Статья:

Исследование особенностей мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(52)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Галимова Э.Э., Горшкова А.А. Исследование особенностей мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/52/45847 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование особенностей мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка

Галимова Элида Эдуардовна
студент ЕИКФУ «Елабужский институт Казанского Федерального университета», РФ, г. Елабуга
Горшкова Айгуль Альбертовна
студент ЕИКФУ «Елабужский институт Казанского Федерального университета», РФ, г. Елабуга

 

Педагоги уверены в том, что качество выполнения деятельности и результат данной деятельности зависят от потребностей человека, а также его мотивации. Мотивация вызывает некую активность, которая определяет выбор средств и приемов для достижения цели. Поэтому, мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности, а учебная мотивация – частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. [1]

В наше время очень тяжело найти обучающегося, которые не руководствуется мотивацией. У каждого старшеклассника есть цели, которые он хотел бы достичь. Старшим школьным возрастом можно считать период с 16 до 17 лет. Обучающиеся на данном этапе учатся в старших классах основной школы, поэтому данный период называется старшим школьным возрастом.

Основным мотивом изучения иностранного языка у старшеклассников является подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. Обучающийся начинает интересоваться теми школьными предметами, которые могут пригодится ему для подготовки к определенной профессии или для сдачи единого государственного экзамена.

Однако в старших классах для многих детей оценка важнее, чем получение самих знаний по иностранному языку. Маркова А.К. утверждает, что существует определённая связь между успеваемостью учащихся и соотношением у них мотиваций на получение знаний и оценок. Так, в старших классах у слабоуспевающих учеников мотив на отметку может быть выражен больше, чем на получение знаний. Превалирование мотива знаний над мотивом отметки имеется только у отличников и «ударников».

Мотивацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю. При внутренней мотивации обучающийся получает удовлетворение непосредственно от самого процесса изучения иностранного языка, выполнение заданий и решения задач.

Специфической особенностью внутреннего является то, что он не может быть какой-либо конкретной вещью, которая выступает в качестве поощрения, либо социальным отношением. При отсутствии внутренней мотивации учащийся занимается каким-то определенным делом, руководствуясь только внешними мотивами, куда можно отнести поощрение или оценка.

Примером внутренней мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка можно привести интерес и удовольствие, которые они получают в процессе изучения иностранного языка. Дети могут применить эти знания в будущей жизни, работе, в путешествиях или просто в общении с иностранцами.

Внешняя мотивация характеризуется потребностями общества. Такая мотивация связана с чувством долга перед родителями, семьей, близкими людьми, учителем, друзьями. Некоторые старшеклассники могут руководствоваться тем, что «иностранный язык в школьной программе, поэтому я его и учу», либо «я не люблю иностранный язык, но должен быть лидером в классе», «если я буду учить иностранный язык, то буду получать хорошие оценки».

Оценка является побуждающим фактором для школьников при внешней мотивации. Она используется, для того, чтобы побудить обучающихся приобрести новые знания. Как только были приобретены эти знания, ученики нуждаются в дополнительной мотивации, чтобы продолжить обучение.

Обучающийся, который получает удовольствие от самой учебы ощущает   свою    полную включенность в   свою деятельность. Он обладает хорошей концентрацией внимания, мыслей. Благодаря    включенности в   учебный процесс наблюдается умение чётко ставить   цель и задачи    в соответствии   с принятыми   требованиями. Кроме того, учащийся имеет устойчивую и   реалистичную самооценку.

Если возникает такая ситуация, когда у обучающегося есть как внешняя, так и внутренняя мотивация, то можно сказать, что это возможно лишь в тех случаях, когда деятельность учащегося находится в гармонии с требованиями, возможностями, умениями и способностями ученика.

Большое значение на становление мотивации имеет и характер учебной деятельности. Построение учебного процесса, наличие проблемных ситуаций и заданий, исследовательский метод обучения, - всё то, что способно воспитанию в ученике творческой личности. «В своей работе по формированию мотивов учения учитель должен опираться на достижения предыдущего возраста, в ходе изучения чего, ему предстоит выяснить, какие из позитивных особенностей предыдущего возраста еще не сформированы, и учесть это при планировании учебной деятельности. Работая с детьми любой возрастной группы, надо стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста, при этом, готовя почву для последующего возраста, то есть, ориентируясь не только на имеющийся уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов и учебной деятельности» [3].

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют большое количество различных факторов, такие как общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, взаимоотношения учителя и учащегося, помощь учителя, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения (примеры, опыты), необычная форма преподавания материла; игры, ситуации спора и дискуссии; умелое применение учителя поощрение и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьников учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельных переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Немало трудов посвящено роли внеклассной работы как инструменты повышения мотивации. Различные кружки, экскурсии, олимпиады, тематические вечера, факультативные занятия помогают обучающимся углубить знания по предмету. Кроме того, мотивации могут способствовать различные встречи с людьми, которые используют иностранный язык в своей профессиональной деятельности и жизни, так как ученики видят, что иностранный язык выступает средством приобретения материальных благ, и что это может пригодиться им в будущей жизни [4].

Что касается самостоятельной работы учащихся, то она тоже является отличным рычагом для поддержания и повышения мотивации. Выполнение домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений [5]. А участие учеников в общественно-полезной деятельности, когда школьники используют те знания и умения, которые они получили на уроках, способствует осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения к образованию [2].

Занимательные, творческие и необычные задания и задачи не только способствуют привлечению внимания обучающихся и повышению их мотивации, но служат средством формирования и развития мыслительных операций, таких как синтез, систематизирование, сравнение, анализ, аналогия и т.д. Они осуществляют тренинг творческого мышления школьников, развивают некоторые качества личности обучающихся, такие как самостоятельность, ответственность, инициативность, активность. Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношение между учителем и учеником. Одним из важнейших требований здесь является факт, что ребенка не нужно сравнивать с другими учениками, но с ним самим, его прежними результатами. Необходимо оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

Таким образом, мотивация – сложный процесс, изучение которого необходимо. Кроме того, многочисленные факторы, такие как оценка, отношения между учителем и обучающимся, общество, родители, сама организация учебного процесса влияют на мотивацию старшеклассников.

 

Список литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону.:Феникс,1997.- 480с.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер. - 2002. - С.22-66.
3. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика. - 2003.
4. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М.: Высшая школа. - 2001 - 117с.
5. Л.З. Якушина. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. - М: Высшая школа. - 2002. - С.12-21.