Проблемы сближения российских стандартов бухгалтерского учёта и международных стандартов финансовой отчётности: вектор изменений в бухгалтерской учете России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(67)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(67)
Проблемы сближения российских стандартов бухгалтерского учёта и международных стандартов финансовой отчётности: вектор изменений в бухгалтерской учете России
Интеграционные процессы в странах Западной Европы объективно требовали пересмотра, как законодательств этих стран, так и систем учета, отчетности и статистики. После создания Европейского Союза значительно активизировались процессы унификации и стандартизации законодательств и систем учета, отчетности и статистики европейских стран. Следует отметить, что переход на международные стандарты финансовой отчетности (далее по тексту МСФО) открывает для предприятий России, прежде всего, новые возможности для согласованности и эффективного функционирования финансовой структуры и дальнейшей гармонизации требований к отчетности. Сложность и нерешенность проблем адаптации национальной системы бухгалтерского учета в России с положениями МСФО, обуславливает потребность в исследовании и обобщении опыта их решения [3, с. 77].
Цель статьи – изучить проблемы сближения Российских стандартов бухгалтерского учёта и международных стандартов финансовой отчётности.
Исследуя опыт внедрения МСФО в европейских странах, в частности в Великобритании, необходимо отметить, что, во-первых, правильность применения подтверждается в ходе независимого аудита финансовой отчетности по МСФО. Во-вторых, предоставление аудитором положительного заключения, с учетом принципа независимости, свидетельствует о том, что финансовая отчетность достоверно представляет финансовое состояние предприятия и составлена в соответствии с действующими стандартами. Однако, опыт Великобритании для стран с переходной экономикой указывает на то, что даже для высоко заинтересованных и способных предприятий получения первого положительного аудиторского заключения по финансовой отчетности по МСФО забирает 4-5 лет с момента принятия решения о внедрении. И хотя некоторые предприятия этой страны до сих пор имеют проблемы с МСФО, ключевыми факторами успеха для высоко эффективных компаний стало обучение специалистов по составлению финансовой отчетности, разработка финансовой информационной системы для отображения необходимой информации. При этом преимуществами применения МСФО является получение доступа к более дешевым источникам финансового роста в виде кредитных ресурсов и др.
Опыт перехода на МСФО в странах с переходной экономикой свидетельствует о возникновении определенных проблем, связанных, прежде всего, с самим подходом к внедрению таких глобальных реформ национальных систем бухгалтерского учета. Результатам функционирования таких преобразований становились, в частности в Российской Федерации, некачественные и несопоставимые с МСФО положения бухгалтерского учета; лишние затраты на практически параллельное ведение налогового учета, учета по ПБУ, что требуется законодательством, а также учета по МСФО, что соответствует требованиям кредиторов; практика неэффективного принятия решений на основании финансовой отчетности на базе ПБУ, а также необоснованные задержки при подготовке финансовой отчетности по МСФО путем трансформации.
Необходимо отметить, что учетные системы разных стран определенным образом зависят от социально-экономических и политических факторов. Развитие экономических и интеграционных процессов в России вызывает необходимость разработки дополнительных федеральных положений на основе МСФО, что позволит уменьшить различия в применении различных национальных систем учета.
В настоящее время использование МСФО является обязательным для субъектов хозяйствования, включенных в листинг на рынках ЕС. Именно это позволяет создать систему финансовой отчетности, имеет глобальный характер, и дает возможность эффективно информировать акционеров и в дальнейшем дорабатывать МСФО.
Разработка положения по первому применению международных стандартов позволит субъектам хозяйствования в России подготовиться к такому переходу путем регламентации определенных процедур добровольных и обязательных включений и внесения существенных изменений в учетной политике.
С момента начальных шагов адаптации законодательства России к международному законодательству прошло более 5 лет. За это время произошла концептуальная разработка реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, предприняты попытки создать проекты нормативной базы бухгалтерского учета, актуальные моменты обсуждались на международных конференциях, «круглых столах» и т.п., однако, процесс внедрения в России международных стандартов финансовой отчетности сталкивается с разрешения определенным кругом проблемных вопросов.
Так, с точки зрения Министерства финансов, прежде всего, необходимо определить правовой аспект трудностей, возникающих при внедрении МСФО, поскольку на сегодня пока не определен путь включения международных стандартов в правовое поле РФ. Кроме того, как известно, не все требования МСФО могут быть реализованы при составлении отчетности отечественными предприятиями, сюда относится, например, отражение в учете и отчетности инвестиционной стоимости. Следует отметить, что такие вопросы могут быть решены нашим государством на основании международного опыта и специфики национальной экономики.
Возникают также трудности внедрения международных стандартов, связанных с необходимостью сотрудничества с Советом по международным стандартам финансовой отчетности с целью получения актуальной информации об изменениях в существующих стандартах и о новых МСФО [2, с. 181].
Растут также серьезные проблемы с учреждениями, выполнением и техническим внедрением. Внедрение требует значительной подготовки специалистов, которые применяют при составлении финансовой отчетности МСФО на уровне учреждений регуляторов финансовых рынков. Итак, потребность в специалистах МСФО испытывают, как правило, предприятия с иностранными инвестициями, иностранные инвесторы и небольшое количество прогрессивных руководителей российских предприятий. Отечественная бухгалтерская система и финансовая отчетность просто не понятна для иностранных партнеров, однако для того, чтобы иметь хоть приблизительное представление о финансовом и имущественном состоянии предприятий, их руководители вынуждены были обращаться к специалистам, которые были бы знакомы с методологией трансформации российской финансовой отчетности в «международную». Учитывая последние изменения в законодательстве, очевидной становится потребность в специалистах по МСФО.
Отсутствие материальной базы и средств по переходу на МСФО становится также одной из насущных проблем, поскольку вряд ли государственные органы смогли бы обеспечить быстрый и эффективный переход на новые стандарты бухгалтерского учета именно по причине отсутствия необходимых средств и материальной базы. Скорее всего, весь груз по переходу на новые стандарты финансовой отчетности ляжет на сами предприятия и учебные заведения (большинство из которых - государственные). Реальную помощь предпринимателям сегодня могут предоставить только те организации, которые уже создали необходимую материальную базу и имеют соответствующие программы.
Недостаточное количество нормативной базы МСФО сдерживала деятельность научных и профессиональных учреждений по разработке учебных материалов и учебных курсов по МСФО. Важными условиями для перехода на МСФО российских предприятий является формирование эффективного регуляторного механизма, а также наличие адекватной аудиторской системы и профессионального образования. Целесообразным является включение в программы подготовки магистров по бухгалтерскому учету и аудиту ВУЗов России учебной дисциплины, охватывающей методологические аспекты использования международных стандартов финансовой отчетности.
Следует также остановиться на языковом аспекте, поскольку содержание переведенного с английского языка текста МСФО, а также профессиональная учебная литература учетного цикла дисциплин не всегда отражает суть той или иной экономической категории.
Итак, среди преимуществ МСФО для России существуют и недостатки, которые привели к падению прибылей предприятий, так как стандарты и калькуляция себестоимости по бывшей методологии бухгалтерского учета и современной очень отличаются. В связи с этим, было бы лучше внедрять МСФО не спеша, поэтапно. Немалую роль в этом отношении следует выделить органам государственной власти, регулирующих организацию и методику бухгалтерского учета и отчетности.
Необходимо отметить, что эффективное внедрение МСФО в России, как одного из факторов инновационно-инвестиционного развития государства, должно сопровождаться созданием методических рекомендаций относительно применения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности; совершенствованием первичной учетной документации с учетом условий рыночной экономики и международными стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности; координацией действий органов государственной власти; международным сотрудничеством в рамках специализированных профессиональных организаций и тому подобное.
Использовать основные принципы международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности необходимо всем предприятиям. Но необходимо установить разные требования к объекту раскрытия информации в финансовой отчетности для различных групп предприятий, в частности, с учетом их участия в операциях на рынках капиталов и объемах деятельности. А роль государственных органов и общественных профессиональных организаций состоит в подготовке к внедрению в интересах общества международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в содействии применении и исполнении этих стандартов.
Переход к использованию международных стандартов должен быть постепенным и целенаправленным, поскольку сущность такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись в соответствии с требованиями рыночной экономики. Собственно необходима и определенная институциональная перестройка системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Сейчас Россия имеет достаточно потенциала к дальнейшему развитию, она также заинтересована в переориентации экономики на высокотехнологичную. Узкоспецифические, на первый взгляд, проблемы бухгалтерского учета на самом деле являются одним из важных условий проведения экономических реформ. Таким образом, в результате внедрения МСФО в России будет создана прозрачная и понятная для всего мира система контроля за деятельностью субъектов хозяйствования.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. В современных экономических, политических и социальных условиях развития отечественной экономики при наличии недостаточно развитого фондового рынка, активного привлечения иностранного капитала, выхода предприятий на региональный и межнациональный уровень весомую роль играет наличие достоверной, объективной и качественной информации о финансовом состоянии предприятия с целью принятия управленческих решений. Поэтому проблема исследования гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России с международными стандартами и обоснование направлений ее дальнейшей активизации приобретает особую актуальность. Однако гармонизация учета еще не стала предметом комплексного исследования, не отработана единая терминологии, научно-методические и практические подходы к решению ряда вопросов в контексте гармонизации с международными стандартами.
2. Анализ формирования систем бухгалтерского учета, сложившихся в мире, показал наличие общих факторов влияния на их развитие. Их систематизация и классификация позволила выделить следующие группы: социально-экономические (социально-экономическое положение, международные отношения), финансовые (внутренние и внешние источники финансирования), информационные (открытость финансовой информации), нормативно-правовые (законодательное регулирование вопросов учета), научно методические (методы оценки статей баланса).
3. Комплексная оценка современного состояния и тенденций развития национальной системы бухгалтерского учета в контексте гармонизации с международными стандартами финансовой отчетности свидетельствует о целесообразности систематизации и группировки положений бухгалтерского учета (ПБУ) и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Такую оценку следует проводить по выбранным направлениям, в том числе: финансовая отчетность, оборотные активы, внеоборотные активы, обязательства, финансовые результаты и затраты, общие (информативные) и МСФО, аналоги которых отсутствуют среди российских ПБУ.
4. На современном этапе бухгалтерский учет является основным звеном интеграции информационных систем управления экономикой, поскольку формирует базу для составления статистической и налоговой отчетности, исчисления налогов, оперативного управления хозяйственной и производственной деятельностью предпринимателей для удовлетворения потребностей пользователей информации различных уровней управления. При таких условиях главным направлением развития бухгалтерского учета становится интеграция различных видов учета в единой информационной системе хозяйственного учета на основе новых информационных технологий.
5. В настоящее время существует неурегулированность вопросов ответственности за разработку и внедрение методологического и методического обеспечения бухгалтерского учета и соблюдение единых подходов к реформированию бухгалтерского учета различными субъектами хозяйствования со стороны контролирующих органов. Определение единого разработчика методологии бухгалтерского учета в лице Министерства финансов на единых методологических принципах для предприятий всех организационно-правовых форм на краткосрочную перспективу позволит улучшить уровень организации ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
6. Для создания надлежащего обеспечения гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности по международным стандартам необходима разработка системы мер по улучшению правовых основ регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности; определение новых методических подходов к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности; совершенствование организационных аспектов регулирования бухгалтерского учета и отчетности.