Статья:

Теоретико-правовые основы социального обеспечения безработицы и способы ее снижения в Волгоградском регионе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Федосеева В.А. Теоретико-правовые основы социального обеспечения безработицы и способы ее снижения в Волгоградском регионе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/7/22334 (дата обращения: 25.09.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретико-правовые основы социального обеспечения безработицы и способы ее снижения в Волгоградском регионе

Федосеева Влада Андреевна
студент Института Права, Волгоградского государственного университета, РФ, г. Волгоград

 

В последние годы в России большое внимание уделяется проблеме социальной защиты населения и работников, оставшихся без основного, стабильного заработка. Данная проблема рассматривается с нескольких аспектов. C одной стороны, оказание социальной помощи нетрудоспособным гражданам. С другой, временно неработающим, но при этом, трудоспособным и экономически активным гражданам, которые также нуждаются в оказании помощи по поиску работы и выплате социального пособия, оставшись временно без заработка.

Социальная защищенность – это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита представляет собой исторически сложившуюся систему прав и свобод человека, закрепленную в законе любого правового государства, и гарантии по их реализации и защите. Так, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет национального трудового законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также специальных правовых институтов в национальной системе права государства, «заставляющих» работать трудовые и специальные законы.

Для социальной политики российского государства характерна множественность, отсутствие системы и противоречивость правовых актов, регулирующих деятельность системы социальной защиты населения, а также их несоответствие тенденциям развития международной нормативной практики. Обращая внимание на такой фактор, как дефицит в ресурсах бюджетов по финансированию мероприятий поддержки безработных и нетрудоспособных граждан, и как следствие необходимо совершенствование единой политики социального обеспечения, поскольку существуют пробелы в законодательстве России, которые образовали определенные социальных проблемы.

По данным Росстата, количество безработных, зарегистрированных в центрах занятости по России, в октябре 2015 г. составило 917 тыс. человек, а по состоянию на сентябрь 2016 г. увеличилось до 991 тыс. человек [3].

Для решения целей и задач по улучшению рынка труда РФ государство использует особые методы регулирования и контроля над уровнем безработицы, которые включают в себя три основные группы методов:

1. Методы по социально-экономическому обеспечению трудоустройства граждан (льготное кредитование и налогообложение, государственная поддержка предприятий, с целью улучшения качеств условий труда и повышения профессиональной подготовки граждан на рабочих местах, увеличение рабочих мест за счет финансирования региональных программ по трудоустройству).

2. Методы по организации трудоустройства граждан (создание органов службы занятости населения, информирование граждан по вопросам трудоустройства и ситуации на рынке труда).

3. Методы административного и законодательного регулирования трудоустройства граждан (регламентация порядка заключения трудовых договоров, защита прав работников и работодателей, определение минимальной заработной платы, режима рабочего дня, квот для отдельных категорий граждан и т.д.).

В целях снижения безработицы в России разрабатываются способы переподготовки безработного населения, социальной поддержки безработных, содействия в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

В Волгоградской области, по данным регионального комитета по труду и занятости, в 2016 году на учете в службе занятости состояло 17,7 тыс. человек, об этом свидетельствует региональный комитет по труду и занятости.

Важно отметить, что в данных показателях не учитываются те граждане, которые отправлены работодателями в неоплачиваемые отпуска, граждане, трудящиеся по 2–3 дня в неделю вместо отведенных 5 дней. Органы службы занятости учитывают лишь тех, кто получил официальный статус безработного, т.е., не имеет никакой работы, заработка, состоит на учете в целях поиска работы [2, ст.3].

По Волгоградскому региону уровень регистрируемой безработицы в мае 2016 года снизился до 1,08%, а к концу января 2017 года составил 1,0% от численности рабочей силы [6, с. 27]. Такие показатели говорят о снижении напряженности на рынке труда и возможности у граждан найти подходящее место работы с учетом их личных пожеланий. Благодаря благоприятным условиям на рынке труда с начала года службами центров занятости по Волгоградской области были трудоустроены порядка 16,6 тыс. человек.

Государство уделяет большое внимание региональной программе по снижению уровня безработицы в Волгоградской области и привлечению незанятого населения к свободным рабочим местам, которые появляются в связи с грамотной политикой государственного контроля над безработицей в регионе. Государственная деятельность по контролю над безработицей в пределах Волгоградского региона включает в себя следующие направления:

·     поддержка и развитие фермерского хозяйства, индивидуального и малого бизнеса;

·     увеличение числа свободных рабочих мест в регионе;

·     финансирование программ жилищного, транспортного и производственного строительства;

·     предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и совершенствование производства в Волгоградской области;

·     развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь, незанятого населения).

Общий объем финансирования программы по созданию правовых экономических и институциональных условий труда, способствующих эффективному развитию рынка труда в Волгоградской области на 2014–2020 годы составит 22281448,7 тыс. рублей [4, с. 3].

Следует отметить, что государственная политика в сфере трудоустройства населения оказывает положительное влияние, как на всероссийском, так и на региональном рынке труда. Связанно это с совершенствованием информационного обеспечения граждан по вопросам трудоустройства, социальной поддержкой безработных граждан, женщин, иностранцев, несовершеннолетних граждан, беженцев и вынужденных переселенцев, а также отдельных социальных категорий граждан в регионе. Благодаря реализации методов государственного регулирования безработицы, в Волгоградской области почти за год количество предлагаемых гражданам, находящихся в поисках трудоустройства, рабочих мест сократилось почти на 40%. Реализация региональных программ по снижению уровня безработицы в регионе дала положительный результат на рынок труда в 2016 году. В результате этого, уровень безработицы в Волгоградской области снизился, а число рабочих мест увеличилось, что позволило гражданам найти себе подходящую работу по их профессиональным и личным навыкам.

 

Список литературы:
1. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. – М.: Наука, 2005. – 271 с.
2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» // http://fzrf.su/zakon/o-zanyatosti-naseleniya-1032-1/ (дата обращения: 15.05.2017).
3. Интернет-ресурс // Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2016 года (по итогам обследования рабочей силы) // http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/216.htm.
4. Постановление Администрации Волгоградской обл. от 29.12.2016 № 766-п «О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. № 767-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014–2020 годах» // http://ktzn.volgograd.ru/upload/iblock/4a5/767_p.rtf (дата обращения: 16.05.2017).
5. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под ред. В.Б. Зотова. – СПб.: Питер, 2007. – 560 с.
6. Социально-экономическое положение Волгоградской области в январе 2017 года: доклад // Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград: Волгоградстат, 2017. – 36 с.