Статья:

Тексты песен советских рок музыкантов 70 - 80 гг. как отражение протестных настроений в Советском Союзе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(6)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Афанасьева Е.А. Тексты песен советских рок музыкантов 70 - 80 гг. как отражение протестных настроений в Советском Союзе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/6/21685 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Тексты песен советских рок музыкантов 70 - 80 гг. как отражение протестных настроений в Советском Союзе

Афанасьева Екатерина Андреевна
студент Дальневосточного федерального университета, РФ, г. Владивосток

 

Русский рок часто воспринимается как контркультурное андеграундное явление в советском пространстве, ставшее выражением политического протеста общества против устаревшей системы социализма. Отчасти это так, но следует обратить внимание и на перелом в мировоззрении социума, протест против культурных ценностей эпохи «застоя», истоки которой целесообразно искать за долго до установления брежневской геронтократии. Советская рок-культура обширный объект для изучения, поэтому представляется сложность всесторонне обхватить всю проблематику этого вопроса. Основной массив изданий по данной проблеме – публицистические материалы, например работы А.К. Троицкого. Обширный пласт исследований можно найти в научных статьях журнала «Русская рок поэзия: текст и контекст», а также работах И. Кормильцева и О. Суровой, М. Шидера, Т. Н. Невской. Большую информативность дают сохранившееся мемуары, интервью, воспоминания музыкантов. Они интересны своей субъективностью и «живым» участием в советском рок течении. Для более глубокого понимания проблем обычного человека эпохи «застоя» следует обратиться к исследованиям Ю.А. Левады и В.И. Чиндина.

«Застойные» времена получили свое название не только из-за стагнации в экономике, но и из-за однообразности, неспособности разграничить свою жизнь на прошлое и будущее. Общественные недовольства уже давно имели устоявшийся «фоновый» характер. В 70-х существовала даже ироническая поговорка на эту тему: «все недовольны, но голосуют «за» [9, с.179].

А куклы так ему послушны,

Что мы верим простодушно

В то, что кукла может говорить[10].

Недовольство в социуме естественный продукт любой эпохи преобразований: традиционные рамки перестают быть приемлемыми, а новые ориентиры не ясны, как и средства их достижения. «… Рок-музыка в социальном плане – вещь довольно сильная, среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать. Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я всё стараюсь выразить в песнях» [16].

В особую проблему вылилось отсутствие грамотного способа политического выражения недовольства. Отсутствие социальной активности и альтернативных партий в государстве возвело протест на эмоциональный уровень. Советский человек – человек изолированный от мира внешне и внутренне. Страны запада представлялись враждебными, поэтому закрытыми мерами цензуры, «железным занавесом». Патриотические кампании и репрессивный аппарат тщательно «оберегал» советский мир от «безнравственного капиталистического общества». Отгородить от ненужного советского человека пытались и внутренне: запрет некоторых литературных текстов, психологии, истории, генетики и т.д. В идеале должен был существовать человек упрощенный и легко управляемый. Изолированность людей СССР дополнялась и безальтернативностью их существования, бесправием в политической и государственной системах [9, с.177–309]. В 70–80е г. ХХ в. начала приоткрываться узкая щелка между социалистическим и западным капиталистическим миром, что не могло не вызвать подрыв в мировоззрении советского человека.

Но с каждым днем времена меняются.

Купола растеряли золото.

Звонари по миру склоняются.

Колокола сбиты и расколоты.

Что ж теперь ходим круг да около.

На своем поле как подпольщики?

Если нам не отлили колокол,

Значит, здесь время колокольчиков [3].

Советский человек был заражен болезнью энтузиазма. Он был готов к самозабвенному, героическому труду, полной самоотдаче и самопожертвованию во имя великого дела. Индивидуальность, конечно, присутствовала, но была задвинута в сторону идеей «абсолютной силы коллектива». Вопрос о том, действительно ли социум делает великое дело, начал закрадываться в тот момент, когда эйфория советской общинности перестала давать очевидные результаты [19, с.105–107].

Советский рок феномен возник в тяжелый для страны экономический и политический период. Значительные изменения также коснулись и социальной жизни общества. Новый виток культуры ознаменовал переоценку ценностей, тенденцию к индивидуализму.

Брат Никотин, брат Никотин,

Я не хочу ходить строем, я хочу ходить один.

<…>

А вокруг меня тундра, вокруг меня лед!

Я смотрю, как все торопятся, хотя никто никуда не идет [1].

Исследователи считают, что ускоренному преобразованию в мировоззрении граждан СССР могла послужить научно-техническая революция [11, с.344]. Молодежь ощущала тенденции перемен, полностью менявшие их темп жизни. Выражением эпохи стала рок культура. Как здоровые клетки в организме реагируют на заразную лихорадку, так и молодежь, чувствующая ложь и заразу СССР - заболели роком.

Советский рок - это музыкальное направление, появившееся в 60е годы XX века в России, ставшее оппозиционным направлением эстрадной традиции. Рок советского пространства был сформирован в синтезе заимствования и присваивания своей, новой модели развития музыкального жанра. Интерес молодежи к рок-музыке объясняется ни сколько талантливым исполнением, сколько содержанием песен. Именно с помощью советского рока люди искали ответы на главные вопросы жизни. Советские рок музыканты уделяли больше внимания содержанию и качеству песен, чем западные. Возможно, это связано с особым уровнем поэзией в России [20, с.203]. По словам А.К. Троицкого, «менталитет россиян предрасполагает к философскому восприятию окружающего мира и чуткому восприятию Идеи и Слова» [14, с.54].

Тьмы низких истин, как всегда, дороже

Нас возвышающий роман.

Итак, мы пишем наш роман.

Творим немыслимое чудо...

А на немытую посуду

Ползет усатый таракан [2].

Русский рок по ряду критериев близок к авторской песне, но в более современных средствах выражения. Значительное влияние на русскую рок культуру оказал В.С. Высоцкий. В своих песнях он отражал практически весь быт советского человека. От бардов рок музыканты переняли глубину социальных текстов, а также разноуровенность языка. Именно умелое сочетание просторечий и высокого стихотворного слога являлось отличительной чертой русского рока, способной расширить ряды потенциальных слушателей. В этом факте можно найти протест против пафоса признанной советской эстрады. Рок никогда не был развлекательной музыкой. Так же, за метафорами часто скрывалась интерпретированная действительность советского пространства, нравственный и политический кризис.

Я работаю дверью,

В мире где нету стен.

Там, где крылья без перьев,

Где нету ни котов, ни вен.

Я стою на дороге,

Которой тоже нет.

Я работаю дверью

Много, много, много лет [6].

Всё то, что волновало сердце и ум советского человека присутствовало в текстах песен рок музыкантов. Это и вечные темы любви, философские рассуждения, социальные темы, этика, религия и многое другое. Но именно тема протеста стала ключевой для восприятия слушателей. Советская рок культура стала формой протеста против ограниченности человеческого быта, абсурдности его жизни.

Одним из главных концептов в текстах советского рока – это свобода. Представляя оппозицию власти, музыканты поднимали чуть ли не главную проблему «консервирования» советского общества средством цензуры, отсутствием индивидуализма, давлением со стороны коммунистической морали. Тем ни менее, трактовка свободы во многом отличается в текстах песен [13, с.194]. Например, многие понимали свободу как некую недосягаемую при жизни высоту, недоступную русскому человеку:

Пятна крови на асфальте, пятна крови на земле,

Параллельно коммунизму речь кровавая течет.

 Беззаветная свобода во свинцовом во гробу.

В консервированном месте буду петь и танцевать [5].

Тем ни менее свобода есть и будет главной внутренней потребностью человека, возможность управлять своим сознанием и жизнью. Красной нитью эта проблема проходит в творчестве рок-музыкантов «эпохи застоя». Ограничения общественной и политической жизни, зависимость от навязанных социальных стереотипов, страх перед властью, усиление товарного дефицита, стагнация в экономике и многие другие внутренние и внешние проблемы в стране, привели к ещё одному страшному явлению в обществе – алкоголизации населения [12]. Эта проблема коснулась всех слоев населения, включая интеллигенцию. Вместе с этим увеличивалась смертность и рост преступности. Происходил непрерывный рост числа самоубийц.

Ален Делон, Ален Делон не пьет одеколон

Ален Делон, Ален Делон пьет двойной бурбон [22].

Больная народная душа жаждала исцеления, искала спасение в стакане, а не находивши, окончательно теряла веру в коммунистические идеалы. Остро стояли проблемы дедовщины в армии, а начавшаяся гражданская война в Афганистане реконструировала взгляды на мир в целом.

Я не видел картины дурней,

Чем шар цвета хаки [23].

Тем ни менее, большинство музыкантов говорили о том, что слушатели находили в их песнях отнюдь не тот смысл, который изначально был заложен. «Политика интересует меня меньше, чем сельское хозяйство Гватемалы ХIV века» [7]. Люди были озабочены своими проблемами, а из песен вычленяли слова и предавали им уже свою правду. Так, в интервью газете «Молодой ленинец» Виктор Цой на вопрос о том, отражаются ли как-то в его песнях изменения в общественно-политической жизни страны, с недоумением и искренним непониманием ответил: «А как они могут отражаться? Я же не певец социального протеста, не пишу песен «на злобу дня»» [17]. Несмотря на это, пожалуй, самой известной композицией протеста стала песня группы «Кино» «Перемен». Эта песня, став в прямом смысле призывом к действию, Виктором Цоем была написана ни как политическое требование. Заложенный в нее смысл куда более глубокий и личный [21].

Таким образом, русский рок – следствие глубинный внутриполитических событий в СССР, отражение застойной эпохи. Рок музыка приобрела популярность в кругах людей, пытавшихся отойти от норм советского конформизма. Молодежь перестала верить в государство, напевая слова песни группы «Аквариум»: «этот поезд в огне и нам некуда больше бежать». Антивоенная и социальная направленность текстов песен лишь выдавливала уже накопившийся в ране гной, открывала глаза на закоренелые проблемы общества. Проблемы добра и зла, нравственные проблемы отцов и детей, любви, свободы, индивидуализма – отражение изменений времени. Не удивительно, что общество трактовало некоторые песни по-своему, воспринимало отдельные слова, как руководство к действию, ведь гнойный нарыв социальной раны достиг предела. Советская рок культура воплощала универсальное мироощущение социума, выражала стремление к конкретным, а не абстрактным переменам. Специфической чертой рока стала тема протеста, как внешнего – политического, социального, так и внутреннего – в рамках внутреннего мира человека, его отношение к реальности.

Солнце плавит облака,

Затянув глаза, туманом плачут болью.

Пощадите бунтаря, дайте вновь забыть пьянящий воздух воли [4].

 

Список литературы:
1. Аквариум. Брат Никотин.
2. Башлачев А. Трагикомический роман.
3. Башлачев А. Время колокольчиков.
4. Високосное лето. Песня о бунтаре.
5. Гражданская оборона - Все в порядке.
6. ДДТ. Апокалипсис.
7. Кнорре К. Интервью с Борисом Гребенщиковым // Сноб. 2015. 21 января.
8. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 1998. – № 1. – С. 11–39. 
9. Левада Ю.А. Сочинения: проблема человека. – М.: Издатель Карпов Е.В., 2011. – 526 с.
10. Машина времени. Марионетки.
11. Невская Т. Н. Становление молодежной рок-культуры в СССР в конце 50-х начале 80-х годов XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 77. – С. 343–349.
12. Соломенцев М. Зачистка в политбюро: Как Горбачев убирал врагов перестройки. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2011. – 224 с. 
13. Стеванович С.В., Чуева Е.Н. Особенности репрезентации концепта «Свобода» (на материале текстов русских рок-групп) // Вестник КемГУ. – 2008. – № 2. – С. 193–196.
14. Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. Т. 1. – СПб.: Амфора, 2008. – 273 с.
15. Феномен русского рока – [Электронный ресурс] – URL: http//www.rankpedagogy.ru/inspuds-365-1.html. (Дата обращения: – 25.01.2017.)
16. Цой В. Интервью // Аргументы и факты. 1987. № 39.
17. Цой В. Интервью. // Молодой ленинец. Волгоград. 1989. 6 мая.
18. Цой В. Стихи. Документы. Воспоминания. - СПб: Новый Геликон, 1997. – 368 с.
19. Чиндин В.И. Советский мифочеловек (образ советского человека в зеркале мифического восприятия) // Известия Юго-Западного государственного университета. (Курск). – 2011. – №2 (35). – С. 104–116.
20. Шидер М. Литературно-философская направленность русской рок-лирики (классическое наследие в песнях Александра Башлачева и Майка Науменко) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - 2001. - № 5. – С. 202–205.
21. Ягольник А. Место для шага вперед. // Комсомольская знамя. Киев. 1990. 23 сентября.
22. Nautilus Pompilius. Взгляд с экрана.
23. Nautilus Pompilius. Шар цвета хаки.