К вопросу о процедуре медиации в уголовном процессе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(56)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(56)
К вопросу о процедуре медиации в уголовном процессе
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы реализации процедуры медиации как института примирения подозреваемого (обвиняемого) и потерпевшего в рамках уголовного процесса.
Ключевые слова: уголовное право, уголовное судопроизводство, процедура медиации, примирение.
Медиация в общеправовом смысле выступает в качестве технологии альтернативного разрешения споров, отличительной чертой которой является наличие медиатора, т.е. беспристрастного независимого лица, способствующего разрешению конфликта достижению соглашения в рамках спора.
При этом стороны конфликта обладают полным контролем над ситуацией, т.е. над процессом принятия решения и его условиями.
В науке уголовного процесса медиацию характеризуют как добровольный конфиденциальный способ примирения потерпевшего с подозреваемым (обвиняемым), признающим свою вину, суть которого заключается в привлечении нейтрального посредника (медиатора) с целью выработки взаимовыгодного справедливого решения конфликта [3, C. 206].
УПК РФ официально не отражает процедуру медиации в качестве обособленной процедуры, но в настоящее время действует ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ.
Однако данный акт по большей части регулирует гражданский процесс.
Но в то же время в УПК существует почва для формирования процедуры медиации. К примеру, ст. 25 УПК РФ регламентирует возможность правоприменителя прекратить дело в отношении подозреваемого или обвиняемого в преступлении небольшой или средней тяжести, если лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (ст. 76 УК РФ).
В таких ситуациях адвокаты выступают в качестве медиаторов.
Но цель адвоката состоит в защите интересов доверителя, в то время как медиатор – независимое третье лицо. В этом заключается основное различие правового статуса названных участников процесса.
В уголовном процессе существует большой круг дел, по которым обвиняемый и потерпевший вступают в переговоры с целью компромисса.
Это объясняется наличием смягчающего обстоятельства в виде добровольного возмещения вреда (п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).
Также в данную категорию включены дела, рассматриваемые в порядке гл. 40 УПК РФ, когда имеет место согласие обвиняемого с предъявленным обвинением и согласие потерпевшего на рассмотрение дела в особом порядке при условии возмещения ему нанесённого преступным деянием вреда (ч. 1 ст. 314 УПК РФ). [7, С. 206].
УПК РФ допускает переговоры обвиняемого и потерпевшего с целью:
а) прекращения дела за примирением сторон;
б) смягчения наказания виновному в связи с возмещением потерпевшему ущерба от преступления. Эти дела – возможная основа регламентации медиации в УПК РФ.
Другие отрасли законодательства регулируют процедуру медиации.
В частности, ст. 56 АПК РФ была дополнена п. 5.1 Федеральным законом
от 27.07.2010 г. №194, отразившим запрет на допрос в качестве свидетелей медиаторов об обстоятельствах, ставших известными им в связи с профессиональной деятельностью.
Также п. 1 ч. 3. ст. 69 ГПК РФ гласит, что не подлежат допросу в качестве свидетелей: представители по гражданскому делу, или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении, или медиаторы - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя, защитника или медиатора.
В связи с этим представляется актуальным дополнение схожим положением о запрете допроса медиатора в ч. 3 ст. 56 УПК РФ.
Такой же позиции придерживается И.Г. Смирнова, предлагающая наделить свидетельским иммунитетом и медиаторов [9, с. 134].
Полагаем, что актуальным является внесение определённых изменений в сам закон медиации.
Российский уголовный процесс в настоящее время находится в стадии поиска оптимального соотношения между традиционными процессуальными положениями и новыми институтами. УПК РФ характеризуется достаточным потенциалом для формирования новых форм примирения в рамках уголовно-правовых конфликтов, применение которого на практике поспособствует:
- оптимизации разрешения уголовно-правовых конфликтов;
- снятию социальной напряженности между обвиняемым и потерпевшим;
- реальному возмещению причиненного вреда или его заглаживанию;
- экономии процессуальных ресурсов;
- частичному освобождению органов предварительного расследования и судов от разрешения уголовных дел небольшой и средней тяжести.
Анализ уголовно-процессуального закона показал, что сейчас в его рамках имеет место ряд конфликтных ситуаций, правом урегулирования которых закон наделяет самих сторон: обвиняемого и потерпевшего.
Но юридическая значимость и процедура реализации данного рода переговоров пока не отражены в уголовно-процессуальном законодательстве Реализация института медиации поспособствовало бы разрешению данной проблемы.