Обзор рынка автомобильных заправочных станций в Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(74)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(74)
Обзор рынка автомобильных заправочных станций в Российской Федерации
MARKET REVIEW OF AUTOMOBILE FILLING STATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Mikhail Romanchenko
Master of Samara State Technical University, Russia, Samara
Аннотация. В данной статье рассматривается современное состояние рынка АЗС в России и возможности его развития. Определяются ключевые игроки и их положение на рынке. Выявляются проблем, ставятся возможные пути их решения и определяются перспективы.
Abstract. This article discusses the current state of the gas station market in Russia and the possibilities for its development. Key players and their position in the market are determined. Problems are identified, possible solutions are set, and prospects are determined.
Ключевые слова: АЗС, рынок, бензин, автозаправка, статистика рынка АЗС, проблемы АЗС, перспективы развития АЗС.
Keywords: gas stations, market, gasoline, gas station, gas station market statistics, gas station problems, gas station development prospects.
В настоящее время отечественный рынок АЗС еще продолжает «взрослеть». Если в столице и в Подмосковье сеть заправок в основном сложилась (на сегодняшний день в регионе функционирует более 2000 станций), то в остальных регионах еще только идет становление разветвленной сети. Тенденции развития сети АЗС, наблюдаемые сейчас в нашей стране, соответствуют общемировым, что объясняется широкой экспансией западных компаний на отечественный рынок. Россия сократила в январе — ноябре 2018 года экспорт бензина на 2,6% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года — до 3,851 млн тонн, следует из материалов Федеральной таможенной службы (ФТС). Экспорт дизельного топлива увеличился на 8,6% и составил 51,024 млн тонн. В стоимостном выражении экспорт бензина возрос на 20,8%, до $2,267 млрд, дизельного топлива — на 45,7%, до $30,892 млрд. Согласно данным Росстата, весной и в начале лета в России наблюдался ускоренный рост цен на бензин и дизельное топливо, превышающий уровень инфляции. По мнению участников рынка, одной из основных причин роста является ситуация, когда в результате роста цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке поставки нефтепродуктов на российский внутренний рынок стали менее выгодным по сравнению с экспортом. [3]
3 июня вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин и дизельное топливо по состоянию на 30 мая. 31 октября вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил, что правительство договорилось с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) и независимыми НПЗ о заморозке цен на бензин и дизельное топливо до конца 2018 года. [2] Однако, сложившаяся сегодня на отечественном рынке ситуация в розничных продажах имеет свою особенность, которая оказывает влияние на стратегию бизнеса. Так, например, в нашей стране основным конкурентным преимуществом является качество бензина, а на психологическом уровне потребитель выбирает сетевые АЗС, принадлежащих известным нефтяным компаниям. Сегодня многие розничные торговцы полагают, что получение постоянной прибыли не гарантируется даже с выгодным расположением заправки и ее техническим обеспечением. Поэтому франчайзинг так популярен у нас. Небольшой владелец автозаправки, заключая договор франчайзинга с известным брендом, увеличивает продажи топлива в разы. При этом сам договор обходится хозяину АЗС недорого, фактически он оплачивает использование известного товарного знака. [1] Технологический прогресс обуславливает приверженность современного населения к определённому комфорту, и в некотором роде позволяет занятым в АЗС-бизнесе субъектам реализовывать сопутствующие товары и услуги. В частности, современные, технологичные АЗС представляют собой именно «станции», на которых, помимо основного, целевого функционала, реализуются товары широкого потребления, продукты питания, и услуги сферы общественного питания. Территориальное расположение каждой конкретной АЗС, может существенно влиять на цены реализуемых там сопутствующих товаров, в зависимости от степени удаления станции от ближайшего муниципального образования, что позволяет владельцам таких АЗС извлекать дополнительную прибыль. Перспективным также видится реализация на базах АЗС, услуг технического характера, заключающихся в техническом обслуживании транспортных средств. При этом, вариация предоставляемых сервисных услуг такого рода может варьироваться от так называемых «срочных сервисных работ», к которым относятся работы по восстановлению покрышек при проколах, замена необходимых агрегатов, без которых невозможно продолжение движения транспортного средства (стеклоочистители, предохранители, свечи зажигания, моторные и трансмиссионные любриканты и т.д.) Но также возможна и организация полноценных сервисных услуг, если это обусловлено возможностями владельца АЗС и перспективами успешной реализации таких услуг. В противоположном векторе работает тот бизнес АЗС, который направлен на автоматизацию реализации товаров и услуг. В таких случаях АЗС обретает качественно иной вид, представляя собой технологичную систему, работающую на едином программном обеспечении, с автоматизированным процессом реализации своей основной целевой функции. Данное направление является спорным, потому как с одной стороны, автоматизированные АЗС, лишённые обслуживающего персонала, в перспективе, окупаются за счёт экономии на зарплатном фонде работников, но с другой стороны, через них уже не получается реализовывать столь широкий спектр товаров и услуг, эти АЗС требуют собственного сервиса, и в меньшей степени защищены от распространённого феномена вандализма. [1] На настоящий момент, автоматизированные АЗС занимают лишь 1/12 от общего числа АЗС в РФ. И лишь прогнозы на отдалённые перспективы указывают на ожидаемый рост численности автоматизированных АЗС в будущем.
Возвращаясь к вопросам концентрации рынка АЗС в России, у многих потенциальных предпринимателей встаёт справедливый вопрос, насколько возможна адекватная конкуренция на данном рынке, в условиях доминирующего положения ряда крупных организаций –лидеров рынка.
Ключевые игроки на рынке АЗС и топливного ретейла в России на конец 2018г. [1]
- Газпром нефть 21%
- Лукойл 19%
- Роснефть 16%
- Татнефть 7%
- Башнефть 3%
Другие организации, с процентной долей вовлеченности менее 5%
При этом не стоит делать поспешных выводов относительно роли указанных компаний в отношении переработки добываемых углеводородов и рынка АЗС в России. Так, если на рынке добычи и переработки добываемых углеводородов, Лукойл занимает лидирующие позиции, а вот на рынке АЗС, практически во всех регионах ветвь первенства держит Газпром. При этом, внутри данного сегмента рынка, в сложившихся условиях экономических условиях и при отсутствии адекватного антимонопольного регулирования, наблюдается дальнейшая концентрация рынка АЗС среди ключевых игроков, по следующим направлениям:
Поглощение «Роснефти» такого крупного регионального игрока как «Башнефть»;
При этом, и «Росснефть» и «Газпром» являются компаниями с государственным участием, что изначально обеспечивает им доминирующее положение на рынке, в том числе и на рынке АЗС. И на сегодняшний день, такие организации как «Татнефть» ещё имеют некоторую представленность на рынке АЗС в пределах муниципальных образований, в то время как рынок АЗС представленностью за пределами муниципальных образований, включая и на наиболее логистически-затруднительных участках авто-дорожной инфраструктуры, представлен компаниями «Лукойл» и «Газпром» [2]
Традиционно, ПАО «Лукойл» является второй по рейтингу нефтедобывающих компаний, по получению прибыли от реализации собственной продукции;
ПАО «Газпром», в свою очередь, уступает ПАО «Лукойл» по доли в добыче углеводородов, но опережает по доли рынка в АЗС
Тем не менее, данные показатели, касающиеся ключевых игроков рынка, не должны отпугивать потенциальных предпринимателей, оценивающих свои шансы на рынке АЗС. Далее, мы рассмотрим перспективы данного бизнеса с АЗС.
Причины перспективности рынка АЗС в России:
- Обширные территории;
- Широкое применение автомобильного транспорта;
- Относительно-низкая представленность АЗС на обширных автодорожных участках;
- Высокая степень значимости для территориальной инфраструктуры
- Высокая степень социальной значимости;
- Наличие большого числа потенциальных клиентов;
- Широкие возможности экономического взаимодействия с другими экономическими субъектами.
Каждая из приведённых в сводной таблице факторов обуславливает перспективность развития АЗС-бизнеса в России, но в то же самое время, требует анализа каждого отдельного фактора и сопоставления с способностями каждого конкретного экономического субъекта к развитию в данном направлении.
1) Обширность территорий в РФ является фактором, ставшим «притчей во языцех», но в то же самое время, недопустимым является такое отношение к этому фактору, при котором он рассматривается как безусловное преимущество.
2) Широкое применение автомобильного транспорта является, казалось бы, общераспространённым явлением в России, однако, уповая на этот фактор, владельцу объекта АЗС стоит уже изначально проанализировать какие типы ДВС используются в тех местностях, где он планирует размещать свои АЗС.
3) Высокая степень значимости для инфраструктуры и социальная значимость, эти факторы можно объединить, так как они представляются совокупностью наиболее значимых преимуществ для ведения бизнеса с АЗС. В силу уже рассмотренного территориального фактора, в каждом регионе РФ существуют свои собственные местности, где в силу недостаточности развития авто-дорожного сообщения, сохраняется проблема с доступом к услугам АЗС профессиональных потребителей – организаций, как частного, так и публичного сектора, которые в своей деятельности непременно задействуют транспорт. Для работы таких организаций наличие доступных АЗС является крайне важным фактором, потому как это позволяет им отказаться от заправок мобильно-цистерного типа. [3]
4) Наличие большого числа потенциальных клиентов объясняется унифицированностью предоставляемых услуг и реализуемого товара через АЗС. От потребления топлива для ДВС зависит деятельность широкого круга экономических субъектов, как публичного, так и частного сектора, при этом, бизнес через АЗС предполагает возможность гибкого регулирования как ценовой политики реализуемых товаров и услуг, так и условий взаимодействия с другими экономическими субъектами. Таким образом, Россия значительно отстает от западных стран по количеству АЗС, существует потребность в размещении новых заправочных комплексов для организации розничных продаж и оказания сервисных услуг.