Статья:

Конституционность нового этапа пенсионной реформы РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Тараканова Е.А. Конституционность нового этапа пенсионной реформы РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/73980 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конституционность нового этапа пенсионной реформы РФ

Тараканова Елена Анатольевна
магистрант Уральского института управления Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Екатеринбург

 

STAGES OF PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION (RF)

 

Elena Tarakanova

Master of the Russian Academy of national economy and Civil Service near the president of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. Вопрос о соответствии нового этапа пенсионной реформы в Российской Федерации – основному закону страны – Конституции Российской Федерации, на сегодняшний день не считается разрешенным окончательно, а вынесенное Конституционным Судом Российской Федерации определение до сих пор считается «чисто политическим решением.

Abstract. The issue of compliance of the new stage of pension reform in the Russian Federation with the main law of the country-the Constitution of the Russian Federation, is not considered to be resolved definitively, and the ruling issued by the Constitutional Court of the Russian Federation is still considered "a purely political decision.

 

Ключевые слова: пенсионная система; новый этап; пенсионный возраст; законодательство; конституционность.

Keywords: pension system; new stage; retirement age; legislation; constitutionality.

 

Юристы КПРФ составили и направили депутатский запрос «О проверке конституционности положений статей 4 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

02 апреля 2019 года Конституционным Судом Российской Федерации, через четыре месяца со дня принятия запроса, было вынесено определение.1  

С 01 января 2019 года на территории Российской Федерации начал действовать новый этап пенсионной реформы, который, предположительно,  предусматривает свою реализацию в пятилетний срок, и подойдет к окончанию в конце 2025 года. Целью нововведений являлось стремление повышения пенсионного возраста, а так же повышение размера пенсионных выплат. Решение вызвало широкий общественный резонанс не только среди граждан2, но вызывает недовольство и среди депутатов (минимум трех фракций) Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации.

Новый этап реформирования пенсионной системы начался с издания 03.10.2018 года Федерального закона « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» N 350-ФЗ. Теперь, мужчины получают пенсию по старости после достижения ими возраста 65 лет, а не 60 лет. Работающие женщины получают эти деньги не в 55 лет, а в 60 лет, исключение составляют женщины-чиновники, которые теперь могут стать пенсионерами на 8 лет позже;

пособие по старости теперь назначается через 2 года. Эти пособия выплачиваются, в случае наступления выслуги лет, которая в настоящее время составляет 42 (40 лет) для мужчин и 37 (35 лет) для женщин;

пенсионные пособия предоставляются матерям с несколькими детьми — с 56 лет (с 4 несовершеннолетними или взрослыми детьми и если каждому из них уже 8 лет), с 57 лет, женщинам с 3 детьми в возрасте не менее 8 лет. В обоих случаях страховой период равен не менее 15 лет.

Согласно последней редакции Федерального закона № 1032-11 от 19 апреля 1991 года, граждане теперь считаются лицами предпенсионного возраста за 5 лет до наступления предельного возраста для выплат. Раньше этот срок равнялся 2 годам.

Принятый закон предусматривает повышение пенсионного возраста, ввопреки конституционным правам граждан России на социальное обеспечение в старости.

Опираясь на часть первую, статьи седьмой, первой главы Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Часть вторая, той же статьи, уточняет, что в стране охраняются труд и здоровье людей, а так же, помимо прочего социального обеспечения, «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Так же, хочу обратить внимание на часть вторую статьи пятьдесят пятой, которая четко фиксирует, что в «Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Судьи КС РФ так и не ответили на главный вопрос: почему пенсионная реформа не нарушает часть вторую статьи пятьдесят пятой Конституции Российской Федерации.

Считаю, что если исходить из того, что Российская Федерация является все -таки, социальным государством, то Правительством РФ могут быть приняты только те законы, которые улучшают положение граждан. А этот вопрос Конституционный суд обошел и сказал, что Конституция РФ не запрещает. Как это так получается, что не запрещает, если запрещает напрямую ухудшать положение граждан? Такое определение последней судебной инстанции страны, которая признала запрос группы депутатов не подлежащим рассмотрению на заседании Конституционного Суда Российской Федерации , можно считать чисто политическим и нежеланием судей выслушивать конструктивные доводы представителей партий.

Скорее всего, КС РФ принял такое определение потому, что понимали ситуацию, в которой оказались. Привлечение к рассмотрению экспертов высшей квалификации, показали бы суду экспертные заключения по сложной демографической ситуации, по ситуации с уменьшением продолжительности жизни среди населения Российской Федерации, по ситуации с медицинским обеспечением низкого качества и отсутствия улучшений жизненного уровня граждан. Они побоялись общественных слушаний в КС РФ и просто ушли от рассмотрения претензий по конституционности нового этапа пенсионной реформы по существу.

Не стоит отказываться от дальнейшей борьбы с «неконституционностью» новых этапов пенсионной реформы, а необходимо продолжать заниматься организационно-технической работой по изучению актуальных вопросов и законности нормативных актов, касающихся принятых в законодательстве изменений.

Возможно, как вариант, продолжать отстаивать законность своей позиции, через обращения кокретных граждан, которые в 2019 году должны были выйти на пенсию, но из-за новой реформы пенсионной системы не смогли этого сделать. По результатам обращения в Пенсионный фонд за назначением пенсии, на основании полученного отказа, в связи с новыми правмлами, у граждан возникает право обжалования отказа в районном суде и других инстанциях, вплоть до Конституционного Суда РФ.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". Источник публикации Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.10.2018,
2. "Российская газета" № 223(7686) 5 октября 2018 г. 
3. "Собрание законодательства РФ", 08.10.2018, N 41, ст. 6190 Примечание к документу Начало действия документа - 01.01.2019 (за исключением отдельных положений). В соответствии со статьей 11 данный документ вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением подпунктов «б» и «в» пункта 5, пунктов 6 и 7 статьи 7, вступающих в силу с 01 января 2025 года.
4. Федеральный закон вступил в силу 03.10.2018 N 352-ФЗ (вступил в силу 14 октября 2018 года).
5. Определение КС РФ по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статей 4 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» город Санкт-Петербург 2 апреля 2019 года Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, заслушав заключение судьи О.С.Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение запроса группы депутатов Государственной Думы,
6. Опрос «Левада-Центра» показал, что 53% россиян готовы присоединиться к публичным протестам против пенсионной реформы. Не планируют участвовать в митингах 42% респондентов.