Статья:

Механизмы взаимодействия государственных /муниципальных органов власти и бизнес-структур по развитию социальной сферы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Шахназарян В.М. Механизмы взаимодействия государственных /муниципальных органов власти и бизнес-структур по развитию социальной сферы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 4(55). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/56/47127 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Механизмы взаимодействия государственных /муниципальных органов власти и бизнес-структур по развитию социальной сферы

Шахназарян Владимир Михайлович
магистрант, Российский государственный социальный университет, РФ, Москва

 

Аннотация. В статье рассматривается развитие взаимодействия государственных/муниципальных органов власти и частного бизнеса в социальной сфере посредством механизма государственно-частного партнерства, позволяющее повысить уровень оказываемых услуг и способствующее удовлетворению существующих комплексных потребностей в социальной сфере.

Ключевые слова: государственные/ муниципальные органы власти, бизнес, партнёрство, социальная сфера.

 

Одно из приоритетных направлений созданий институциональной среды инновационного развития, которое обозначенно в «Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года» является развитие механизмов частно-государственного партнерства. Частно-государственное партнерство будет способствовать преодолению различного рода ограничений экономического развития, как в инфраструктурной сфере, так и в социальной сфере, что будет способствовать выходу нашей страны на новейший уровень социально-экономического развития за счёт достижений новых черт экономического роста.

Под государственно-частным партнерством понимают институциональное и организационное объединение государственной/муниципальной власти и частного бизнеса для осуществления и реализации социально значимых проектов в различных сферах деятельности [1].

Взаимодействие государственных/муниципальных органов власти и бизнеса в социальной сфере необходимо для обеспечения сохранения и поддержания работоспособности социальных объектов, так как данные сферы сталкиваются с недостаточным финансированием расходов за счёт средств соответствующих бюджетов. Поэтому необходимо привлекать дополнительный капитал, поступающий путем реализации формы сотрудничества государства и частного бизнеса.

Социальная сфера, как и производственные предприятия, функционируют в условиях рынка, поэтому к ней предъявляются те же требования. Поэтому особое значение здесь имеет государственная поддержка, а особенно в форме государственно-частного партнёрства.

В создании механизма государственно-частного партнёрства в социальной сфере значительное влияние имеет создание институтов развития. К таким институтам относятся различного рода фонды, кластеры, технопарки и др. Как показывает зарубежный опыт перед государственно-частным партнёрством стоят непростые задачи, требующие участия специальных институтов. В итоге формируется институциональное партнёрство, включающее некоммерческие структуры. Следовательно, для того, чтобы успешно были реализованы проекты в социальной области нужно сочетать разные формы государственно-частного партнёрства, включать совместные проекты в федеральные или региональные целевые программы, принимать ведомственные программы, а также привлекать институты развития.

Немаловажным фактором, который влияет на эффективность государственно-частного партнёрства, становится хорошо развитое государственное стратегическое планирование. Это определяется как формами государственно-частного партнёрства, которые можно использовать в социальной сфере, так и его природой. Практика показывает, что в среднем срок реализации проекта может составить 5-15 лет. Так как государственно-частного партнёрства - это важный элемент инвестиционной политики, то необходимо развивать долгосрочную политику, чтобы обязательства, которые были приняты в начале осуществления проекта, были поддержаны и не менялись условия их реализации. Таким образом, государству как участнику данного соглашения необходимо принимать на себя определённые риски, к которым и относятся риски досрочного прекращения проекта. Данные риски связаны с порядком, использованием сооруженных объектов, в частности объектов социальной инфраструктуры. Более того, значительны валютные риски и риски, которые связаны с изменением условий рефинансирования проекта, не зависящие от частного инвестора. Развитие стратегического планирования позволит согласовать в долгосрочной перспективе стратегические цели государства и частного бизнеса на основе программы, в которой также описываются процедуры реализации определенных проектов.

Социальная сфера, как объект взаимодействия государственных/муниципальных органов власти и бизнеса имеет ряд спецефических черт.

1. Для того, чтобы объект социальной сферы был выделен в качестве объекта управления для государственно-частного партнерства, он должен быть экономически привлекателен для бизнеса, при этом должна сохраниться возможность обеспечить эффективный контроль и управляющее воздействие со стороны государства, что является основным условием, обеспечивающим привлечение бизнеса.

2. Объект социальной сферы должен быть приоритетом субъекта государственного или муниципального управления. Кроме того, чтобы данное партнерство было успешным должны быть обоснованные перспективы развития социальных объектов, иначе для общества данные реформы, преобразования, программы и планы партнерства не будут иметь положительного значения.

3. Управляемый социальный объект должен иметь определенную организационную форму, что обосновывает выбор формы взаимодействия государственных/муниципальных властей и бизнеса с максимально возможной реализацией возможностей и потенциала.

4. Социальные объекты должны иметь полное юридическое определение порядка формирования, общественного статуса, процедуры общественной подотчётности и контроля.

5. Объекты социальной сферы напрямую воспринимают культурные, естественно-природные и социально-экономические факторы внешней среды, с помощью которых разрабатывают технологии своей деятельности. Следовательно, управляемые социальные объекты неизменно будут отвергать любые модели, схемы и формы функционирования, которые по различным причинам нельзя осуществить в функционировании этих объектов.

6. Социальные объекты не имеют высокую инвестиционную привлекательность, как производственные объекты. Кроме того, формирование будущей прибыли партнёра – бизнес-структуры также ограничено социальным характером услуг, государственным регулированием цен на их оказание. Следовательно, при взаимодействии государственных/муниципальных властей и бизнеса в социальной сфере для стимулирования и мотивации последних необходимо использовать дополнительные блага. К примеру, больше 80% предприятий в нашей стране регулярно участвуют в дополнительном решении социальных проблем как на муниципальном уровне, так и уровне регионов, направляя на данные цели от 15 до 17% своей прибыли, в социальной сфере опыт реализации такого взаимодействия очень ограничен.

На сегодняшний день взаимодействие бизнеса и государственных /муниципальных органов власти при развитии социальной сферы просто необходимо. Можно выделить следующие преимущества данного вида сотрудничества:

  • возможность повысить качества социальных услуг;
  • участие бизнес-структур в развитии объектов, которые находятся в собственности государства/муниципалитета;
  • стимулирование предпринимательского мышления среди государственных/муниципальных служащих;
  • внедрение передовых методов управления в органах государственной/муниципальной власти;
  • использование профессионализма и опыта бизнес-структур в развитии современных форм финансирования социальной сферы;
  • помощь в развитии необходимой инфраструктуры.

Несмотря на отраслевую специфику, общей является проблема отсутствия стабильного и достаточного бюджетного финансирования, следствием чего становится ухудшение качества услуг и обслуживания, что относится практически ко всей социальной сфере. При этом растут потребности общества в данных услугах, требования к уровню обслуживания, соответственно, требования государства к уровню качества услуг и социально-экономической эффективности деятельности учреждений. Сложилось противоречие, которое может разрешиться в условиях привлечения ресурсов института предпринимательства. Поскольку прямая приватизация в социальной сфере невозможна, все вышесказанное обусловливает целесообразность и актуальность использования механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере.

 

Список литературы:
1. Зоркин Д.Ю. Государственно-частное партнерство как инструмент социально-экономического развития Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41174
2. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. М., 2010. С. 318-320. 
3. Чубарова Т.В. Социальная ответственность в рыночной экономике: работник, бизнес, государство. – СПб.: Нестор-История, 2011. – 320 с.