Статья:

Исключение корпораций из единого государственного реестра юридических лиц

Конференция: XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Корпоративное право; энергетическое право

Выходные данные
Рожков А.Э. Исключение корпораций из единого государственного реестра юридических лиц // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 109-114.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исключение корпораций из единого государственного реестра юридических лиц

Рожков Андрей Эдуардович
студент заочной формы обучения магистерской программы «Правовое обеспечение деятельности бизнес корпораций: стандарты профессии», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА МЮ РФ), РФ, г. Москвы

 

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы касающихся распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, как способа защиты прав кредитора, а также вопрос об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. 

Ключевые слова: ликвидация; исключенного из ЕГРЮЛ; распределение имущества; недействующее юридическое лицо.

 

С 01 сентября 2014 г. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) регулирует новый институт - распределение обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ. Важность регулирования этого вопроса объясняется практикой, когда после ликвидации обнаружилось имущество организации, однако никакой процедуры его распределения (равно как и каких-либо норм относительно решения его судьбы) не существовало.

В ч. 5.2 ст. 64 ГК РФ установлено, что в случае обнаружения имущества [3] ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Назначив процедуру распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

Появление такой процедуры является позитивным изменением законодательства. Однако признать достаточным и определенным предложенное регулирование мы не можем, так как оно вызывает множество вопросов.

Во-первых, ГК РФ оставляет неясным вопрос о том, кто, собственно, может претендовать на обнаруженное имущество. Из текста статьи понятно, что такие лица названы в ней как "лица, имеющие на это право", то есть кредиторы и учредители (участники) организации. Однако предположим, что речь идет об имуществе ликвидированного юридического лица, которое не могло быть признано несостоятельным (банкротом); требования кредитора в процессе ликвидации не были удовлетворены по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также не были удовлетворены за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям. Соответственно, требования таких кредиторов считаются в соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ погашенными. Получается, что они уже к лицам, "имеющим право", относиться не могут?

Во-вторых, открытым остается вопрос о том, что делать, если обнаруженного имущества будет недостаточно для удовлетворения требований всех "лиц, имеющих право". Было бы разумно указать, что имущество распределяется пропорционально требованиям всех выявленных кредиторов, потому что просто ссылка на "правила ликвидации" ничего не дает, так как согласно этим правилам в таком случае надо обращаться в суд с заявлением о банкротстве.

В-третьих, неясно, что означает формулировка "распределение имущества". Правила проведения ликвидации требуют денежных расчетов с кредиторами и не допускают "натурального" исполнения. Однако в пункте п. 5.2 ст. 64 ГК РФ говорится не о денежных расчетах, а именно о распределении имущества. Здесь требуется разъяснение на уровне высших судов, а в целом - изменения п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.

В-четвертых, открытым остается вопрос о том, что делать кредиторам и участникам (учредителям), если имущество нашли, а "средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц", нет в наличии.

В-пятых, если прошло более пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица и, соответственно, нельзя обратиться за началом процедуры распределения имущества, а кредиторов, чьи интересы нарушены, много и обнаруженного имущества более чем достаточно, что делать этим кредиторам и суду?

Очевидно, что регламентация процедуры распределения обнаруженного имущества еще до стадии практической реализации требует совершенствования. Помимо процедуры ликвидации юридического лица, как уже было отмечено, гражданское законодательство предусматривает специальную процедуру прекращения недействующего юридического лица.

Формально данная процедура не является ликвидацией, а представляет собой особый способ прекращения юридического лица. В то же время эта процедура завершается исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое влечет те же правовые последствия, которые предусмотрены ГК РФ применительно к ликвидированным юридическим лицам. Поэтому мы сочли возможным рассмотрение такой процедуры в рамках ликвидации юридических лиц.

С 1 сентября 2014 г. в ГК РФ введена ст. 64.2, которая регулирует соответствующие вопросы (ранее, с 2005 г. эти вопросы регулировались Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") [5].

В ГК установлены следующие критерии для квалификации лица в качестве фактически прекратившего свою деятельность: "Юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного Реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо)". По существу, в ГК РФ включены положения ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[6].

Как видно из приведенного положения, иные признаки не имеют значения для признания лица недействующим (исключая положения п. 6 ст. 62 ГК), правильно и обратное: иные обстоятельства при наличии указанных признаков не препятствует началу процедуры. Так, по одному из дел (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 ноября 2011 г. по делу N 56-10415/2011) суд указал: "Само по себе наличие договоров аренды и договоров займа не свидетельствует об осуществлении... хозяйственной деятельности". По существу, данное правило вводит еще один критерий недействующего юридического лица, дополнительный к указанным в ст. 64.2 ГК РФ. Однако не вполне понятно, как оно будет применяться, поскольку ГК не предусматривает механизма возложения расходов на участников (учредителей), если имеет место указанная ситуация, то возникает вопрос о том, должно ли такое лицо признано банкротом; государство не хочет проводить дорогую процедуру банкротства этого лица, то оно должно предусмотреть четкий порядок "переходов" от одного режима ликвидации к другому, чего в настоящее время не установлено.

Ни ГК РФ, ни Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не регулируют конкретный механизм перехода к исключению недействующего лица в этом случае. Непосредственно НК РФ не содержит каких-либо норм прямого действия относительно порядка исключения из ЕГРЮЛ, делая отсылку к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В свою очередь, указанный Закон предусматривает следующий порядок действий:

- при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;

- решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения [4];

- одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления;

- указанные заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении;

- если в течение указанного срока эти заявления направляются, то решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, то есть по одной из процедур, установленных ГК РФ;

- если в течение указанного срока заявления не были направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам, а также не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в ст. 53.1 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что ст. 53.1 ГК РФ направлена на защиту интересов только одной группы лиц - участников юридического лица. Об этом вполне определенно говорит п. 1 этой статьи: "Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (п. 3 ст. 53 ГК РФ), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу". Между тем есть и другая группа лиц - кредиторы, которые могут пострадать не меньше (если не больше), чем участники, однако права на предъявление соответствующего иска они лишены. Со временем эти вопросы должны стать предметом обсуждения при реформировании законодательства.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Существенным недостатком процедуры исключения недействующего юридического лица из реестра является отсутствие определенности относительно имущества организации, исключенной из ЕГРЮЛ. В законодательстве на сегодняшний день отсутствуют положения, регулирующие данный вопрос.

Возможны следующие варианты правовой судьбы указанного имущества: передача имущества в собственность учредителей исключенного из реестра юридического лица в случае подачи ими иска о признании права собственности; использование имущества для расчетов с кредиторами, которые предъявили свои требования уже после исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. В соответствии с п. 2 ст. 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из реестра влечет правовые последствия, предусмотренные законом применительно к ликвидированным юридическим лицам. Одним из таких последствий является распределение имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица между кредиторами в случае, если такое имущество обнаружено в течение пяти лет после исключения организации из реестра, и если заявлено соответствующее требование; передача имущества в собственность муниципального образования или города федерального значения при отсутствии требований учредителей, кредиторов исключенного из реестра юридического лица, т.е. при наличии признаков бесхозяйного имущества; переход имущества в собственность какого-либо лица в силу приобретательной давности.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 259-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301 (ч. 1);
2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 52, ст. 5037;
3. Габов А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: научно-практический комментарий к статьям 57 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Инфра – М, 2014. С. 188;
4. В "Вестнике государственной регистрации" в соответствии с Приказом ФНС России от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации";
5. Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 147600-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (по вопросу исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ);
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина".