Статья:

Подготовка будущего учителя к работе по этническому воспитанию обучающихся

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(63)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Фатихова И.И., Горбунова А.В. Подготовка будущего учителя к работе по этническому воспитанию обучающихся // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 12(63). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/63/49268 (дата обращения: 05.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Подготовка будущего учителя к работе по этническому воспитанию обучающихся

Фатихова Ильзия Ильшатовна
студент, Елабужский институт К(П)ФУ, РФ, г. Елабуга
Горбунова Алина Валентиновна
студент, Елабужский институт К(П)ФУ, РФ, г. Елабуга

 

На территории нашей страны проживает более 190 народов. Многонациональность Российской Федерации актуализирует необходимость решения задач, связанных с учетом особенностей развития и функционирования национальных культур в рамках организации образовательного процесса в современной школе. Осознание своей этнической (национальной) принадлежности играет важную роль в процессе саморазвития личности, является важным условием ее социализации и полноценного становления.

Развитие культурной и научной сфер жизнедеятельности общества невозможно без изменения образовательной системы. Актуальными в свете последних модернизаций, на сегодняшний день остаются вопросы, связанные с тем, каким быть российскому образованию и российской школе. Поиски новых эффективных методов и форм обучения и воспитания, построенных на принципах уважительного отношения к национальному многообразию народов РФ, приобретает все большее значение в построении образовательных процессов [4]. Для решения данной проблемы многие учёные и практики, в поисках педагогического инструментария, обращаются к истокам, т.е. к такой области науки, как этнопедагогика. Термин «этнопедагогика» впервые был сформулирован и введен в отечественную педагогическую науку Г. Н. Волковым, он определял ее как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа [3].

Предметом познания данной междисциплинарной науки, в первую очередь является воспитательный процесс, в рамках которого осуществляется формирование уважительного отношения молодого поколения к ценностям своего народа [6]. Вопросы, связанные с подготовкой будущих педагогов к работе в направлении этнокультурного воспитания, стали объектом изучения современных отечественных ученых, таких как Г.Ю. Нагорная, Т.В. Поштарева, В.Н. Доброседова и др.

Г. Ю. Нагорная в своих трудах рассматривает феномен этнопедагогической культуры педагога. В структуру данного явления, она включает такие компоненты: наличие у учителя общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков; личные качества и способности, обеспечивающие способность к организации педагогического процесса, с учетом национальных особенностей и культурных традиций этнических групп и общностей [1];

Т.В. Поштарева, в своих исследованиях выделяет этнопедагогическую компетентность педагога, как одно из условий эффективной подготовки специалистов. По их мнению, данный вид компетентности включает в себя: владение инструментарием реализации этнопедагогического содержания, посредством использования в профессиональной деятельности учителем знаний национально-психологических особенностей обучающихся, учете особенностей их этнического воспитания [7].

В.Н. Добросердова изучала вопрос подготовки будущего учителя к организации этнического воспитания, в контексте развития у него полиэтнической педагогической культуры, которая состоит из: владения учителем системой этнопедагогических ценностей, применения творческих способов организации поликультурной деятельности, создания образцов межкультурной практики через позицию человека культуры [5].

Этнокультурное социальное окружение и многонациональный состав учащихся, с которыми педагог работает в образовательном учреждении, требуют определенной готовности от выпускников педагогических вузов, способности к организации образовательного процесса, который строится на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Будущие учителя должны уметь способствовать созданию условий для развития у воспитанников национального самосознания, постижения гуманистической сущности мира народной культуры [2].

Проблемы, связанные с этнокультурным воспитанием, должны решаться в рамках непрерывного образования и воспитания, посредством создания соответствующей образовательной среды. Большое внимание в процессе подготовки будущего учителя уделяется организации образовательного процесса в аудитории с разным этническим составом, развитию способности студентов работать в полиэтнической и поликонфессиональной среде.

Учебно-воспитательная работа должна строиться на исторически сложившемся опыте, связанном с народными традициями, идеалами и ценностями, наработанными тысячелетиями. В рамках такого подхода должно осуществляться знакомство обучающихся с культурными богатствами своего народа: традициями и обычаями, сказаниями и легендами, особенностями национального менталитета и т.д.

Анализируя вышесказанное, необходимо отметить, что в рамках организации этнического воспитания, молодой учитель сталкивается с определенными факторами, затрудняющими продуктивность этого процесса:

- низкий уровень представления о значимости и особенностях процесса этнокультурного воспитания учащихся;

- слабая теоретическая и методическая подготовка педагогического коллектива в области этнического воспитания;

- отсутствие соответствующей учебно-методической базы.

Поэтому во многих школах работа по этническому воспитанию носит спонтанный характер, так как нет систематичности и целенаправленности, что приводит к таким негативным последствиям, как утрата чувства этнической принадлежности, забвение истории, обычаев, традиций и языка.

На наш взгляд, решение данной проблемы возможно посредством изменения подходов к подготовке будущих педагогов к организации этнокультурного воспитания. Ключевым принципом подготовки должен стать принцип непрерывной этнопедагогической деятельности разнообразного характера (поисковой, учебной, педагогических практик, игровой). В процессе работы на основе этого принципа осуществляется расширение знаний у студентов, они получают опыт по проведению этнопедагогической работе в школе, а также продуктивно решаются задачи формирования и развития определенного отношения к этнокультуре.

Основным направлением в контексте обучения студентов, должно стать формирование позитивного отношения студентов к этнопедагогической деятельности, знакомство с основами этнического воспитания может осуществляться через подбор разнообразной деятельности этнопедагогического и этнического содержания.

Важную роль при осуществлении этнопедагогической подготовки, на наш взгляд, может сыграть студенческая поисково - исследовательская деятельность. Особенно продуктивной будет деятельность, связанная со сбором, изучением, анализом и использованием в учебном и внеучебном процессе материалов, которые отражают особенности обычаев, традиций, культур и истории народов. Результаты поисково-исследовательской деятельности могут быть представлены на различных студенческих научно-практических конференциях и форумах.

 

Список литературы:
1. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика (культурологический аспект). - Карачаевск: издательство КЧГПУ, 1999. - 215 с.
2. Вертякова Э.Ф. Этнопедагогическая компетенция как важная составляющая этнокультурологической компетентности будущих учителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - №12. - С. 14-21.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 199. - 168 с.
4. Грива О.А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: теория и практика. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2003. - С. 231-251.
5. Добросердова В.Н. Формирование полиэтнической культуры педагога как фактор повышения качества образовательного процесса в ДОО // KANT. - 2016. - №4 (21). - С. 52-54.
6. Живогляд М.В., Петьков В.А. Подготовка будущих педагогов к работе по этнической социализации подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. - №1 (112). - С. 21-27.
7. Поштарева Т.В. Этнокультурная направленность профессионально - педагогического образования //Вестник Ставропольского государственного университета - №36 - 2004 - С. 142-147.