Статья:

Ответственность за преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Середа А.Е. Ответственность за преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 13(64). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/64/49628 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ответственность за преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Середа Александр Евгеньевич
магистрант ГУАП, РФ, г. Санкт-Петербург

 

LIABILITY FOR CRIMES IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

 

Alexander Sereda

Master student of SUAI, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные виды преступлений в области жилищно-коммунального хозяйства и ответственность за них, выявлены основные проблемы в области осуществления ответственности и предложены возможные пути их решения.

Abstract. The article deals with the main types of crimes in the field of housing and communal services and responsibility for them, identified the main problems in the field of responsibility and proposed possible solutions.

 

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, преступления, ответственность.

Keywords: housing and communal services, crimes, responsibility.

 

Вопросы, связанные с правовым регулированием жилищно-коммунального хозяйства, не теряют своей актуальности. Одной из граней этой проблемы является проблема совершенствования ответственности за преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ).

Так как сфера ЖКХ представляет собой коммерческий интерес, для данной области правоотношений характерны различные преступления:

- прекращение или же ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения. Данное преступление регламентируется ст.215.1 УК РФ[1].

- нарушение неприкосновенности жилища. Данное преступление является одним из самых распространенных в России. Оно будет считаться незаконным, если это произошло против воли проживающих там людей. Ответственность за данный вид преступления предусматривается ч.1. ст.139 УК РФ в виде штрафа в размере до 40 тыс. рублей или же другого дохода правонарушителя за период до 3 месяцев[1]. При этом более тяжкие последствия данного преступления могут привезти к ужесточению ответственности в виде обязательных или же исправительных работ, а также ареста до 3-х месяцев. В отношении лиц при использовании своего служебного положения в ответственность добавляется лишения права заниматься определенным видом деятельности.

Однако законом предусмотрены ситуации, когда проникновение в жилище без согласия на то проживающих лиц может быть законным в случаях: в целях спасения жизни граждан или же их имущества, обеспечения общественной или же личной безопасности в ситуации обстоятельств чрезвычайного характера. Например, в случае катастроф, в целях задержания преступника[5].

- экономические преступления в области ЖКХ. В данный перечень входят следующие виды: присвоение или же растрата, мошенничество, незаконное предпринимательство, легализация денежных средств, коммерческий подкуп, злоупотребление должностными полномочиями, различные виды хищения. Ответственность согласно уголовному законодательству России за данного рода преступления предусмотрена в зависимости от степени тяжести в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности, уголовный штраф, исправительные работы, ограничения или же лишения свободы, арест[4;64].

Увеличение преступлений в области ЖКХ свидетельствуют, в частности, о необходимости совершенствования уголовной ответственности за данные преступные деяния.

Одним из таких вопросов является необходимость привлечения к уголовной ответственности директоров управляющей компании, которые не являются должностными лицам. В настоящее время в ст.140 УК РФ указывается, что в отношении должностного лица (выделено нами) применяется уголовная ответственность за его неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, а в равной степени предоставление ложной или же неполной информации[1].

Такая формулировка нормы УК РФ создает противоречивую ситуацию в вопросе привлечения к уголовной ответственности руководителей управляющих компаний. По нашему мнению, так как в данной сфере ЖКХ происходит огромное количество правонарушений, следует включить в ст.140 УК РФ директоров управляющих компаний в перечень должностных лиц с целью возможного привлечения их к уголовной ответственности.

Проблема привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере ЖКХ усложнилась в связи с принятием Федерального закона от 29 ноября 2012г. №207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2]. Согласно данным нововведениям, дела о преступлениях предусмотренных ст.159-159.6, 160, 165 УК РФ отнесены к делам частно-публичного обвинения. Это свидетельствует о том, что данного рода дела могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, однако по ним не предусмотрена возможность его прекращения в связи с примирением. То есть, законодательством было установлено право самостоятельного выбора гражданами решения стать потерпевшим по вышеуказанной категории преступлений.

На практике дело обстоит по-другому. Многие граждане в связи с незначительной сумой ущерба (от 400 до 3500 тыс. рублей) не хотят становиться потерпевшими по уголовному делу. Поэтому уголовная ответственность за данные преступления наступает редко, а многие граждане пытаются перевести свои отношения с управляющей компанией к гражданским категориям дел и пытаются взыскать ущерб через суд. Данное обстоятельство в значительной степени приводит к смягчению ответственности управляющих компаний, и как следствие, безнаказанности. В целях решения данной проблемы предлагается внести изменения в Федеральный закон №207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», указав то, что дела по статьям ст.159-159.6, 160, 165 УК не должны иметь частно-правовой характер.

Таким образом, ответственность за преступления в области ЖКХ определена УК РФ.

Однако в связи с большим массивом преступлений в ЖКХ она нуждается в совершенствовании.

Представляется, что предложенные меры по корректировке уголовной ответственности будут способствовать повышению неотвратимости наказания за совершаемые преступные деяния в сфере ЖКХ и как общая превенция будут способствовать снижению их количества.

 

Список литературы:
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996г. №63-ФЗ (ред. от 27.12.2018г.) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996г., №25, ст.2954, "Российская газета", №113, 18.06.1996г., №114, 19.06.1996г., №115, 20.06.1996г., №118, 25.06.1996г.
Федеральный закон от 29.11.2012г. №207-ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2012г., №49, ст.6752, "Парламентская газета", №42, 07-13.12.2012.
2. Булатова А.И. Актуальные проблемы и анализ отношения населения к сфере жилищно-коммунального хозяйства России // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика, 2014г., №1.С.89-93.
3. Коллантай В.А. О способах хищений денежных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Томского государственного университета. Право, 2013г., №2.С.60-67.
4. Семенова В.А. Социальная обусловленность уголовной ответственности за нарушение конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, 2013г., №3.С.112-115.