Статья:

Тенденции развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(63)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Чайка В.Е. Тенденции развития субъектов малого и среднего предпринимательства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 12(63). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/64/49215 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Тенденции развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Чайка Вера Евгеньевна
магистрант, Рыбинский Авиационный Технический Университет, РФ, г. Рыбинск

 

Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют собой тот самый сектор экономики, развитие которого может оказать самое решающее воздействие на будущее нашей страны. СМиСП это основа современной модели экономики.

И, именно предпринимательство обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа.

Предпринимательство является одним из основных ведущих секторов, во многом определяющих интенсивный экономический рост, стабильность государства, занятость, увеличение прибыли, организацию рабочих мест, выплату заработной платы, различные социальные выгоды, структуру и качество внутреннего валового продукта в целом.

Субъекты малого и среднего предпринимательства являются на сегодняшний день неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых стран мира.

Предпринимательство нужно поддерживать и развивать, поскольку именно оно является наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики сегодня.

Сектор МСП в России имеет огромный потенциал для роста и развития. По удельным показателям, характеризующим долю сектора МСП в экономике, Россия сильно уступает другим странам.

Согласно данным Росстата, малые предприятия лидируют по числу занятых и обороту. Однако, несмотря на общую положительную динамику числа СМиСП в 2018 г. и рост рабочих мест на предприятиях МСП, структура МСП ухудшилась (на начало апреля 2018 года):  

- Реально рост зафиксирован только в численности ИП в категории микро-предприятий: их количество увеличилось на 111,9 тыс. ед., почти 80% из которых - вновь созданные.

-Количество средних компаний снизилось на 346 ед. за год, достигнув 20 078 ед.

-Количество малых компаний снизилось на 2 355 ед., достигнув 264 593 ед.

-Количество рабочих мест в малых компаниях снизилось на 331 367 ед. за год, достигнув 7 058 062 ед. (http://www.gks.ru)

Актуальность исследуемой темы «тенденции развития субъектов малого и среднего предпринимательства», в первую очередь, обусловлена тем, что в рамках национального проекта по развитию малого и среднего бизнеса, который был одобрен советом при Президенте РФ по стратегическому развитию совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо проработать задачи в сфере развития и улучшения деятельности малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы к 2024 году.

Процесс информатизации предпринимательской деятельности должен стать одним из важных и основных инструментов развития СМСП.

Решение назревших проблем в развитии деятельности СМСП, связанных с возможностью поиска путей покорения административных вершин, оказанием финансовой государственной поддержки, немного снизило актуальность информатизации как инструмента развития бизнеса.

Наряду с этим процесс информатизации является не только одним из основных приоритетов государственной социально-экономической политики, но и приобретает всё большую важность непосредственно для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как известно, экономическая информация в современных условиях стала весомым и важным фактором производства наряду с материальными и трудовыми ресурсами.

Внедрение современных информационных технологий, основанных на управленческих решениях, позволило предприятиям экономически развитых стран выйти на совершенно другой, иной уровень организации и ведения бизнеса.

Активно пропагандируют процесс информатизации и некоторые ведущие российские компании. Руководители понимают, что назрел краеугольный вопрос в смене парадигмы стратегических подходов к информационному управлению.

Однако для малого и среднего предпринимательства в этой сфере существует очень много препятствий финансового, кадрового, организационного и производственного плана.

Одним из важных сдерживающих факторов на пути совершенствования управления бизнес-процессами предприятия (компании) является недостаточная изученность процесса информатизации предпринимательской деятельности в секторе малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний день в этом секторе можно наблюдать как отрицательные, так и положительные тенденции развития.

Требования административных органов стали более жёсткими, затратными, и часто финансово-неподъемными для организации и ведения бизнеса СМСП.

Однако, можно сказать, что улучшилась, ситуация с доступностью производственных ресурсов таких как: оборудование, комплектующие материалы, производственные и складские помещения, закупки и реализация продукции на рынке сбыта. В то же время резко обострилась конкуренция в данном секторе экономики.

В деятельности СМСП информация расценивается как товар.

Она имеет вес, поскольку, в первую очередь удовлетворяет информационные потребности, как хозяйствующих субъектов, так и производственного ресурса.

Повышение эффективности использования информационных ресурсов в управлении бизнес-процессами  СМСП может быть достигнуто с помощью разработки и внедрения соответствующих информационных или информационно-аналитических систем. Например, таких как подсистема бизнес-аналитики деятельности СМСП в рамках онлайн-бизнес платформы «вДиалоге»:

Класс таких подсистем позволит субъектам малого и среднего предпринимательства эффективно решать проблемы в области:

- анализа бизнес-процессов организации и производства эффективности деятельности СМСП;

- анализа потенциальных клиентов с использованием статистических данных и составления аналитических отчетов по полученным данным;

-анализа полученной информации из баз данных для предсказания и построения устойчивых эффективных моделей производства и организации деятельности СМСП.

-мониторинга клиентов (заказчиков) в режиме реального времени с целью выявления возможного потенциального клиента.

Для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства необходимо решить сдерживающие его проблемы путем принятия комплекса следующих мер:

-эффективно совершенствовать и внедрять технологические и инновационные процессы в деятельность СМСП;

- оказывать максимальную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области современных инноваций и компьютерной грамотности;

- увеличить информационную открытость, прозрачность и доступность органов, занимающихся поддержкой и контролем над субъектами малого и среднего предпринимательства;

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что в целях оказания содействия развитию СМСП в организации и осуществлении предпринимательской деятельности необходимо повышать финансовое образование населения, информированность, доступность в получении необходимых сведений на основании проведения различных семинаров, вебинаров и прочих обучающих мероприятий для будущих предпринимателей.