Статья:

Роль насилия в кино (на примере массового убийства в кинотеатре г. Орора (штат Колорадо), произошедшего 20 июля 2012 г.)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Талаева Д.А., Удалов М.И. Роль насилия в кино (на примере массового убийства в кинотеатре г. Орора (штат Колорадо), произошедшего 20 июля 2012 г.) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63566 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль насилия в кино (на примере массового убийства в кинотеатре г. Орора (штат Колорадо), произошедшего 20 июля 2012 г.)

Талаева Дарья Андреевна
студент юридического института Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир
Удалов Максим Игоревич
старший преподаватель юридического института Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир

 

Тема «Роль насилия в кино» весьма актуальна сегодня, и прежде всего по причине отсутствия строгой цензуры и законодательной базы, позволяющей сдержать и преодолеть данную проблему. А ведь именно кино – это та сфера культуры, которая характеризуется общедоступностью, динамичностью, передовыми технологиями киноиндустрии

Кинокартина несет в массы определенную информацию, «заражает» людей своей идеей, своими чувствами, а под влиянием этих чувств впечатлительный зритель преображается, меняется, начинает чувствовать, думать, вести себя по-другому. Мировоззрение любого человека может поменяться под воздействием фильма… А если этот фильм о насилии? А если человек уже психически не здоров?

Трилогия «Темный рыцарь» навсегда изменила взгляд человечества на супергеройское кино. Именно этот фильм подарил киноиндустрии живого с уникальной философией взбудораживающей сознание антигероя. «Темный рыцарь» – это фильм, давший актеру Хиту Леджеру возможность создать уникального персонажа, который в будущем станет «наставником» и послужит вдохновением для Джеймса Холмса – двадцатичетырехлетнего парня, воплотившего зловещие фантазии вымышленного персонажа в реальную жизнь.

Но обо всем по порядку. Как говорил А. де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства…».

Из биографии Джеймса Игона Холмса: Он родился и вырос в Сан-Диего в штате Калифорния в невероятно любящей и верующей семье медсестры и ученого-математика. Мальчик рос в хороших условиях и благополучном окружении; в школе был круглым отличником, самым умным в классе.

Но несмотря на все это Джеймс был закомплексован и асоциален. Любая попытка общения вводила его в панику и, как только происходил контакт с людьми, он терялся и совсем не знал, что и как нужно делать.

Кроме того, еще в школе Джеймс начал страдать от галлюцинаций: парень слышал жуткие звуки, было ощущение, что кто-то стучит по стенам. Этого кого-то он назвал «Nail Ghosts» - «Гвоздь-призрак». От галлюцинаций Джеймс страдал постоянно, и так как он был замкнут в себе родные не знали о его состояниях и звуках, которые он слышал. Но в возрасте 11 лет Джеймс попытался покончить жизнь самоубийством, и родители наконец заметили, что у их сына проблемы с психикой. Сразу было принято решение отправить Джеймса к психиатру, который поставил ему диагноз шизотипическое расстройство личности или по-простому «паническая боязнь общения».

После поставленного диагноза вся семья пошла на консультацию к психологу и впоследствии проходила туда целый год. Но потом перестала, Джеймс сказал, что ему стало намного лучше. На самом деле, парень солгал, чтобы вернуться в привычную для себя жизнь «в коробке».

Все свободное время Джеймс проводил за просмотром фильмов – единственным занятием, которое ему по-настоящему приносило удовольствие. Как говорил психотерапевт Джеймса, у молодого человека не было никакой конкретной цели в жизни…

Жизнь Джеймса Холмса изменилась в 2008 году, когда в прокат вышла первая часть трилогии Кристофера Нолана «Темный рыцарь». «Темный рыцарь» – это невероятная кинокартина. По мнению кинокритиков: продакшн, картинка, звук, - все было на высоте; каждый момент, каждая деталь были продуманы до мелочей. Впечатлительный зритель мог реально ощутить дыхание персонажа, движение, энергетику. Неудивительно поэтому, что фильм так сильно повлиял на больное сознание Джеймса, который впервые, как ему показалось, обрел «друга», полностью заполнившего пустоту в нем.

Джокер – главный антогонист фильма, «одолел и поглотил» Холмса. Джеймс усмотрел свою связь с этим персонажем: у Джокера не было друзей и у Джеймса их тоже не было, оба были умны и страдали психическими расстройствами.

Персонаж, которого сыграл Хит Леджер, являлся именно тем учителем, в котором Джеймс так нуждался. Но еще больше внимания к этому персонажу обратилось в результате внезапной шокирующей смерти актера прямо перед премьерой фильма. Джокер стал последним перевоплощением в жизни актера.

Джеймс начал вести свой собственный дневник. И начинается он с цитаты Джокера: «Послание таково: нет никакого послания». Далее еще цитата: «Мне предстоит еще одна битва с жизнью», и далее: «Поборов страхи, позволь смерти овладеть тобой». Таких записей было много: кричащие, сбивающие с толку высказывания человека, который был замучан и полностью поглощен собой. Со временем образ мыслей Джеймса стал идентичен тому, как мыслит вымышленный персонаж. Одна из реплик, которую Джокер регулярно проговаривает в фильме, похоже крайне сильно нашла отклик в душе Джеймса. В дневнике он постоянно писал один и тот же вопрос: «Чего ты такой серьезный?»

Из материалов следствия: «Когда мы просматриваем его дневник, мы видим, что послание заключается в том, чтобы создать хаос, просто разрушать, как это делал Джокер». В то же время очевидно, что дневник Джеймса – это дневник человека, крайне закомплексованного, у которого конфликт с самим собой.

Долгое время Джеймсу удавалось скрывать от всех свое психическое расстройство: он успешно закончил школу, успешно поступил в университет штата Колорадо, успешно получил бакалавра и продолжал обучение, чтобы в будущем стать кандидатом наук по нейробиологии.

И несмотря на все это у него до сих пор не получалось ни с кем найти общий язык. Каждый раз, когда он пытался хоть с кем-то заговорить из университета, у него начиналась паранойя. Тем не менее обстоятельства сложились так, что в октябре 2011 года у Джеймса Холмса завязались отношения с однокурсницей по классу биологии, которые продлились около двух месяцев. Она считала Джеймса эрудированным парнем и отмечала, что он очень остроумен в своих высказываниях. Впервые Джеймс почувствовал, что жизнь наконец-то налаживается. Но девушка позже призналась, что смотрела на их отношения, как на нечто кратковременное. Когда пара рассталась, Джеймс был крайне подавлен, он получил сокрушительный удар по своей психике, которая и без того уже страдала от расстройства.

Как говорили однокурсники Джеймса, после расставания со своей подругой, его поведение, и без того ранее странное, стало очень напоминать поведение Джокера, а точнее: парень начал примерять на себя зловещую ухмылку, которая являлась визитной карточкой Джокера. Однокурсники даже в шутку дали ему прозвище «Джеймс Джок». Но вскоре они уже не на шутку задумались, потому что стали замечать в Холмсе крайне плохие перемены и по-человечески предложили ему обратиться за помощью к профессиональному психиатру.

Джеймс прислушался и записался на прием. Во время своих визитов он говорил не умолкая. «Я много думал об убийствах и долго копался в интернете в поисках картинок с оружием. Такая крохотная пуля, а без проблем расшибет тебе мозги», - говорил он. Психолог пытался помочь, но было уже поздно. В конце концов Джеймс бросил университет и перестал посещать терапию.

Наверное, самое худшее для Джеймса было оставаться один на один со своими мыслями. В своей однокомнатной квартире Джеймс предавался воплощению своего замысла. Он занимался поиском оружия и взрывчатки. Если раньше у него была цель побороть свои страхи и вылечиться от социофобии, то теперь он напрочь забыл об этом.

7 июня 2012 года Джеймс приобрел свою первую винтовку. За период в 3 последующих месяца Джеймс получил несколько посылок, в которых были компоненты для врывчатки. У Джеймса созрел план, его действия были направлены на весь мир, который, как ему казалось, совершенно забыл о нем.

Но в то же время Джеймс, как нам кажется, делал все, чтобы его остановили, пытался привлечь к себе и своей проблеме внимание.

Так, он позвонил хозяину оружейного магазина, чтобы обратиться с просьбой. Это было странное полное сумасшествия сообщение, в котором он реально звучал, как Джокер: «Знаете, в университете, куда я хожу на занятия, есть много людей… Они везде… И я даже не знаю, что со всеми этими людьми делать. Так что, думаю, мне потребуется много оружия… Очень много оружия».

Джеймс не сразу выбрал кинотеатр для нападения. У него еще был такой вариант как аэропорт, но туда ему сложнее было пройти с оружием, к тому же он не хотел, чтобы его акт возмездия был воспринят как акт терроризма. Холмс также рассматривал вариант серийных убийств, но потом рассудил, что это личный акт, а он хотел мстить всему миру.

Итак, Джеймс собрался идти в кинотеатр, но не для того, чтобы посмотреть фильм, а для того, чтобы посеять хаос. Финальный акт его плана был с точностью до мелочей описан в его дневнике. Он изучал различные залы и площадки кинотеатров, тщательно записывал их расположение. И вскоре он нашел кинотеатр, который был идеален по всем придуманным им параметрам.

Джеймс преобразил свою внешность, он красит волосы в ярко-оранжевый цвет, явно для того, чтобы соответствовать своему кумиру.

19 июля вечером всего за несколько часов до преступления Джеймс Холмс послал дневник психотерапевту, к которому он недавно ходил. В дневнике он оставил наполовину сожженные двадцатидолларовые купюры, таким образом, отдавая дань эпизоду, в котором Джокер сжигает миллионы долларов.

20 июля 2012 года Джеймс Холмс купил билет в кинотеатр на полуночный сеанс третьего фильма о Темном рыцаре. Джеймс изучал внутреннюю планировку этого кинотеатра несколько недель к ряду и специально выбрал место ближе к двери, чтобы в любой момент можно было выйти к своей машине, где у него было спрятано оружие. Сначала Джеймс находился в кинотеатре, впитывая окружающую обстановку, наблюдал за людьми вокруг.

Затем Джеймс покинул зрительный зал и по пути к машине, в которой его ожидало оружие, набрал номер кризисного центра, надеясь, что ему помогут остановить его собственное безумие. Но через девять секунд вызов отключился. Через некоторое время Джеймс Холмс явился в зал в костюме, похожем на форму спецназа, кинул дымовую шашку и открыл беспорядочную стрельбу по зрителям из винтовки и пистолета.

Подъехавшие на место происшествия полицейские не сразу обнаружили «колорадского стрелка»: Джеймс не прятался, он просто, слившись с представителями правоохранительных органов вышел из кинозала и встал, облокотившись на свою машину, на задней части парковки. Он осуществил свой план и теперь ждал славы и признания.

Когда полицейские задержали стрелка, он сообщил им, что его квартира полностью заминирована, прямо как в фильме про Джокера были заминированы паромы, полностью наполненные людьми.

В своей гостиной Джеймс установил 30 канистр, полностью заполненных нитроглицерином; также там стояла бутыль полная напалма и пуль и пластиковые бутылки, заполненные бензином; еще было много самодельных гранат. Причем, для осуществления своего зловещего плана, Джеймс оставил в квартире громко включенную музыку и незапертую дверь.

Полиции понадобилось 48 часов, чтобы пробраться в квартиру и обезвредить все бомбы и ловушки, которые ранее приготовил Джеймс. От того количества взрывчатки, которое было обнаружено в квартире Джеймса, со слов саперов, было бы стерто с лица земли все живое в радиусе полутора километров.

В результате стрельбы в кинотеатре 70 человек было ранено и 12 убито, среди которых 6-тилетняя девочка.

Джеймсу выдвинули обвинение в убийстве первой степени, но он признавал себя невиновным по причине психического расстройства. В конечном итоге, суд признал Джеймса Холмса виновным в убийстве первой степени по 24 эпизодам и в покушении на убийство по 140 эпизодам. Это единственное в истории дело, по которому выдвинуто максимальное количество пожизненных заключений (24 пожизненных заключения в последовательном порядке). Ему также вменили наказание в размере 3318 лет лишения свободы без права досрочного освобождения. Защита Холмса на основе заявления о психическом расстройстве распалась. «Какой бы болезнью он ни страдал, это не мешало ему планировать действия, знать, что он делает и последствия того, что он сделал», - заявил на слушаниях назначенный государством психиатр Уильям Рейд. На вопрос прокурора, удовлетворяло ли состояние Холмса во время нападения юридическому определению вменяемости, медик ответил: «Да». Джеймсу удалось избежать смертной казни лишь потому, что один из присяжных посчитал, что он все-таки должен сидеть в тюрьме.

Таким образом, несмотря на психическое заболевание Джеймс Холмс смог изощренно спланировать жестокое по своей сути массовое убийство. Примечательно, что этот план обрел свою сущность, смысловую составляющую и цель под влиянием кинофильма, главное внимание в котором перетянул на себя антигерой Джокер. Также для понимания причин массового убийства в кинотеатре важны те сигналы, которые Джеймс Холмс посылал обществу, о готовящемся им преступлении, и отсутствие обратной связи. И, конечно, свободная продажа оружия в Америке уже в который раз сыграла злую шутку для ее граждан.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что, безусловно, совокупность факторов стала причиной массового убийства в кинотеатре г. Орора (штат Колорадо), произошедшего 20 июля 2012 г. Однако, именно фильм, романтизирующий насилие (а все мы знаем, что совершенно недавно на экраны вышел еще один фильм про Джокера с одноименным названием), явился тем катализатором, связавшим воедино все то, что могло бы еще долгие годы жить в душе Джеймса Холмса и умереть вместе с ним, никогда не выйдя наружу и никому не навредив.

 

Список литературы:
1. Виноградова С.М., Мельник Г.С. Психологические последствия демонстрации сцен насилия на телевидении // Вестник СПбГУ. Серия 12. – 2017. - № 4. – С. 194-204.
2. Джеймс Холмс (массовый убийца) - James Holmes (mass murderer). – Режим доступа: https://ru.qwertyu.wiki/wiki/James_Holmes_%28mass_murderer%29 (дата обращения: 12.12.2019).
3. Джеймс Холмс: преступление, мотив, суд, приговор. – Режим доступа: https://fb.ru/article/244872/djeyms-holms-prestuplenie-motiv-sud-prigovor (дата обращения: 12.12.2019).
4. «Джокера» ещё до премьеры обвинили в провокации массовых убийств и насилия. Как фильм о герое комиксов навёл панику. – Режим доступа: https://tjournal.ru/analysis/118615-dzhokera-eshche-do-premery-obvinili-v-provokacii-massovyh-ubiystv-i-nasiliya-kak-film-o-geroe-komiksov-navel-paniku (дата обращения: 12.12.2019).
5. Морозова Л.Б., Кадашева А.А. Особенности влияния фильмов со сценами насилия на психическое состояние молодых людей // Концепт: электронный научно-методический журнал. – 2019. - № 20. – 3801-3805.
6. Несчастный Джокер. Убийца живет в соседнем доме // Системно-векторная психология Юрия Брлана. – Режим доступа: https://evgenia-al.livejournal.com/55041.html (дата обращения: 12.12.2019).