Статья:

Педагогические условия развития творческой активности обучающихся в технологическом образовании

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(56)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мирошниченко Т.С., Саяпин В.Н. Педагогические условия развития творческой активности обучающихся в технологическом образовании // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 5(56). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/56/47361 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогические условия развития творческой активности обучающихся в технологическом образовании

Мирошниченко Татьяна Сергеевна
бакалавр Саратовского Национального Исследовательского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов
Саяпин Василий Николаевич
канд. пед. наук, профессор Саратовского Национального Исследовательского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN TECHNOLOGICAL EDUCATION

 

Tatyana Miroshnichenko

Bachelor of Saratov National Research State University. N.G. Chernyshevsky, Russia, Saratov

Vasiliy Sayapin

Cand. ped. Sciences, Professor, Saratov National Research State University. N.G. Chernyshevsky, Russia, Saratov

 

Аннотация. В данной статье педагогические условия рассматривается в качестве одного из основных факторов развития творческой активности обучающихся в технологическом образовании. Поддержание творческой активности важное условие успешности технологического образования.

Abstract. In this article, pedagogical conditions are considered as one of the main factors of development of creative activity of students in technological education. Maintaining creative activity is an important condition for the success of technological education.

 

Ключевые слова: технологическое образование, творческая активность, творческая деятельность.

Keywords: technological education, creative activity, creative activity.

 

Результативность творческой активности обучающихся, их творческой деятельности, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не полностью отвечает задачам современного технологического образования.

Развитие творческой активности – проблема очень актуальная и ей отводится особая роль в технологическом образовании обучающихся. Поддержание творческой активности очень важное условие успешности технологического образования обучающихся. Одна из главных задач учителя технологии – научить обучающихся выделять учебную задачу самостоятельно, видеть ее за другими, не похожими друг на друга, заданиями. Учитель технологии, добивается этого, применяя приемы развития творческих познавательных интересов у обучающихся. Сегодня особенно актуальна проблема формирования творчески активных обучающихся, способных самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, которые выходят за рамки стандартных требований, а так же анализировать свою творческую деятельность.

По данным исследований только некоторые задачи конкретно подразумевают творческое видение, самостоятельное наблюдение, обращение внимания и быстроту схватывания у обучающихся. В их числе есть задачи, которые непосредственно стимулируют творческую активность обучающихся и содержат элементы неизвестности, противоречия или ориентированы на выяснение причин и взаимосвязей явлений, другими словами задачи творческого уровня, формирующие творческое отношение к самому процессу поиска решения. Таким образом, есть необходимость направить процесс технологического обучения на развитие и усовершенствование творческой активности обучающихся.

В технологическом образовании творческие задачи являются средством диагностики уже сформированных творческих способностей обучающихся. Они соприкасаются с эстетической стороной умственного труда, когда учатся сравнивать несколько способов решения одной и той же задачи. Найденное без чьей либо помощи решение сложной задачи дает огромный эмоциональный заряд обучающемуся, укрепляет уверенность в своих силах, подтверждает личные творческие способности, повышает значимость обучающегося в глазах окружающих.

Для формирования творческой активности обучающихся возможно использование всех методов и приемов, которыми располагает дидактика. Словесный метод- это рассказ, беседа, разъяснение; наглядный метод- таблицы, схемы, иллюстрации и практический метод обучения- практические работы, эксперимент, все это способствует формированию у обучающихся технологических знаний, а использование репродуктивного метода способствует развитию у обучающихся практических умений и навыков. Необходимость формирования творческой активности заставляет учителя технологии находить средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью обучающегося. Средствами, позволяющими организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием обучающихся в процессе технологического обучения, являются непосредственно учебные задания. Выполняя их, обучающиеся овладевают новыми знаниями, приемами, закрепляют и улучшают умения и навыки полученные на уроках технологии.

Каждый урок технологии – это определенная система заданий, которая приводит обучающегося непосредственно к овладению понятий, умений и навыков. От того, какие задания подбирает учитель технологии для урока, в какой последовательности их выстраивает, зависит достижение целей урока, активность и самостоятельность обучающихся.

Важным средством активизации творческой деятельности обучающихся является установление связи изучаемого материала с окружающей их реальностью. Одной из главных ролей в развитии творческой активности на уроках технологии является работа с учебником. Учебник организует познавательную деятельность обучающихся, систематизирует их знания, способствует нравственному и эстетическому воспитанию. Учебник содержит задания, которые помогают обучающимся развивать умение рассуждать, доказывать, сопоставлять и делать выводы. Применяются также задания, которые позволяют проверить знания по новому и уже пройденному материалу.

Огромную роль в активизации творческой деятельности обучающихся так же играет непосредственно и сам кабинет «Технологии». От того, насколько грамотно он оборудован техническими средствами обучения, оснащен учебными материалами, как оформлен кабинет технологии, насколько востребованы и эффективно работают имеющиеся в нем материалы и приборы, насколько кабинет соответствует современным требованиям, во многом зависит активизация творческой деятельности обучающихся.

Развитие творческой активности обучающихся в технологическом образование может проходить в виде нестандартных уроков технологии. Нестандартные уроки технологии — это неординарные подходы к преподаванию технологии. Задача их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать повседневным, так как интерес - это катализатор всего технологического образования обучающихся. Такие уроки технологии включают в себя все многообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные связи, опорные сигналы, конспекты и многое другое. При проведении нестандартных уроков технологии у обучающихся снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету «Технология» в целом.

Рассмотрим, некоторые наиболее интересные нестандартные уроки предмета «Технология».

Интересно проходят «Уроки – игры». На таких уроках технологии создается неформальная обстановка, что хорошо развивает интеллектуальную и эмоциональную сферу обучающихся. Особенностями данных уроков технологии является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны обучающихся.

Один из самых интересных- «Метод проектов». Он нацелен непосредственно на то, что бы развить активное самостоятельное мышление обучающегося и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь использовать их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и направлена на личность обучающегося. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, плакат, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным итогом работы над проектом будут актуализация имеющихся у обучающихся знаний, а так же приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

«Уроки-дублеры» очень хорошо развивают творческую активность обучающихся. Смысл данных уроков заключается в том, что они основаны на нетрадиционной подаче учебного материала, когда материал рассказывает не учитель технологии, а сами обучающиеся.

Так же очень интересно проходят «Уроки – состязания, викторины». Данные уроки проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства обучающихся по выбранной теме. Игры - состязания могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.

«Урок-мечта». Такие уроки могут проводиться в любом классе, в зависимости от выбранной тематики. Обучающиеся мечтают о многих вещах. Смысл таких уроков заключается в том, что учителю технологии необходимо узнать мечту обучающихся и на ее базе выстроить урок технологии. Учитель технологии подбирается соответствующий материал, использует изученные структуры на базе которых будет строиться урок технологии. Не стоит забывать и об оформлении урока технологии. Необходимо применять красочные картинки, открытки, музыкальное и видео сопровождение они сделают урок технологии более увлекательными и незабываемыми для обучающихся.

Такие формы проведения занятий по технологии "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Использование нетрадиционных уроков технологии позволяет обучающимся мыслить, фантазировать, пробовать и находить что-то новое, экспериментировать. Такие уроки технологии создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, стимулируют инициативность, самостоятельность обучающихся и создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Но необходимо отметить, что очень частое использование подобных форм организации учебного процесса в технологическом образовании нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки технологии имеют все шансы стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся интереса к предмету.

Таким образом, педагогически условия являются основным фактором развития творческой деятельности обучающихся в технологическом образовании.

 

Список литературы:
1. Карманчиков А.И. Педагогические возможности методов технического творчества в формировании и развитии творческой активности учащихся. // Состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в системе многоуровневой подготовки специалистов: Матер. Всерос. науч.метод. конф. (9-10 декабря 2003 г.). В 4 ч. – Ч. III. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2003. 
2. Карманчиков А.И. Структура взаимодействия личности и общества в процессе поиска решения проблем. // VIII Международная конференция «Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства», М.: МИОО, 2002. 
3. Предеина В. С. Особенности развития творческой активности учащихся в психолого-педагогическом аспекте // Молодой ученый. — 2013. — №2. 
4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011.