Статья:

Пенсионное обеспечение военнослужащих в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(82)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Беликова Т.М. Пенсионное обеспечение военнослужащих в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 31(82). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/82/58300 (дата обращения: 20.02.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Пенсионное обеспечение военнослужащих в России

Беликова Татьяна Михайловна
магистрант Калужского института(филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», РФ, г. Калуга

 

Аннотация. В каждом государстве создана своя пенсионная система, которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности. В Российской Федерации принципы, по которым функционирует пенсионное обеспечение военнослужащих, имеет существенные отличия от общей. Выплата пенсий гражданам, которые относятся к данной категории, и членам их семей регулируется отдельным законодательным актом и выплачивается не через Пенсионный фонд, а через другие уполномоченные органы – силовые ведомства. В данной статье проведено исследование современного правового режима пенсионного обеспечения военнослужащих. Немало наших граждан состоит на воинской службе. Наверняка каждый из них, у кого подходит срок до выхода на пенсию задаются вопросом – как оформить пенсию? Каков порядок расчета пенсионного обеспечения? Будут ли какие-нибудь изменения в ближайшие годы? Как оформить пенсию для вдов, погибших военнослужащих, и как рассчитать ее размер? Какие вообще есть новости о военных пенсиях на текущий год? Эти и многие другие вопросы собственно раскрывают актуальность темы исследования в рамках данной статьи.

 

Ключевые слова: статус военнослужащих,  пенсионная система,  пенсионное обеспечение, военная  пенсия, индексация пенсии, расчет пенсионных выплат.

 

Пенсионное обеспечение военных пенсионеров регламентируется рядом законов, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (последние изменения, внесенные в него, датируются 20 декабря 2017 г.).

Закон устанавливает перечень категорий граждан, которые могут претендовать на получение военной пенсии. В законе можно найти ответы на все интересующие вопросы, вплоть до алгоритма действий в том случае, если гражданин имеет право претендовать на различные пенсии. Им также регламентируется способ исчисления пенсий, а также порядок ее назначения и выплаты. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей предполагает выплату пенсии, размер которой зависит от ряда факторов. В их числе такие, как причина потери трудоспособности (это может быть как наличие достаточной выслуги лет, военной или смешанной, так и инвалидность, вызванная различными обстоятельствами). Пенсия по потере кормильца составляет 40% или 30% (если гибель не связана с участием в боевых действиях) от имеющегося заработка военнослужащего. В остальных случаях процент выше.

Пенсионная реформа, которая проводится в стране с 2014 года, их также затронула. Тем не менее, внесенные изменения можно оценить скорее как положительные. Среди них такие, как:

  • новая формула расчета, которая предполагает ввод стандартов двойной пенсии и исчисления стажа;
  • увеличение надбавок определенным категориям сотрудников, которые проявляли активность и инициативность в работе;
  • повышение потолка пенсионного возраста;
  • наличие права получать пенсию в повышенном размере при выходе на пенсию позже установленного срока [9]

При этом все льготы, которые полагаются военным пенсионерам, сохранены.

Особую актуальность имеет вопрос о проведении индексации военных пенсий. Принятая несколько лет назад правительством программа устанавливает, что пенсия должна пересчитываться ежегодно для перекрытия инфляционных процессов. Однако сложившаяся непростая экономическая ситуация в стране вызывает определенные трудности при реализации такой меры. Так, за 2018 год имело место повышение пенсии всего на 4%. При этом обещанная индексация, проведение которой планировалось в октябре, по факту затронула только узкое число пенсионеров.

С учетом того, что ожидания получать более высокую пенсию в прошлом году не оправдалось, теперь все внимание нацелено на 2019 год: в начале 2018 года стало известно, что с 1 октября 2019 года пенсии военнослужащих будут увеличены на 6,3%.

Согласно статьям 52 — 54, 58, 65 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Заявление и документы рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо ранее не представленных документов.

При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте — дата их отправления.

Споры по вопросам назначения и выплаты пенсионерам и их семьям, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день вопрос о предоставлении военной пенсии регламентируется немалым количеством законодательных актов.

Если говорить конкретней, то речь идет о таких законах, как:

  1. Закон №4468, в частности статьи 36 и 37, которые регулируют вопрос о сумме пенсионного обеспечения;
  2. Указ Президента РФ, который четко определяет порядок расчета суммы пенсионного довольствия;
  3. Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение пенсий всем военнослужащим и вдовам;
  4. Конституция РФ, которая гарантирует получение пенсионного довольствия каждым гражданином нашей страны, в том числе и военнослужащими.

Данный перечень законопроектов не является исчерпывающим, но при этом есть базовым, которое должны знать военнослужащие при оформлении своего пенсионного довольствия.

Порядок оформления заключается в следующем:

  1. Претендент на получение пенсии обращается в территориальный военный комиссариат, где он состоит на учете со своим личным паспортом.
  2. Предъявить перечень такой документации: военный билет, предписание, личное дело. Помимо этого обязательно следует предоставить: оригинал трудовой книжки и СНИЛС.
  3. Совместно с сотрудниками военкомата необходимо будет заполнить специальный бланк/заявление и приложить к нему 1 фотографию 3х4, вещевой либо же денежный аттестат.
  4. Предоставить справку из ПФ по месту своего проживания, которая подтверждает факт отсутствия оформленной пенсии.

Стоит обращать внимание, что вещевой либо же денежный аттестат получают все будущие военные пенсионеры по месту прохождения воинской службы в бухгалтерии.

В случае, если у будущего военного пенсионера имеются какие-либо льготы, он вправе предоставит в военный комиссариат удостоверение, которое это подтверждает.

После подачи необходимого пакета документов, первая выплата военному пенсионеру будет не позднее 3-месячного периода.

Сам расчет пенсионных выплат согласно Указу Президента РФ осуществляется следующим образом:

  • при наличии стажа в 20 лет – пенсия составляет 72,23% от суммы трудового оклада;
  • за каждый дополнительный год стажа происходит надбавка в размере 3%;
  • в зависимости от региона проживания может быть применен и повышающий коэффициент. Он напрямую зависит от того, где проходил службу военный пенсионер.

Стоит отметить, что за 2018 год в среднем по всей территории РФ размер пенсии военнослужащих составляет порядка 24 500 рублей.

Пенсии положены и вдовам военнослужащих. В первую очередь вдовам военных пенсионеров необходимо обращать внимание на то, получают они уже пенсию либо же нет. Если они не получают на себя пенсионное обеспечение – для оформления следует обращаться в Пенсионный Фонд, если уже вдовы имеют пенсию – обращение идет в Министерство обороны (в военный комиссариат, где числился на учете супруг) [10].

Помимо самого заявления, которое составляется совместно с сотрудниками военкомата либо ПФ, необходимо будет предъявить перечень такой документации:

  • паспорт заявителя;
  • оригинал свидетельства о смерти военнослужащего;
  • любой документ, который может подтвердить родство (свидетельство о регистрации брака вполне подойдет);
  • при наличии общих детей с погибшим необходимо предоставить их свидетельства о рождении.

В нередких случаях, уполномоченный орган, к которому обращаются вдовы погибших военнослужащих, может потребовать и другие документы. В частности речь идет о медицинском заключении причины смерти военнослужащего. По этой причине рекомендуется иметь этот документ при себе при оформлении пенсионных выплат [8].

После того, как весь перечень был предоставлен уполномоченному органу, решение о предоставлении либо же отказе пенсии выносится не позднее 10-дневного периода.

Согласно действующему законодательству, в частности статьями 36, 37 Закона №4468, размер пенсионного обеспечения по причине утраты кормильца составляет:

  • 50% от суммарного денежного довольствия погибшего военнослужащего, если смерть повлекла понесенная во время прохождения воинской службы травма;
  • 40% от суммы денежного довольствия, если военнослужащий умер по причине приобретенного в процессе прохождения воинской службы какого-либо заболевания.

Стоит также обращать внимание на тот факт, что размер дополнительной пенсии (по утрате кормильца), которая предоставляется вдовам погибших военнослужащих, представляет из себя произведение ПК (пенсионного коэффициента) погибшего на себестоимость одного ПК в году оформления пенсионного довольствия.

При этом необходимо обращать внимание на тот факт, что если погибший военнослужащий при своей жизни уже получал несколько пенсионных выплат, то расчетное значение пенсионного довольствия следует разделить на общее число нетрудоспособных, которые находятся на иждивении [11].

Владимир Путин в октябре 2018 года провел встречу с офицерами российской армии и сообщил, что пенсия военнослужащих и сотрудников силовых ведомств будет увеличена на 6,3% с 1 октября 2019 года. Госдума РФ уже одобрила соответствующие поправки в законодательство.

Увеличение ожидается за счет индексации денежного довольствия военнослужащих на 4,3%, а также за счет увеличения понижающего коэффициента. Размер пенсионных выплат будет рассчитываться как 73,68% от денежного довольствия военнослужащих (до этого 72,23%). Это обеспечит дополнительное увеличение пенсионного обеспечения еще на 2%

Если говорить об индексации военной пенсии для вдов военнослужащих и самих пенсионеров, то она запланирована в несколько этапов: весной и осенью. Но при этом, еще неизвестно, на сколько будет повышен размер пенсионного довольствия. Все напрямую зависит от того, как будет складываться экономическая ситуация в стане [8].

 По сравнению со страховой пенсией, военная пенсия находится под большей защитой государства. Так как из-за заморозки индексации в время кризиса, произвести повышение не представлялось возможным, государство просто корректировало понижающий фактор, в результате чего военная пенсия в прошлом 2017 году повысилась на 4%.

Подобное планируется производить с пенсиями военных ближайшие пару лет. Однако все чаще идут разговоры о повышении стажа работы, после которого военный выходит на пенсию.

Сейчас стаж составляет 20 лет, его планируют увеличить до 25, таким образом, государство хочет сократить траты на выплаты досрочных пенсий. Специалисты говорят, что данная реформа может вступить в силу уже после выборов. Денежное довольствие военных Военнослужащие реализуют свое право на труд посредством военной службы, и согласно конституционному праву имеют возможность получать вознаграждение за свой труд.

Так вот, именно денежное довольствие военных и является формой реализации этого права. На протяжении уже 5 лет индексация денежного довольствия остается замороженной, не смотря на кризисы. В 2017 году Минфин предлагал несколько изменить подход к индексации данного типа выплат — вместо фиксированной индексации они предлагали ввести переменное значение, которое будет зависеть от уровня дохода государственного бюджета, что позволит в дальнейшем корректировать эту сумму. Однако Госдума отклонила это предложение, не желаю экономить на выплатах военнослужащим.

С 1 января этого года началась постепенная индексация пенсий для военнослужащих. Уровень инфляции прошлого  года оказался довольно низок — всего 2,5%, поэтому в этом году, вопреки обычному течению обстоятельств, индексация была произведена уже в январе, а не в феврале, как это бывает обычно.

Достаточно часто были слышны разговоры о том, что военные пенсионеры также могут ожидать повышение пенсий на 2500 рублей. На самом деле, все не так просто. Во-первых, коснется надбавка на всех, а примерно треть пенсионеров, а во-вторых, сумма не так строго фиксирована, она будет зависеть от звания. 3,1 млрд рублей уже сейчас выделены из государственного бюджета на повешение и индексации пенсий военнослужащих в 2019 и 2020 годах.

Также весьма распостранены слухи о том, что возможна отмена пенсионных пособий для военнослужащих Такая информация совершенно ничем не подтверждена, однако у проекта много сторонников много сторонников, поэтому, наверное, не стоит совсем не обращать на нее внимание. Дело в том, что некоторые считают, что во время военной службы люди получают такие навыки, которые в последствие можно использовать и не только в военных целях, а в быту, а потому у военнослужащих есть все возможности обеспечивать себя.

Однако данная точка зрения не учитывает, что часто военная служба более трудная и выматывающая работа нежели другие должности на «гражданке», а потому за 20 лет человек просто изнашивает себя. Однако предусмотрен в этом проекте следующий момент — выплата выходного пособи с целью поддержки военнослужащих. Также сторонники этого проекта предлагают проходить военнослужащим бесплатное переобучение, что позволит им в дальнейшем занять свое место на рынке труда.

Итак, в последнее время Минфин все чаще заявляет, что государственный бюджет не резиновый, и денег на повышение социальных выплат, в том числе на досрочные пенсии, к которым и относятся пенсии военнослужащих. За последние пару лет на индексации данных выплат была потрачена значительная сумма, а потому Минфин заявляет, что к концу 2018 года бюджет, выделенный на выплату пенсий, может просто опустеть. С другой стороны, Госдума продолжает настаивать на фиксированной индексации пенсий военнослужащим, а в ближайших планах повышение уровня этих выплат еще по 2% в течение двух последующих лет.

Однозначно то, что пенсионная реформа требует пересмотра в ближайшее время. Можно лишь сказать, что повышение рабочего стажа или отмена пенсий военнослужащим в точно не произойдут. Таки меры влекут за собой ущемление прав военных, находящихся в запасе. А Россия сейчас нуждается в крепкой военной структуре.

В конце 2016 года было дано   поручение Министерства финансов РФ своему подведомственному научно-исследовательскому институту НИФИ. Оно направлено на выявление оснований коренным образом пересмотреть подход к формированию военных пенсий.

Директор этого института В. Назаров  считает, что вместо пенсий военным нужно предложить «нормальный социальный контракт». Это вовсе не говорит о том, что военные пенсии исчезнут, поскольку так быстро инициатива Минфина осуществиться вряд ли сможет. Однако уже сейчас видно, что после подготовки предложений по изменениям в гражданской пенсионной системе взялись и за военных. Что может случиться? Суть возможных перемен сводится к следующему. В настоящее время военная пенсия назначается лицам, которые прослужили в силовых структурах более 20 лет. Кроме того, на пенсию могут рассчитывать те, кто прослужил в армии не менее 12 с половиной лет и имеет при этом общий стаж в 25 лет, уволенные по состоянию здоровья или в связи с реорганизацией частей, и достигшие при этом возраста 45 лет. Ключевым же понятием при решении вопросов пенсионного обеспечения является «выслуга лет». Предложение Министерства финансов можно трактовать так, что оно в принципе отрицает это понятие, поэтому возникают опасения того, что военным пенсии отменят [1].

Оценки экспертов Идея Минфина находит своих сторонников и скептиков. Первые считают, что нужно внимательно рассматривать весь пакет предлагаемых изменений. К примеру, он включает в себя то, что уволенные в запас военные смогут пройти переобучение, а выходное пособие планируется таким, чтобы денег хватило и на это.

В частности вице-президент общественной организации «Опора России» П. Сигал считает, что в армии служит большое количество специалистов, навыки и опыт которых смогут пригодиться на гражданке и им, и обществу. Кроме того, выходное пособие понравится тем, кто покидает ряды вооруженных сил в молодом возрасте и не может рассчитывать на пенсию в обозримом будущем. Эксперты сходятся во мнении о том, что пересмотра условий начисления пенсии избежать не получится просто по той причине, что страна оказалась в трудных экономических условиях.

В настоящее время невозможно сказать о том, какой будет пенсия военнослужащего через пару лет. Многие военные находят неудовлетворительным выполнение Указа президента от 07.05.2012 г. N 604, который предусматривал ежегодное увеличение военных пенсий таким образом, чтобы бывшие военные граждане получали не менее чем на 2% сверх уровня инфляции. В реальности в 2016 и плановых 2017-19 годах пенсия увеличивалась и будет ежегодно увеличиваться на 4%, что намного меньше процента роста инфляции в стране [6].

Единоразовые выплаты никогда не сравнятся с регулярными. Если новация Минфина станет реальностью, то многие бывшие военные окажутся ущемлёнными в своих социальных правах.

Во-первых, не все из них в состоянии адаптироваться в гражданской жизни; во-вторых, совершенно не понятно, каким образом в принципе можно было бы оценить «достойный уровень жизни» в течение пары лет.

Без сомнения это серьёзно подорвёт авторитет армии и значимость службы в рядах вооружённых сил. Возможный политический контекст Замечено и то, что все разговоры об изменениях в пенсионной системе, которые ведётся с началом экономического и политического кризиса, до сих пор оставались по большей части разговорами.

На практике было лишь только одно значимое событие – «заморозка» накопительной части. Это становится основанием для возникновения достаточно смелого предположения о том, что страсти раздуваются искусственно. Формируется иллюзия того, что пенсий скоро вообще не будет. Люди пугаются, а когда слышат о том, что это было лишь «предложение блока экономистов» в правительстве, а теперь «социальный блок» его отверг. Люди получают подтверждение того, что пенсии сохранятся, радуются, благодарят верховную власть и уже не задают вопросов о том, почему пенсии не увеличиваются. На практике же выход на пенсию военных с 2019 года ничем не будет отличаться от аналогичного процесса в предыдущие годы, как и порядок начисления, размер и все другие нюансы.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ.-  30.03.1998.- N 13.- ст. 1475.
3. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.07.2019) "О статусе военнослужащих" // СЗ РФ.- N 22.- 01.06.1998.- ст. 2331.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // СЗ РФ.-  17.12.2001.- N 51.- ст. 4831.
5. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2019) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"  // Ведомости СНД РФ и ВС РФ.- 04.03.1993.- N 9.- ст. 328.
6. Ефремов А.В. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную (правоохранительную) службу. С-Пб., 2018– 84с.
7. Кудрявцев И.В. Правовой статус военнослужащего: проблемы обеспечения в современной России // Право в Вооруженных Силах. 2018. N 9. С. 7-8
8. Ломакина Т.В. Актуальные вопросы назначения  пенсии военным  // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 1. С. 21-22
9. Михайлюк П.А. Социальная защита военнослужащих дел // Административное и муниципальное право. 2010. № 7, С. 46-47
10. Полынский А. С. Государственная политика в области социального обеспечения военнослужащих //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 2. - С. 19-20
11. Сивакова И.В. Формирование института пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца // Социальное и пенсионное право. 2017. N 3. С. 44-45