Подготовка будущего учителя к работе по этническому воспитанию обучающихся
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(63)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(63)
Подготовка будущего учителя к работе по этническому воспитанию обучающихся
На территории нашей страны проживает более 190 народов. Многонациональность Российской Федерации актуализирует необходимость решения задач, связанных с учетом особенностей развития и функционирования национальных культур в рамках организации образовательного процесса в современной школе. Осознание своей этнической (национальной) принадлежности играет важную роль в процессе саморазвития личности, является важным условием ее социализации и полноценного становления.
Развитие культурной и научной сфер жизнедеятельности общества невозможно без изменения образовательной системы. Актуальными в свете последних модернизаций, на сегодняшний день остаются вопросы, связанные с тем, каким быть российскому образованию и российской школе. Поиски новых эффективных методов и форм обучения и воспитания, построенных на принципах уважительного отношения к национальному многообразию народов РФ, приобретает все большее значение в построении образовательных процессов [4]. Для решения данной проблемы многие учёные и практики, в поисках педагогического инструментария, обращаются к истокам, т.е. к такой области науки, как этнопедагогика. Термин «этнопедагогика» впервые был сформулирован и введен в отечественную педагогическую науку Г. Н. Волковым, он определял ее как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа [3].
Предметом познания данной междисциплинарной науки, в первую очередь является воспитательный процесс, в рамках которого осуществляется формирование уважительного отношения молодого поколения к ценностям своего народа [6]. Вопросы, связанные с подготовкой будущих педагогов к работе в направлении этнокультурного воспитания, стали объектом изучения современных отечественных ученых, таких как Г.Ю. Нагорная, Т.В. Поштарева, В.Н. Доброседова и др.
Г. Ю. Нагорная в своих трудах рассматривает феномен этнопедагогической культуры педагога. В структуру данного явления, она включает такие компоненты: наличие у учителя общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков; личные качества и способности, обеспечивающие способность к организации педагогического процесса, с учетом национальных особенностей и культурных традиций этнических групп и общностей [1];
Т.В. Поштарева, в своих исследованиях выделяет этнопедагогическую компетентность педагога, как одно из условий эффективной подготовки специалистов. По их мнению, данный вид компетентности включает в себя: владение инструментарием реализации этнопедагогического содержания, посредством использования в профессиональной деятельности учителем знаний национально-психологических особенностей обучающихся, учете особенностей их этнического воспитания [7].
В.Н. Добросердова изучала вопрос подготовки будущего учителя к организации этнического воспитания, в контексте развития у него полиэтнической педагогической культуры, которая состоит из: владения учителем системой этнопедагогических ценностей, применения творческих способов организации поликультурной деятельности, создания образцов межкультурной практики через позицию человека культуры [5].
Этнокультурное социальное окружение и многонациональный состав учащихся, с которыми педагог работает в образовательном учреждении, требуют определенной готовности от выпускников педагогических вузов, способности к организации образовательного процесса, который строится на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Будущие учителя должны уметь способствовать созданию условий для развития у воспитанников национального самосознания, постижения гуманистической сущности мира народной культуры [2].
Проблемы, связанные с этнокультурным воспитанием, должны решаться в рамках непрерывного образования и воспитания, посредством создания соответствующей образовательной среды. Большое внимание в процессе подготовки будущего учителя уделяется организации образовательного процесса в аудитории с разным этническим составом, развитию способности студентов работать в полиэтнической и поликонфессиональной среде.
Учебно-воспитательная работа должна строиться на исторически сложившемся опыте, связанном с народными традициями, идеалами и ценностями, наработанными тысячелетиями. В рамках такого подхода должно осуществляться знакомство обучающихся с культурными богатствами своего народа: традициями и обычаями, сказаниями и легендами, особенностями национального менталитета и т.д.
Анализируя вышесказанное, необходимо отметить, что в рамках организации этнического воспитания, молодой учитель сталкивается с определенными факторами, затрудняющими продуктивность этого процесса:
- низкий уровень представления о значимости и особенностях процесса этнокультурного воспитания учащихся;
- слабая теоретическая и методическая подготовка педагогического коллектива в области этнического воспитания;
- отсутствие соответствующей учебно-методической базы.
Поэтому во многих школах работа по этническому воспитанию носит спонтанный характер, так как нет систематичности и целенаправленности, что приводит к таким негативным последствиям, как утрата чувства этнической принадлежности, забвение истории, обычаев, традиций и языка.
На наш взгляд, решение данной проблемы возможно посредством изменения подходов к подготовке будущих педагогов к организации этнокультурного воспитания. Ключевым принципом подготовки должен стать принцип непрерывной этнопедагогической деятельности разнообразного характера (поисковой, учебной, педагогических практик, игровой). В процессе работы на основе этого принципа осуществляется расширение знаний у студентов, они получают опыт по проведению этнопедагогической работе в школе, а также продуктивно решаются задачи формирования и развития определенного отношения к этнокультуре.
Основным направлением в контексте обучения студентов, должно стать формирование позитивного отношения студентов к этнопедагогической деятельности, знакомство с основами этнического воспитания может осуществляться через подбор разнообразной деятельности этнопедагогического и этнического содержания.
Важную роль при осуществлении этнопедагогической подготовки, на наш взгляд, может сыграть студенческая поисково - исследовательская деятельность. Особенно продуктивной будет деятельность, связанная со сбором, изучением, анализом и использованием в учебном и внеучебном процессе материалов, которые отражают особенности обычаев, традиций, культур и истории народов. Результаты поисково-исследовательской деятельности могут быть представлены на различных студенческих научно-практических конференциях и форумах.