Противодействия коррупции: история и современное состояние
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(29)
Противодействия коррупции: история и современное состояние
Проблема противодействия коррупции – одна из наиболее актуальных проблем российского общества. Уровень развития механизма сопротивления данному негативному социально-экономическому явлению выступает одним из показателей уровня развития демократического общества. Наличие означенного выше социально-экономического явления на протяжении длительного периода не признавалось в Советской России в связи с политическими и идеологическими убеждениями. Так до 1928 года термин «коррупция» не был зафиксирован в словарях, а научные статьи и исследования в этой области описывали только буржуазное общество. Аналогом явления коррупции в советское время можно считать формулировки «должностные преступления», «злоупотребления полномочиями», «взяточничество» [2].
В новейшей истории России борьбу с коррупцией можно разделить на два временных отрезка: советский и постсоветский. Одним из первых документов, регламентирующих борьбу с коррупцией, был декрет «О взяточничестве» от 8 мая 1918 года, в котором говорилось, что служащие, виновные в принятии взяток, наказывались лишением свободы на срок до пяти лет, соединенным с принудительными работами на тот же срок. В случае злоупотребления полномочиями для укрепления своего положения, лицо, совершившее преступление подвергалось наиболее тяжелым и непривлекательным принудительным работам и конфискации всего его имущества. В период становления СССР борьбу с коррупцией с 1921 по 1928 годы осуществлял такой орган исполнительной власти, как «Экономическое управление Всероссийского чрезвычайного комитета объединенного государственного политического управления». Определение коррупции отсутствовало в нормативных правовых актах, хотя ответственность за взятку была предусмотрена [1, с. 42; 3, с. 122; 4].
С 1 июня 1922 г. вступил в действие Уголовный кодекс РФСР, в соответствии с которым в статьях 114 и 115 было предусмотрено наказание за взяточничество: за посредничество и укрывательство – до двух лет лишения свободы с конфискацией имущества либо без) и максимальное наказание (при отягчающих обстоятельствах либо провокации лишение свободы от трех лет со строгой изоляцией либо высшая мера наказания) [3].
Основными проявлениями коррупции в период «Сталинизма» выступали: хищение и перепродажа государственной собственности (которая сопровождалась большим количеством взяток в связи с необходимостью оформления должностными лицами различных бумаг), торговля, должностями и информацией, использование в личных целях служебного положения [11].
Следующий этап противодействия коррупции отражен в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года и последующем Указе Президиума Верховного Совете СССР от 22 марта 1962 года «Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра», которому предшествовало выступление 19 ноября 1962 года Н.С. Хрущева на пленуме ЦК КПСС о создании социальных условий, препятствующих взяточникам в осуществлении их преступлений. Дача взятки наказывалась сроком лишения свободы от 3-х до 8-ми лет. При отягчающих обстоятельствах была предусмотрена смертная казнь [6, с. 173].
Тем не менее, основываясь на данных Отдела административных органов, представленных в 1981 году, ужесточение мер наказания за взяточничество не принесло достаточных результатов. Количество коррупционных преступлений (получение и дача взятки), увеличилось практически на 50%. Также Отдел административных органов обратил внимание на случаи преступных сговоров между контролирующими органами и различными криминальными группировками [6].
Началом постсоветского этапа развития противодействия коррупции можно считать год распада Советского Союза. Для нивелирования проблем, обусловленных сменой политического режима, на протяжении нескольких лет был принят ряд законов, в которых уже используется (в отличие от советского периода) термин «коррупция». Так был Указ Президента РФ от 04.04.1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Указ Президента регламентировал положение государственных служащих, что было чрезвычайно важно в сложившейся ситуации. Так, с момента принятия Указа, сотрудники органов исполнительной власти могли занимать должности по совместительству только в педагогических, научных и творческих отраслях. Также означенный документ предписывал запретить государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью как напрямую, так и через посредников, оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения с целью получения вознаграждения [9].
Далее Верховным советом и Государственной Думой в 1993 и 1995 годах были составлены несколько редакций закона «О противодействии коррупции», которые были отклонены президентом Б.Н. Ельциным [12].
Непосредственно деятельность по противодействию коррупции началась в 2003 году, с принятием Указа Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. N 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией», в котором были представлены функции и задачи Совета. Однако данное структурное подразделение, в основном, занималось анализом сложившейся ситуации и рассмотрением предложений, поступивших от Комиссии по конфликту интересов и Комиссии по противодействию коррупции, что не могло в полной мере обеспечить эффективное системную деятельность по предупреждению и противодействию коррупции [12].
Следующим шагом по развитию системы противодействия коррупции является ратификация Конвенции ООН «О противодействии коррупции» (кроме 20-той статьи, содержащей положение о незаконном обогащении) [12].
Дальнейшим развитием системы противодействия коррупции в постсоветский период стала организация обновленного Совета, который утвердил Указ Президента РФ от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах противодействия коррупции». Основной функцией обновленного Совета был контроль за выполнением «Национального Плана по противодействию коррупции», принятого июле того же года. Благоприятным новшеством оказалась возможность приглашать экспертов, ученых, различных специалистов и общественных деятелей. Наряду с Советом в противодействии коррупции участвуют Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, Генеральная прокуратура РФ (надзорная функция)[ 12].
Несомненно, наиболее важный документ, регламентирующий противодействие коррупции – это Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. В законе впервые представлено официальное определение коррупции. Также документ содержит информацию об основных принципах противодействия коррупции, мерах профилактики данного негативного явления, запретах и ограничениях, налагаемых на государственных служащих в связи с занимаемой должностью [10].
В 2009 году был принят ряд указов Президента, в которых, в том числе, представлен список высших групп должностей, при замещении которых необходимо предоставлять декларацию доходов, что можно отнести к мерам по предотвращению коррупции. В марте 2015 года были утверждены поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие снижение минимального штрафа за получение взятки.
В 2016 году также были внесены изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации. Так была введена ответственность за получение взятки через посредников (часть 3 статьи 291 УКК РФ), а также введены статьи 291.1 (посредничество в даче взятки) и 291.2 (мелкое взяточничеств), что, по мнению ученых, является позитивным нововведением как изменения, способствующие реализацию принципа справедливости закона [5].
Стоит отметить, что в последнее время намечается тенденция по смягчению наказания, предусмотренного за совершение преступлений коррупционной направленности, о чем свидетельствует проект Федерального закона «о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», предложенный депутатом Государственной Думы, И.М. Гусевой. В проекте предлагается заменить лишение свободы «принудительными работами» [7].
В настоящее время можно проследить реформацию нормативных актов, регулирующих противодействие коррупции от советского периода, когда основными преступлениями, связанными с коррупционными преступлениями, было хищение государственного имущества, торговля льготами и должностями, взятки за оформление различного рода документов, до настоящего времени. В советское время прослеживалась более строгая система наказания, вплоть до смертной казни в сочетании с отсутствием превентивных мер. Начиная с 2008 года, прослеживается тенденция активного развития законодательства о противодействии коррупции, причем система наказаний сочетается с мерами по предупреждению преступлений коррупционной направленности (в частности, декларирование доходов, в том числе высокопоставленных лиц.).