Региональные экономики и их конкурентоспособность
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(60)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(60)
Региональные экономики и их конкурентоспособность
Конкурентоспособность региона – это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику[1].
Вместе с тем конкурентоспособность региона – это система, состоящая из таких элементов как конкурентный потенциал региона, факторы и условия формирования конкурентной среды, эффективность использования ресурсов, конкурентные преимущества, конкурентные стратегии хозяйствующих субъектов, государственные и рыночные механизмы управления экономическим потенциалом региона для более полного удовлетворения потребностей человека.
К основным факторам региональной конкурентоспособности и национальной экономики можно отнести природные ресурсы, инвестиционный потенциал, уровень доходов населения.
В качестве предметной среды в конкуренции могут выступать:
- население;
- предприятия (организации);
- малый бизнес;
- инвестиции в инфраструктуру;
- произведенный валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения и т.д.
Значительные изменения происходят в мире на данный момент. Эти изменения связанны с глобализацией, что находит проявление во многих сферах жизни общества; задает новые условия развития как страны в целом, так регионов в частности. Именно в этих условиях, большую роль играет региональная конкурентоспособность, что связано с выходом регионов на мировой рынок, как самостоятельных субъектов рыночной экономики, способствующих росту экономики страны в целом. В первую очередь, развитие региона зависит от конкурентоспособности организаций и компаний, расположенных на его территории. Создание наилучших условий функционирования организаций в целом является приоритетной региональной политикой [2]. При этом каждый предмет конкуренции характеризуется соответствующими ключевыми факторами конкурентоспособности региона. Так, например, к таким факторам по предмету конкуренции, характеризующему население, следует отнести природно-климатические условия, уровень заработной платы и систему социальной поддержки населения, культурную среду и систему высшего образования, экологическое благополучие и др. Если задаться вопросом, что же представляет собой конкурентоспособность территории? То можно утверждать, что она представляет собой гибкую к инновациям систему производства товаров и услуг и тем самым способность обеспечивать высокие стандарты жизни. Самыми преимущественными, в настоящее время, в развитии любого государства становятся инновационные процессы. Производство инноваций постепенно выделяется в отдельную отрасль, от которой зависит развитие отсталых видов деятельности.[2] Нестандартные знания, воплощенные в высокодоходных технологиях, должны выступать в качестве важнейших элементов производительных сил инновационной экономики. Формулирование стратегических целей развития региональной инновационной системы, преобразование ее институциональной структуры, изменение механизмов взаимодействия научных и инновационных организаций с потребителями их продукции в предпринимательском и региональном секторах, несмотря на существенные проблемы, могло бы способствовать повышению инновационной активности.
Теоретическая модель конкурентоспособной региональной экономики, представленная в данной статье, является синтезом собственных гипотез автора статьи с существующими однофакторными и многофакторными теориями регионального развития. Авторская теория состоит в том, что «нормальная» региональная экономика может обеспечивать рост благосостояния растущего населения региона, только создавая принципиально новые отрасли и сектора экономики.
Только в этом случае, оказывается возможным более интенсивное использование ограниченного пространственного ресурса региона, создание дополнительных рабочих мест и рост валового регионального продукта. Нормальное развитие включает в качестве первого этапа развитие примитивного хозяйства, обеспечивающего плотность населения – 1 человек на 20-25 кв.км. Следующим этапом является развитие аграрного хозяйства, повышающего плотность населения от 100 раз при развитии животноводства (1 nчеловек на 0.2 кв.км) до 10000 раз при развитии растениеводства (1 чел на 0.002 кв.км) и соответствующем повышении продуктивности используемых земель [3].
Резкое увеличение возможностей роста населения при ведении аграрного хозяйства приводит к концентрации населения Земли прежде всего в аграрных районах растениеводства. Следующий этап состоит в развитии индустриального сектора, обеспечивающего рост плотности населения еще в среднем в 100 раз - до 20 кв.м на 1 человека. Однако дальнейшее уплотнение настолько усиливает конкуренцию за пространственный ресурс, что численность населения индустриальных обществ начинает стабилизироваться[4].
Переход к постиндустриальной экономике создает последний резерв уплотнения. Для создания одного рабочего места в постиндустриальном секторе достаточно только 2 кв.м, что позволяет достичь плотности населения 0.5 млн. человек на 1 кв.км (приближаются Гонконг и Токио). При этом численность населения начинает постепенно сокращаться, и постоянная численность может поддерживаться только за счет приезжих из других регионов. Таким образом, региональное производство (экономика) наивысшего уровня развития представляет собой слоеный пирог из примитивного, аграрного, индустриального и постиндустриального секторов производства. Наименее развитыми и производительными являются региональные экономики, включающие только сектор примитивного хозяйства. Наиболее развитыми являются региональные экономики, включающие все четыре сектора производства, с преимущественным развитием постиндустриального сектора.
Ограничение пространственного ресурса служит важнейшим стимулом для перехода к новым стадиям экономического развития, повышению эффективности использования пространственного ресурса, росту производительности региональной экономики и росту благосостояния. Поэтому малые страны часто выступают как источники революционных инноваций в экономике и технологиях, а также демонстрируют высокий уровень благосостояния населения (Швейцария, Нидерланды, Люксембург и др.). В то же время многие крупные страны демонстрируют постоянное отставание в достижении высокого уровня благосостояния для всех жителей страны, поскольку сохраняют региональные экономики с примитивным и аграрным хозяйством (Россия, Бразилия, Китай, Индия и др.).
Исходя из изложенной теории развития региональной экономики, можно сделать первый вывод - постиндустриальная экономика имеет более высокую конкурентоспособность, чем индустриальная, аграрная и примитивная. Диагностику состояния конкурентоспособности региона следует начинать с определения секторально-отраслевой структуры регионального производства.
Второй вывод определяет наличие возможных исключений из первого правила. Могут ли существовать региональные экономики, обеспечивающие высокий уровень благосостояния населения региона только за счет развития одного из секторов? На этот вопрос следует ответить утвердительно в том случае, когда регион обладает уникальным ресурсом, а региональные фирмы способны эффективно освоить этот ресурс, обеспечивая не только внутреннее потребление, но и значительный экспорт. Мировая практика дает примеры нефтегазовых, золото-алмазных, фосфоритных, и иных сырьевых регионов, обеспечивающих резкий экономический подъем региональных экономик на протяжении нескольких десятилетий. Единственным условием в этом случае остается опережающий рост регионального производства по сравнению с приростом регионального населения и реальное участие населения региона в распределении получаемых доходов[5]. Итак, конкурентоспособный регион должен обладать либо диверсифицированным региональным производством с преобладающим значением постиндустриального сектора, либо уникальным односекторным (или моногоотраслевым) производством, при постоянном опережении темпов регионального производства над темпами прироста населения региона. Третий вывод связан с идеей наращивания конкурентных преимуществ. Опора на уникальный ресурс может обеспечивать конкурентоспособность региональной экономики в течение десятилетий, но на более длительных временных отрезках моноотраслевая экономика подвержена неустойчивости, стагнации и деградации [6].
«Факторное» наращивание конкурентных преимуществ в первую очередь касается материальных факторов производства. К материальным факторам производства относятся природные и человеческие ресурсы, технологический капитал и финансовый капитал. Данные факторы имеют определяющее значение при развитии примитивного, аграрного и индустриального секторов производства. Для развития постиндустриального сектора более важное значение имеют виртуальные факторы производства, такие как: информация, инновации и предпринимательские способности [6]. Даже природные ресурсы начинают использоваться в производственных процессах в виде виртуально-сенсорных имитаций. Особое значение в усилении конкурентных преимуществ региона получают факторы окружающей среды для ведения бизнеса (социальная, экономическая, институционально-политическая, экологическая среды и инфраструктурная обеспеченность). Данные факторы могут существенно увеличивать или сокращать издержки производства, а также влиять на распределение доходов внутри регионального сообщества [7]. Региональная экономика не должна ограничиваться только внутренним наращиванием факторных преимуществ, а теория эндогенного роста не должна превращаться в некую догму. В силу целого ряда причин (истощение природных ресурсов, увеличение заработной платы и т.д.) региональным фирмам выгодно привлекать внешние факторы производства, тем более, если это позволяет осваивать и новые рынки сбыта. Таким образом, региональные фирмы сначала превращаются в национальные, затем – в континентальные и глобальные. В последнем случае в регионе может остаться лишь штаб-квартира и мозговой центр фирмы, а больший объем производственной деятельности может быть вынесен за пределы региона, что будет свидетельствовать о достижении фирмой глобального уровня конкурентоспособности. Поэтому четвертый вывод дополняет третий вывод необходимостью оценки надрегиональной активности региональной экономики, как по привлечению внешних факторов производства, так и по освоению (созданию) новых рынков сбыта. В этом случае, оценка конкурентоспособности региональной экономики может производиться по стоимости экспорта региональной продукции и доле внешних рынков, захваченных региональными товаропроизводителями.