Статья:

Правовое регулирование международных грузовых перевозок

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(58)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Алидаров К.Ш. Правовое регулирование международных грузовых перевозок // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 7(58). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/58/47916 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование международных грузовых перевозок

Алидаров Курбан Шамсудинович
магистрант Среднерусского института управления – РАНХиГС при президенте РФ, РФ, г. Орёл

LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL CARGO TRANSPORTATIONS

 

Kurban Alidarov

master student of the Central Russian Institute of Management - RANEPA at the President of the Russian Federation, Russia, Orel

 

Аннотация. В статье рассмотрены признаки международных грузовых перевозок. Проанализированы некоторые нормативные документы. Изучены виды  договоров международных перевозок грузов.

Abstract. The article describes the signs of international freight traffic. Analyzed some regulatory documents. Studied types of contracts for the international transport of goods.

 

Ключевые слова: международные грузовые перевозки; договор перевозки грузов; регулирование грузовых перевозок .

Keywords: international freight transport; contract of carriage of goods; freight regulation.

 

Определение международных грузовых перевозок содержится в конвенциях и соглашениях международного уровня, но они имеют некоторые отличия. Например в Конвенции международных перевозок для стандартизации некоторых правил международных перевозок от 1999 года под международной перевозкой грузов воздушным путем понимается любая перевозка, при которой, согласно договору определено место отправления и место прибытия груза, вне зависимости от того, есть ли перерыв в перевозке или нет, месторасположение на территории одного государства или государств-участников, если прописанная остановка предусмотрена на территории другого государства. Если остановка совершается на территории одного и того же государства, то договор не является международным.

Более развернуто определение международной перевозки дается в Конвенции о международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г. Согласно этой конвенции международная перевозка грузов - это перевозка, осуществляется на территории двух и более государств[4,52].

Исходя из вышеуказанных определений, следует сделать вывод от том, что для того что бы перевозка грузов считалась международной, обязательным условием является то, что осуществление перевозки грузов должно быть хотя бы на территории двух государств.

Следующий признак международной перевозки грузов, это осуществление грузоперевозки непосредственно на тех условиях, которые закреплены международными соглашениями или правилами. Перевозка данного вида должна быть оформлена как международная. Данный признак важен, так как в силу различных причин груз так и не пересечет границы государств, например при утрате груза в стране отправления[3,92]. Отнесение перевозки грузов к международным, связано непосредственно с фактом пересечения территории двух государств, а не с фактом погрузки груза на территории государства - отправителя.

Еще одной и очень важной особенностью регулирования грузоперевозок является удельный вес материально-правовых норм международного характера по сравнению с коллизионными нормами и наличие широкого комплекса норм внутригосударственного законодательства.

Основные вопросы регулирования международных грузовых перевозок разрешаются в международных транспортных сообщениях.

Важной особенностью международных грузовых перевозок заключается в том, что в процессе выполнения договора, все материально правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов. То есть при отправлении груза, следует руководствоваться нормами страны - отправителя, а соответственно в пункте получения, нормами страны - получателя.  В некоторых случаях применяется закон перевозчика или закон страны суда [184].

Правовое регулирование грузовых перевозок в международном сообщении по средствам норм международных сообщений носит отраслевой характер, соответственно зависит от применяемого вида транспортировки.

Все международные договоры по перевозке грузов регулируются нормативными документами которые можно классифицировать по видам транспорта.

В России, договор перевозки является главной правовой основой перемещения грузов, пассажиров и багажа в пространстве. Все виды грузоперевозок, осуществляются согласно п.1 ст.784 ГК РФ, на основании этого вида договора, который занимает основное место в системе транспортных договоров, являясь при этом базовым договором, так как данный договор выполняет главные задачи, которые связаны с грузоперевозками[1].

Транспортный договор, это договор который очень часто называют договор конкретного груза или партии грузов.

Договоры могут быть как возмездными так и безвозмездными в соотношении с критериями наличия встречного удовлетворения интересов двух сторон.

Договор перевозки грузов следует считать возмездным и взаимным. Возмездным он является потому, что перевозчик получает плату за перевозку, а взаимным потому, что перевозчик, в любом случае обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель в свою очередь обязан внести эту плату и имеет право на перевозку сданного груза.

Договоры следует  разделить на односторонние и двусторонние. Договор перевозки грузов является двусторонне обязывающим, поскольку каждая сторона имеет права и обязанности. Его сторонам являются: отправитель и перевозчик грузов. Перевозчиком может быть коммерческая организация, которая наделена функциями перевозки и которая обязана осуществлять перевозки по требованию любого, кто обратиться к ней. Отправителем является любой субъект гражданского права.

Так же следует отметить, что в договоре может быть третье лицо, которое не участвует в заключении договора, но при этом наделяется определенными правами и обязанностями, например: право требовать от перевозчика выдачи груза или обязанность принять груз и доплатить провозную плату.

Договор перевозки грузов является срочным договором, поскольку его срок действия всегда определяется сроком выполнения обязательств по провозке. Срок может быть установлен как в нормативном порядке, так и по соглашению двух сторон. Таким образом, перевозчик обязан доставить принятый к перевозке груз в пункт назначения и срок, который определяется правилами данного перевозчика груза.

Из определения договора о перевозке груза, следует, что он считается заключенным с момента передачи грузоотправителем, соответствующего имущества перевозчику.

Договор перевозки грузов является реальным, так как для его заключения недостаточно только соглашения грузоотправителя и перевозчика, необходима еще и передача грузоперевозчику, поскольку он обязан доставить груз. Непосредственно без передачи имущества реальный договор не может считаться состоявшимся и порождающим какие-либо правовые последствия. Следовательно, реальный договор связывает стороны только после передачи груза, получателю.

Таким образом, договор международных грузовых перевозок регулируется большим количеством актов, среди которых важное место занимают конвенции. Так же важной особенностью международных грузовых перевозок заключается в том, что в процессе выполнения договора, все материально правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов. То есть при отправлении груза, следует руководствоваться нормами страны - отправителя, а соответственно в пункте получения, нормами страны – получателя.

 

Список литературы:
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018).
2. Гречух, В. Н. Правовые основы международных перевозок пасса¬жиров и грузов: учебник в 2-х т. / В. Н. Гречуха. - М.: Проспект, 2016.С. 184.
3. Кокин, А.С. Международная морская перевозка груза: право и практика. - М.: Волтерс Клувер, 2017.С. 92-94.
4. Садиков, О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. - М.: Юрид. лит, 2015.С. 51-52.