Прокурорские проверки исполнения законодательства как средство защиты экологических прав граждан
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)
Прокурорские проверки исполнения законодательства как средство защиты экологических прав граждан
В настоящее время одним из важных направлений прокурорского надзора выступает вопрос об организации и проведении надзорных проверок, чтобы обеспечить их надлежащее качество и результативность. Роль надзора органов прокуратуры очень важна, что зачастую отождествляется с деятельностью прокуроров в целом. Некоторые из учёных и практиков считают, что работа по проведению проверок основное применение полномочий прокурора по надзору за исполнением экологических законов.
В.Б. Ястребов, например, говорил про организацию производства конкретных прокурорских проверок как о ключевом элементе организационного обеспечения эффективного применения полномочий прокурора по надзору за исполнением экологических законов. По его словам, вся организация работы органов прокуратуры зависит от именно обеспечению результата прокурорских проверок. [6, с. 188]
В прокурорских проверках исполнения какого-либо законодательства имеется ряд своих особенностей. Примером может выступить проведение проверки исполнения экологического законодательства.
Состояние окружающей среды напрямую зависит от того, как соблюдается исполнение экологического законодательства. Физические и юридические лица совершают нарушения в данной сфере законодательства. Исходя из этого приоритетным направлениями в деятельности органов прокуратуры является надзор за исполнением экологического законодательства, а также предупреждение экологических правонарушений.
Все звенья прокуратуры ежегодно проводят прокурорские проверки исполнения экологического законодательства, вносят акты прокурорского реагирования в связи с выявленными нарушениями законов. За 2018 год в этой сфере выявлено более 278,7 тыс. нарушений закона, опротестовано 10,6 тыс. незаконных правовых актов, в суды направлено 25,1 тыс. исков, внесено 64,4 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечены 46 тыс. лиц.
От того как оперативно отреагируют прокуроры на поступающие сигналы о нарушениях экологического законодательства, своевременно выявят, пресекут и устранят экологические правонарушения и их причины, обеспечат неотвратимость ответственности виновных лиц, зависит укрепление законности в экологическом законодательстве и, таким образом, оздоровление окружающей среды. Исходя их этого необходимо чтобы прокурорский надзор в сфере экологического законодательства всегда находился в поле зрения органов прокуратуры. [4, с. 176]
В ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокуроров осуществлять свои полномочия по проведению проверок за соблюдением исполнения законов лишь основываясь на информации, которая содержит факт нарушения закона, что в свою очередь требует прокурорского вмешательства.
Чтобы провести прокурорские проверки исполнения экологического законодательства на практике необходимы основания, которые закреплены в ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [1]. К таковым можно отнести, например:
- Устное или письменное обращение гражданина, общественных организаций или должностных лиц;
- Материалы по уголовным, гражданским, арбитражным делам, административные производства, контролирующих органов;
- Материалы, опубликованные в средствах массовой информации;
- Выводы из анализа статистических данных о прокурорской и правоприменительной практике;
- Любая другая информация, в которой содержатся достаточные данные об экологических правонарушениях.
Следует различать такие понятия как «прокурорская проверка» и «проверка по поручению прокурора». Согласно п.2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов, органы прокуратуры не подменяют другие государственные органы. Но при этом прокурор может дать соответствующему государственному органу поручение для проведения проверки, т.е. осуществление проверки по поручению прокурора. [1]
Для осуществления прокурорского надзора по вышеуказанным основаниям стоит обратить внимание на требования соответствующих приказов Генерального прокурора РФ и учесть ряд условий.
Во-первых, что выявлять, пресекать и устранять нарушения в сфере экологического законодательства должны не только органы прокуратуры.
Во-вторых, Генеральный Прокурор РФ предложил органам прокуратуры отказаться от контрольно-ревизионных методов надзора за исполнением экологического законодательства местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, политическими и общественными объединениями, юридическими и должностными лицами.
В-третьих, осуществлять прокурорские проверки лишь в тех случаях, когда есть данные о нарушениях законов в экологической сфере, либо требуется непосредственное вмешательство органов прокуратуры, так как другие органы исчерпали свои полномочия для устранения нарушений и привлечения к ответственности виновных лиц. [3, с. 187-188]
Прокурор обязан рассмотреть сообщения и сигналы, в которых содержится информация о том, что:
- изданы нормативные и ненормативные правовые акты, которые противоречат действующему экологическому законодательству, следовательно, это может привести к нарушению законности и правопорядка в данной сфере;
- в деяниях присутствуют признаки экологических преступлений, которые были совершенны в результате нарушения норм законодательства о континентальном шельфе, либо обнаружены признаки преступного загрязнения водоёмов, воздуха и моря вредными веществами и отходами;
- есть сведения о деяниях, которые связаны с умышленными нарушениями экологического законодательства.
В случае, когда не соблюдаются требования экологического законодательства, а также происходит ущемление прав и интересов населения, либо отдельных регионов, то возникает необходимость непосредственного прокурорского реагирования для защиты общественного и государственного экологического интереса.
Если специальные органы государственного контроля и надзора исчерпали все свои полномочия, но при этом окружающая среда продолжает загрязняться, либо при бездеятельности данных органов в отношении нарушителей экологического законодательства, то проводятся прокурорские проверки, и они будут являться вынужденной мерой.
Для проведения плановых проверок ежегодно Генеральная прокуратура утверждает план. В плане должны быть отображены объекты и сроки для проведения проверок. Далее этот план отправляют в органы прокуратуры субъектов Российской Федерации, а они уже в него добавляют свои проверки.
Затем, план с внесенными дополнениями передают в районные (природоохранные) прокуратуры, которые непосредственно занимаются самими проверками.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении проверки имеет право потребовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. [1]
Осуществляя прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства можно привлечь в качестве специалиста представителя Федеральных органов исполнительной власти, выполняющих государственный экологический надзор.
В случаях, когда требуются специальные познания, которыми владеют сотрудники Росприроднадзора, органы прокуратуры, осуществляя проверки, могут обратиться к специалистам этих органов.
Специалисты органа Росприроднадзора обязаны дать заключения по вопросам в пределах их компетенции. Специалист осуществляя проверку, далее делает определенное заключение и передает их прокурору.
Но только прокурор обладает правом вынести окончательное постановление по проверке.
По окончанию проверки составляется документ, содержащий все выявленные прокурором нарушения законодательных актов, правил, инструкций, условий пользования, установленных лицензией (разрешением), и других регламентирующих документов с четкой квалификацией выявленных нарушений по соответствующим пунктам, частям, статьям законов и нормативных актов. Если имеются признаки административного, уголовного нарушений, то они тоже отмечаются в документе, также предполагаются меры по устранению нарушений закона. [5, с. 203]
Также к справке необходимо приобщить в обоснование выводов и рекомендаций такие документы:
- копии (выписки) из правоустанавливающих и разрешительных документов;
- информационно-аналитические справки, отчеты;
- объяснения природопользователя (руководителя, должностных лиц или граждан) по фактам нарушения;
- акты отбора образцов (проб);
- протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) специалистов и экспертиз;
- другие документы и материалы или их копии, связанные с объектом контроля.
Если же выявлены нарушения законов, то прокурору необходимо принять соответствующие меры реагирования, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов государства, общества, граждан и юридических лиц.
Если говорить о проблемах прокурорского надзора в экологическом законодательстве, то стоит обратить внимание на недостаточную информированность сотрудников прокуратуры об обстановке в конкретном регионе, а, следовательно, слабое реагирование. В связи с этим необходимо особому вниманию подвергнуть выполнение контролирующими и надзорными органами их обязанностей, связанных с своевременным выявлением и пресечением правонарушений. Важно акцентировать внимание на реальных устранениях выявленных нарушений законов. Следовательно, имея основания для проведения проверки, стоит провести её в порядке контроля, во всех ситуациях устанавливать ответственность виновных лиц, разрешать вопросы, касающиеся возмещения в судебном порядке, нанесенного окружающей среде и здоровью граждан ущерба. Следуя требованиям законов, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, принимать надлежащие меры прокурорского реагирования по всем выявленным нарушениям.