Коррупция в правоохранительных органах
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Коррупция в правоохранительных органах
Противодействие коррупции
Мощным фактором дестабилизации нормальной деятельности всего государственно-властного механизма является коррупция.
Противодействие коррупции в любом государстве является длительным процессом, который включает в себя создание определенных механизмов и гарантий.
В Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие сферу общественных отношений, складывающихся в процессе противодействия коррупции, представляют собой целостную систему, направленную на создание таких механизмов.
Воспитание в обществе негативного отношения к коррупции является действенным механизмом, направленным на предотвращение совершения коррупционных деяний.
При этом следует отметить, что необходимо развивать антикоррупционное мировоззрение как среди обычных граждан, так и среди лиц, чья деятельность связана с коррупционными рисками, в частности, государственными служащими.
Это понизит уровень снисходительного отношения со стороны общества к факту совершения коррупционных преступлений.
Особого внимания заслуживает проблема коррупции сотрудников правоохранительных органов.
По некоторым данным, опубликованным в литературе, среди сфер социальной жизни общества по пораженности коррупцией правоохранительные органы занимают второе место, уступая первенство лишь жилищно-коммунальной сфере.
Коррупция в правоохранительных органах представляет повышенную общественную опасность, поскольку именно эти органы призваны осуществлять противодействие коррупции.
Совершенно очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы не в состоянии эффективно противодействовать тем явлениям и процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства.
Используя коррумпированность некоторых сотрудников органов внутренних дел (ОВД) и уголовно-исполнительной системы (УИС), осужденные продолжают взаимодействовать с соучастниками, оставшимися на свободе, незаконно получают условно-досрочное освобождение или «комфортные» условия отбывания наказания.
Вследствие этого в общественном сознании может сформироваться мнение о фактической безнаказанности лиц, виновных в совершении преступлений, но имеющих возможность «откупиться».
Коррупция в ОВД и УИС напрямую связана с незаконным использованием их сотрудниками своего правового статуса, которое ведет к нарушению законного владения, пользования, распоряжения объектами собственности, а также других преимуществ и благ, в результате чего потери несет государство в целом, общество, отдельный гражданин, то есть третья сторона. Непосредственный вред, заключающийся в нарушении законных прав и интересов третьих лиц, причиной которого является коррупция в ОВД и УИС, существенно повышает общественную опасность данного деяния. Следовательно, противодействие коррупции в ОВД и УИС может и должно рассматриваться как одна из важнейших функций государства.
В Уголовном кодексе РФ отсутствует понятие коррупционного преступления.
Однако это вовсе не значит, что в нем нет норм об ответственности за их совершение.
Отличительные признаки таких преступлений:
1) они совершаются благодаря занимаемому должностному (служебному) положению сотрудника;
2) они совершаются вопреки интересам службы;
3) они посягают на нормальную работу правоохранительных органов и подрывают их авторитет;
4) они существенно нарушают охраняемые законом права, свободы и интересы граждан.
Согласно действующему законодательству преступления коррупционной направленности следует разграничивать на две группы:
1) безусловные преступления коррупционной направленности;
2) преступления коррупционной направленности при соблюдении определенных условий.
К числу преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий отнесены составы, предусмотренные ст. ст. 141.1, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 204, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. ст. 289, 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ. Перечень преступлений коррупционной направленности, требующих при квалификации соблюдения определенных условий (корыстный мотив, использование служебного положения и т.д.), включает более 60 составов преступлений.
Анализ перечисленных классификационных групп позволяет отметить приоритетное положение в исследуемом перечне преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий.
Указанные составы преступлений регламентируются соответственно в главах 19, 22-25, 30 УК РФ.
Можно заключить, что преступление коррупционной направленности образует совокупность противоправных умышленных деяний должностных лиц, руководствующихся корыстным мотивом, сопряженных с получением имущественных прав и выгод материального характера, как для себя, так и для третьих лиц.
Поскольку субъектами данных преступлений могут являться только «должностные лица» для правильного применения данных статей чрезвычайно важное значение имеет примечание 1 к ст. 285 УК РФ, которое устанавливает понятие «должностного лица».
Коррупционные преступления, совершаемые сотрудниками учреждений и органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, можно условно разделить на две большие подгруппы:
а) коррупционные преступления, связанные непосредственно с выполнением правоохранительных функций;
б) коррупционные преступления общего характера
Согласно действующему законодательству противодействие коррупции включает в себя три вида деятельности:
1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
2) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
3) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции – одно из приоритетных направлений в работе МВД России и ФСИН России, в том числе и территориальных органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.
На руководителей структурных подразделений возложена персональная ответственность за реализацию системных антикоррупционных мер по различным направлениям оперативно-служебной деятельности.
Успешная профилактика коррупции в учреждениях и органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы связано с созданием системы мер правового, организационного и иного характера, выработкой действенного механизма противодействия этому социальному злу.