Статья:

Противодействия коррупции: история и современное состояние

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Руденко М.К., Попов И.А. Противодействия коррупции: история и современное состояние // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 8(29). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/29/34993 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Противодействия коррупции: история и современное состояние

Руденко Мария Константиновна
магистрант, Московский Педагогический Государственный Университет, РФ, Москва
Попов Иван Алексеевич
профессор кафедры права МПГУ, д-р юрид. наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, Почетный сотрудник МВД России, Московский Педагогический Государственный Университет, РФ, Москва

 

Проблема противодействия коррупции – одна из наиболее актуальных проблем российского общества. Уровень развития механизма сопротивления данному негативному социально-экономическому явлению выступает одним из показателей уровня развития демократического общества. Наличие означенного выше социально-экономического явления на протяжении длительного периода не признавалось в Советской России в связи с политическими и идеологическими убеждениями. Так до 1928 года термин «коррупция» не был зафиксирован в словарях, а научные статьи и исследования в этой области описывали только буржуазное общество. Аналогом явления коррупции в советское время можно считать формулировки «должностные преступления», «злоупотребления полномочиями», «взяточничество» [2].

В новейшей истории России борьбу с коррупцией можно разделить на два временных отрезка: советский и постсоветский. Одним из первых документов, регламентирующих борьбу с коррупцией, был декрет «О взяточничестве» от 8 мая 1918 года, в котором говорилось, что служащие, виновные в принятии взяток, наказывались лишением свободы на срок до пяти лет, соединенным с принудительными работами на тот же срок. В случае злоупотребления полномочиями для укрепления своего положения, лицо, совершившее преступление подвергалось наиболее тяжелым и непривлекательным принудительным работам и конфискации всего его имущества. В период становления СССР борьбу с коррупцией с 1921 по 1928 годы осуществлял такой орган исполнительной власти, как «Экономическое управление Всероссийского чрезвычайного комитета объединенного государственного политического управления». Определение коррупции отсутствовало в нормативных правовых актах, хотя ответственность за взятку была предусмотрена [1, с. 42; 3, с. 122; 4].

С 1 июня 1922 г. вступил в действие Уголовный кодекс РФСР, в соответствии с которым в статьях 114 и 115 было предусмотрено наказание за взяточничество: за посредничество и укрывательство – до двух лет лишения свободы с конфискацией имущества либо без) и максимальное наказание (при отягчающих обстоятельствах либо провокации лишение свободы от трех лет со строгой изоляцией либо высшая мера наказания) [3].

Основными проявлениями коррупции в период «Сталинизма» выступали: хищение и перепродажа государственной собственности (которая сопровождалась большим коли­чеством взяток в связи с необходимостью оформления должностными лицами различных бумаг), торговля, должностями и информацией, использование в личных целях служебного положения [11].

Следующий этап противодействия коррупции отражен в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года и последующем Указе Президиума Верховного Совете СССР от 22 марта 1962 года «Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра», которому предшествовало выступление 19 ноября 1962 года Н.С. Хрущева на пленуме ЦК КПСС о создании социальных условий, препятствующих взяточникам в осуществлении их преступлений. Дача взятки наказывалась сроком лишения свободы от 3-х до 8-ми лет. При отягчающих обстоятельствах была предусмотрена смертная казнь [6, с. 173].

Тем не менее, основываясь на данных Отдела административных органов, представленных в 1981 году, ужесточение мер наказания за взяточничество не принесло достаточных результатов. Количество коррупционных преступлений (получение и дача взятки), увеличилось практически на 50%. Также Отдел административных органов обратил внимание на случаи преступных сговоров между контролирующими органами и различными криминальными группировками [6].

Началом постсоветского этапа развития противодействия коррупции можно считать год распада Советского Союза. Для нивелирования проблем, обусловленных сменой политического режима, на протяжении нескольких лет был принят ряд законов, в которых уже используется (в отличие от советского периода) термин «коррупция». Так был Указ Президента РФ от 04.04.1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Указ Президента регламентировал положение государственных служащих, что было чрезвычайно важно в сложившейся ситуации. Так, с момента принятия Указа, сотрудники органов исполнительной власти могли занимать должности по совместительству только в педагогических, научных и творческих отраслях. Также означенный документ предписывал запретить государственным служащим заниматься предпринимательской деятель­ностью как напрямую, так и через посредников, оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения с целью получения вознаграждения [9].

Далее Верховным советом и Государственной Думой в 1993 и 1995 годах были составлены несколько редакций закона «О противодействии коррупции», которые были отклонены президентом Б.Н. Ельциным [12].

Непосредственно деятельность по противодействию коррупции началась в 2003 году, с принятием Указа Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. N 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией», в котором были представлены функции и задачи Совета. Однако данное структурное подразделение, в основном, занималось анализом сложившейся ситуации и рассмотрением предложений, поступивших от Комиссии по конфликту интересов и Комиссии по противодействию коррупции, что не могло в полной мере обеспечить эффективное системную деятельность по предупреждению и противодействию коррупции [12].

Следующим шагом по развитию системы противодействия коррупции является ратификация Конвенции ООН «О противодействии коррупции» (кроме 20-той статьи, содержащей положение о незаконном обогащении) [12].

Дальнейшим развитием системы противодействия коррупции в постсоветский период стала организация обновленного Совета, который утвердил Указ Президента РФ от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах противодействия коррупции». Основной функцией обнов­ленного Совета был контроль за выполнением «Национального Плана по противодействию коррупции», принятого июле того же года. Благоприятным новшеством оказалась возможность приглашать экспертов, ученых, различных специалистов и общественных деятелей. Наряду с Советом в противодействии коррупции участвуют Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, Генеральная прокуратура РФ (надзорная функция)[ 12].

Несомненно, наиболее важный документ, регламентирующий противодействие коррупции – это Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. В законе впервые представлено официальное определение коррупции. Также документ содержит информацию об основных принципах противодействия коррупции, мерах профилактики данного негативного явления, запретах и ограничениях, налагаемых на государственных служащих в связи с занимаемой должностью [10].

В 2009 году был принят ряд указов Президента, в которых, в том числе, представлен список высших групп должностей, при замещении которых необходимо предоставлять декларацию доходов, что можно отнести к мерам по предотвращению коррупции. В марте 2015 года были утверждены поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие снижение минимального штрафа за получение взятки.

В 2016 году также были внесены изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации. Так была введена ответственность за получение взятки через посредников (часть 3 статьи 291 УКК РФ), а также введены статьи 291.1 (посредничество в даче взятки) и 291.2 (мелкое взяточничеств), что, по мнению ученых, является позитивным нововведением как изменения, способствующие реализацию принципа справедливости закона [5].

Стоит отметить, что в последнее время намечается тенденция по смягчению наказания, предусмотренного за совершение преступлений коррупционной направленности, о чем свидетельствует проект Федерального закона «о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», предложенный депутатом Государственной Думы, И.М. Гусевой. В проекте предлагается заменить лишение свободы «принудительными работами» [7].

В настоящее время можно проследить реформацию нормативных актов, регулирующих противодействие коррупции от советского периода, когда основными преступлениями, связанными с коррупционными преступлениями, было хищение государственного имущества, торговля льготами и должностями, взятки за оформление различного рода документов, до настоящего времени. В советское время прослеживалась более строгая система наказания, вплоть до смертной казни в сочетании с отсутствием превентивных мер. Начиная с 2008 года, прослеживается тенденция активного развития законодательства о противодействии коррупции, причем система наказаний сочетается с мерами по предуп­реждению преступлений коррупционной направленности (в частности, декларирование доходов, в том числе высокопоставленных лиц.).

 

Список литературы:
1. Александров В.И. Формирование структуры противодействия коррупции в России // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2011. – № 2. – С. 39-52.
2. Епихин А.Ю. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921-1928): Монография / А.Ю. Епихин, О.Б. Мозохин. – М.: Кучково поле. Гиперборея, 2007. – 528 с. 
3. История советского уголовного права / А.А. Герцензон, Ш.С. Грингауз, Н.Д. Дурманов и др. – М.: Юридич. изд-во Мин. юст. СССР, 1948. – 465 с. 
4. Касьянов В.С. Коррупция и борьба с ней в Советской России // Государственное муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2014. – № 4. – С. 16-25.
5. Кашапов Р.М. Уголовная ответственность за мелкое взяточничество: теория и судебная практика // Символ науки. – 2017. – № 12. – С. 140-144.
6. Плехова О.А. К вопросу о формах и методах борьбы с коррупцией в СССР // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 3. – С. 171-179. 
7. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://asozd2c.duma.gov.ru (дата обращения: 01.02.2018).
8. Противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти: Науч.-практич. пособие / Т.А. Едкова, Н.В. Кичигин, А.Ф. Ноздрачев и др. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2017. – 184 с.
9. Указ Президента Российской Федерации от 04.04.1992 г. № 361 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/1158 (дата обращения: 10.01.2017).
10. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. – 2008. – № 4823.
11. Хайнцен Дж. Коррупция в Гулаге: дилеммы чиновников и узников: экономика прину-дительного труда / Дж. Хайнцен. – M.: РОССПЭН: Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2008. – 158 с.
12. Худяков С.С. Тенденции развития законодательства по противодействию и борьбе с коррупцией в современной России // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 3. – С. 407-414.