя, ошибки при выставлении баллов, конкуренция на занятиях ввиду получения более высокого рейтинга к концу семестра. Также студентов беспокоит следующее: отсутствие системы начисления баллов у многих преподавателей, что затрудняет работу, а также не даёт возможность заработать автомат в течение семестра. Конечно, БРС отличается не только своими преимуществами. Именно поэтому необходимо не просто «слепо» использовать систему, а более точно, конкретно для каждой дисциплины разработать критерии оценки работы студентов, при этом дать возможность добросовестным студентам получить обратную связь за их работу в течение семестра.