Статья:

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ

Конференция: LXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Смирнов Р.В. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(69). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ

Смирнов Роман Владимирович
курсант Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, РФ, г. Москва

 

ORGANIZED CRIME IN THE UNITED STATES OF AMERICA AND ITS MODERN CHALLENGES

 

Roman Smirnov

Cadet of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Russia, Moscow

 

Аннотация. Целью исследования является анализ наиболее важных правовых документов, принятых в США на уровне федерального законодательства, с целью подавления организованной преступности. В данной статье анализируются нормативно-правовые акты США, указываются основные способы борьбы с организованной преступностью на федеральном уровне страны.

Abstract. The purpose of the study is to analyze the most important legal documents adopted in the United States at the level of federal legislation in order to suppress organized crime. This article analyzes the regulatory legal acts of the United States, indicates the main ways to combat organized crime at the federal level of the country.

 

Ключевые слова: организованная преступность; незаконные действия; нормативно-правовые акты; транснациональный и национальный уровни.

Keywords: organized crime; illegal actions; regulatory legal acts; transnational and national levels.

 

Рост международной преступности, особенно организованной, является значимой угрозой, которая затрагивает большинство государств мира и вызывает озабоченность международного сообщества. Организованная преступность - это самая серьезная форма преступности, с которой когда-либо сталкивалось человечество, главным образом из-за ее транснациональных масштабов и кажущегося безупречным функционирования.

Проблема организованной преступности не нова, но масштабы и распространение этого явления в настоящее время беспрецедентны. После террористических атак 11 сентября 2001 г. национальные приоритеты и федеральные ресурсы США сместились с более традиционной борьбы с преступностью, в том числе с организованной преступностью, на борьбу с терроризмом и контрразведку [2].

Ключевым международным инструментом борьбы с транснациональной организованной преступностью является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней (принятые в Нью-Йорке в 2004 году) [6], которые определяют транснациональную организованную преступность как преступность, включающую те преступления, в которых участвует структурированная группа из трех или более человек с общей целью совершить либо преступление, предусмотренное Конвенцией (отмывание денег, коррупцию и воспрепятствование правосудию), либо любое другое преступление, наказуемое лишением свободы на срок от четырех лет и более; когда эти преступления совершаются с целью получения материальной выгоды; и когда эти преступления имеют транснациональные последствия, совершаются на международном уровне или являются транснациональной группой. В 2005 году Соединенные Штаты ратифицировали Конвенцию, а также сопутствующие Протоколы о торговле людьми и незаконном ввозе мигрантов.

Таким образом, согласно данным нормативно-правовым документам, организованные преступные группы получают прибыль от незаконных действий, а также от проникновения в законные схемы получения денег. Они могут пытаться коррумпировать государственных должностных лиц, чтобы избежать расследования своих действий, судебного преследования или наказания. Но примечательно, что главной целью организованных преступных групп является зарабатывание денег; эти группы ориентированы на получение прибыли, а не на идеологию (существенное различие между организованной преступностью и террористическими группами).

Одним из наиболее важных федеральных законов США об организованной преступности является Закон о рэкетирских и коррумпированных организациях (сокращенно RICO) [4], который предусматривает расширенные уголовные наказания и гражданский иск за действия, совершенные в рамках действующей преступной организации. Первоначальной целью данного закона было преследование мафии, а также других лиц, активно вовлеченных в организованную преступность, однако, его последующее применение получило более широкое распространение.

Начиная с 1972 года, 33 штата США приняли законы RICO на уровне штатов, чтобы иметь возможность преследовать в судебном порядке аналогичные преступные деяния.

Согласно данному федеральному закону США, эффективный многосторонний контроль над организованной преступностью достижим посредством разработки согласованного международного законодательства и координационных проектов, дополнительного международного правоохранительного потенциала и аналогичных механизмов применения санкций, призванных улучшить потенциал государства и частного сектора по борьбе с преступностью во всем мире.

В рамках федерального законодательства США RICO воспринимается как единственный наиболее важный элемент принятого законодательства об организованной преступности. RICO допускает судебное преследование любого, кто участвует или сговаривается участвовать в преступном предприятии (организации) посредством, по крайней мере, двух актов рэкетирской деятельности в течение десятилетнего периода времени. К основным преступлениям, связанным с рэкетом, относятся различные преступления, совершенные на уровне штата и федеральном уровне, перечисленные в Федеральном кодексе США. С момента своего вступления в силу RICO является одним из доминирующих правовых инструментов, используемых при преследовании организованной преступности. Статут RICO состоит из восьми разделов, один из которых, раздел 1961, ссылается в качестве основного закона на пятьдесят два других федеральных закона, пять общих ссылок на федеральные законы о труде и ценных бумагах и девять преступлений, связанных с убийствами, похищениями людей, азартными играми, поджогами, грабежами, взяточничеством, вымогательством, наркотиками и непристойном поведении. Закон запрещает любому лицу:

- использование доходов, полученных от рэкетирской деятельности, или путем взыскания незаконного долга, для приобретения доли в предприятии, влияющем на торговлю между штатами;

- ведение или участие посредством схемы рэкета, рэкетирской деятельности или взыскания незаконного долга дел предприятия, влияющего на торговлю между штатами;

- сговор с целью участия в любом из этих видов деятельности.

Ключевыми элементами, обычно требуемыми для предъявления обвинения в соответствии с RICO, являются следующие факты: обвиняемый, совершая два или более действий, составляющих «схему рэкетирской деятельности», прямо или косвенно участвует в работе организации, подвергшейся рэкету. В жалобах RICO должно утверждаться, что каждое основное действие (т.е. индивидуальное правонарушение) является «рэкетирской деятельностью», как определено в уставе RICO.

Опрос, проведенный среди государственных прокуроров, раскрыл следующее: большая часть уголовных дел (27%) там, где применялись законы RICO, были связаны с незаконным оборотом наркотических средств либо распространением наркотиков. Преступления, связанные с азартными играми, составили 16% от деятельности, преследуемой с использованием законов RICO. 10% дел касались судебного преследования за предоставление незаконных товаров. В оставшемся проценте случаев RICO использовался для судебного преследования за различные акты мошенничества: потребительское, инвестиционное и банковское мошенничество [5].

После принятия закона RICO Конгресс США ввел в действие законодательный акт, касающийся конфискации активов и отмывания денег, что увеличило способность федерального правительства бороться с организованной преступностью. Законы о конфискации активов и отмывании денег предоставили федеральному правительству полезные средства для дальнейших атак на финансовую структуру и товары организованных преступных групп.

Отмывание денег, основной метод сокрытия незаконных доходов от организованной преступной деятельности или направления их обратно в дальнейшую незаконную деятельность, было признано федеральным уголовным преступлением в Законе о борьбе с отмыванием денег 1986 г. [3] Этот Закон также установил уголовные и гражданские наказания за отмывание денег, а также процедуры конфискации незаконных средств.

Вышеуказанные законы обеспечили эффективные правовые инструменты для эффективной работы правоохранительных органов, поскольку Министерство юстиции США и Федеральное бюро расследований указали, что тремя наиболее важными инструментами, на которые они опираются при расследовании организованной преступности и судебном преследовании за нее, являются RICO, законы об отмывании денег и конфискации активов. Важно отметить, что в США борьба с организованной преступностью не является задачей, которой занимается одно федеральное агентство или только один департамент. Многие учреждения внесли свой вклад в борьбу с угрозами, исходящими от организованной преступности. Министерство юстиции, в частности, Совет по организованной преступности Генеральной прокуратуры США отвечает за разработку внутренней политики в области организованной преступности.

Совет возглавляется заместителем Генерального прокурора и состоит из представителей Федерального бюро расследований (ФБР); Агентства США по борьбе с наркотиками (DEA); Бюро по алкоголю, табаку, огнестрельному оружию и взрывчатым веществам (ATF); Иммиграционной службы США и Таможенного обеспечения (ICE); Секретной службы США; Службы внутренних доходов (IRS); Службы почтовой инспекции США; Службы Дипломатической безопасности др.

Основным ведомством, занимающимся борьбой с организованной преступностью, остается ФБР. Подразделение транснациональных преступных предприятий в Отделе уголовных расследований ФБР отвечает за расследование организованной преступности. Это подразделение по борьбе с организованной преступностью состоит из трех основных групп, расследующих (1) La Cosa Ностра, итальянскую организованную преступность и рэкет; (2) Евразийскую/ближневосточную организованную преступность; и (3) Азиатские и африканские преступные организации.

В качестве ключевого аналитического инструмента ФБР использует Корпоративную теорию расследования (сокр. ETI) для выявления и борьбы с организованной преступностью. ETI включает в себя два этапа: (1) выявление преступной организации и преступной деятельности этой организации и (2) выявление финансовых активов преступной организации для возможного изъятия (конфискации) [1]. Этот метод расследования фактически дополняет устав RICO, поскольку его действия направлены на ликвидацию преступных организаций.  Кроме того, ETI определяет финансовые активы, которые могут подлежать конфискации в соответствии с гражданским законодательством RICO. Этот аспект ETI направлен на борьбу с отмыванием денег и, следовательно, на борьбу с финансовой поддержкой организованной преступности.

Совет по борьбе с организованной преступностью Министерства юстиции США, возглавляемый заместителем Министра юстиции США определил восемь стратегических угроз Соединенным Штатам, исходящих от международной организованной преступности. Термин «международная организованная преступность» включает в себя не только те организованные преступные группы, которые действуют за пределами Соединенных Штатов, но и в пределах границ США. Совет отметил, что международные организованные преступники могут проникать в энергетический и другие стратегические секторы экономики; оказывать материально-техническую и иную поддержку террористам, иностранным разведывательным службам и правительствам; провозить контрабандой людей и контрабандные товары в Соединенные Штаты; эксплуатировать международную финансовую систему для перемещения незаконных средств; использовать киберпространство для нападения на жертв и инфраструктуру США; манипулировать биржами ценных бумаг и совершать изощренные мошенничества; коррумпировать государственных должностных лиц в Соединенных Штатах и за рубежом; и использовать насилие или угрозу насилия в качестве основы для укрепления своего влияния.

Это лишь несколько из многих аспектов организованной преступности в США и ее современных вызовов. Не претендуя на всестороннее освещение такой темы, как организованная преступность, настоящее исследование нацелено на представление наиболее важных инструментов федерального законодательства (как с материальной, так и с процессуальной точки зрения), используемых правоохранительными органами США для борьбы с анализируемым явлением.

Нет сомнений в том, что организованная преступность в США представляет значительную и растущую угрозу национальной и международной безопасности, что имеет серьезные последствия для общей безопасности, общественного здравоохранения, демократических институтов и экономической стабильности во всем мире. Организованные преступные сети не только расширяются, но и диверсифицируют свою деятельность, что приводит к сближению угроз, которые когда-то были различными, а сегодня имеют взрывоопасные и дестабилизирующие последствия.

Таким образом, федеральные законы США, принятые в целях борьбы с организованной преступностью, могут служить источником для создания похожих законодательных актов в других государствах, которые, в свою очередь, могут быть использованы для создания наилучших правовых решений проблем транснациональной организованной преступности.

 

Список литературы:
1. 9/11 Reform Act: Examining the Implementation of the Human Smuggling and Trafficking Center, 109th Cong., 2nd sess., March 8, 2006.
2. Finklea Kristin M. Organized Crime in the US: Trends and Issues for Congress [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fas.org/sgp/crs/misc/R40525.pdf (дата обращения: 01.10.2022)
3. Money Laundering Control Act of 1986. Pub. L. 99-570, title I, subtitle H (Sec. 1351 et seq.), Oct. 27, 1986, 100 Stat. 3207 -18.
4. Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act (RICO), Title IX of the Organized Crime Control Act of 1970, Pub. L. No. 91-452, 84 Stat. 941 (Oct. 15, 1970), codified at 18 U.S.C. Ch. 96, §§1961-1968.
5. Rebovich Donald J., Coyle Kenneth R., Schaaf John C. Local prosecution of Organized Crime: the Use of State RICO Statutes, a statistics analysis [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/Digitization/143502NCJRS.pdf
6. United Nations Convention against Transnational Organized Crime and the Protocols Thereto. Adopted by the UN General Assembly: 15 November 2000, by resolution 55/25/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unodc.org/unodc/en/organized-crime/intro/UNTOC.html (дата обращения: 01.10.2022)