Статья:

Проблемы сближения российских стандартов бухгалтерского учёта и международных стандартов финансовой отчётности: вектор изменений в бухгалтерской учете России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(67)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Козлова Е.В. Проблемы сближения российских стандартов бухгалтерского учёта и международных стандартов финансовой отчётности: вектор изменений в бухгалтерской учете России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 16(67). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/67/51133 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы сближения российских стандартов бухгалтерского учёта и международных стандартов финансовой отчётности: вектор изменений в бухгалтерской учете России

Козлова Екатерина Васильевна
магистрант, «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), РФ, г. Калуга

 

Интеграционные процессы в странах Западной Европы объективно требовали пересмотра, как законодательств этих стран, так и систем учета, отчетности и статистики. После создания Европейского Союза значительно активизировались процессы унификации и стандартизации законодательств и систем учета, отчетности и статистики европейских стран. Следует отметить, что переход на международные стандарты финансовой отчетности (далее по тексту МСФО) открывает для предприятий России, прежде всего, новые возможности для согласованности и эффективного функционирования финансовой структуры и дальнейшей гармонизации требований к отчетности. Сложность и нерешенность проблем адаптации национальной системы бухгалтерского учета в России с положениями МСФО, обуславливает потребность в исследовании и обобщении опыта их решения [3, с. 77].

Цель статьи – изучить проблемы сближения Российских стандартов бухгалтерского учёта и международных стандартов финансовой отчётности.

Исследуя опыт внедрения МСФО в европейских странах, в частности в Великобритании, необходимо отметить, что, во-первых, правильность применения подтверждается в ходе независимого аудита финансовой отчетности по МСФО. Во-вторых, предоставление аудитором положительного заключения, с учетом принципа независимости, свидетельствует о том, что финансовая отчетность достоверно представляет финансовое состояние предприятия и составлена ​​в соответствии с действующими стандартами. Однако, опыт Великобритании для стран с переходной экономикой указывает на то, что даже для высоко заинтересованных и способных предприятий получения первого положительного аудиторского заключения по финансовой отчетности по МСФО забирает 4-5 лет с момента принятия решения о внедрении. И хотя некоторые предприятия этой страны до сих пор имеют проблемы с МСФО, ключевыми факторами успеха для высоко эффективных компаний стало обучение специалистов по составлению финансовой отчетности, разработка финансовой информационной системы для отображения необходимой информации. При этом преимуществами применения МСФО является получение доступа к более дешевым источникам финансового роста в виде кредитных ресурсов и др.

Опыт перехода на МСФО в странах с переходной экономикой свидетельствует о возникновении определенных проблем, связанных, прежде всего, с самим подходом к внедрению таких глобальных реформ национальных систем бухгалтерского учета. Результатам функционирования таких преобразований становились, в частности в Российской Федерации, некачественные и несопоставимые с МСФО положения бухгалтерского учета; лишние затраты на практически параллельное ведение налогового учета, учета по ПБУ, что требуется законодательством, а также учета по МСФО, что соответствует требованиям кредиторов; практика неэффективного принятия решений на основании финансовой отчетности на базе ПБУ, а также необоснованные задержки при подготовке финансовой отчетности по МСФО путем трансформации.

Необходимо отметить, что учетные системы разных стран определенным образом зависят от социально-экономических и политических факторов. Развитие экономических и интеграционных процессов в России вызывает необходимость разработки дополнительных федеральных положений на основе МСФО, что позволит уменьшить различия в применении различных национальных систем учета.

В настоящее время использование МСФО является обязательным для субъектов хозяйствования, включенных в листинг на рынках ЕС. Именно это позволяет создать систему финансовой отчетности, имеет глобальный характер, и дает возможность эффективно информировать акционеров и в дальнейшем дорабатывать МСФО.

Разработка положения по первому применению международных стандартов позволит субъектам хозяйствования в России подготовиться к такому переходу путем регламентации определенных процедур добровольных и обязательных включений и внесения существенных изменений в учетной политике.

С момента начальных шагов адаптации законодательства России к международному законодательству прошло более 5 лет. За это время произошла концептуальная разработка реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, предприняты попытки создать проекты нормативной базы бухгалтерского учета, актуальные моменты обсуждались на международных конференциях, «круглых столах» и т.п., однако, процесс внедрения в России международных стандартов финансовой отчетности сталкивается с разрешения определенным кругом проблемных вопросов.

Так, с точки зрения Министерства финансов, прежде всего, необходимо определить правовой аспект трудностей, возникающих при внедрении МСФО, поскольку на сегодня пока не определен путь включения международных стандартов в правовое поле РФ. Кроме того, как известно, не все требования МСФО могут быть реализованы при составлении отчетности отечественными предприятиями, сюда относится, например, отражение в учете и отчетности инвестиционной стоимости. Следует отметить, что такие вопросы могут быть решены нашим государством на основании международного опыта и специфики национальной экономики.

Возникают также трудности внедрения международных стандартов, связанных с необходимостью сотрудничества с Советом по международным стандартам финансовой отчетности с целью получения актуальной информации об изменениях в существующих стандартах и о новых МСФО [2, с. 181].

Растут также серьезные проблемы с учреждениями, выполнением и техническим внедрением. Внедрение требует значительной подготовки специалистов, которые применяют при составлении финансовой отчетности МСФО на уровне учреждений регуляторов финансовых рынков. Итак, потребность в специалистах МСФО испытывают, как правило, предприятия с иностранными инвестициями, иностранные инвесторы и небольшое количество прогрессивных руководителей российских предприятий. Отечественная бухгалтерская система и финансовая отчетность просто не понятна для иностранных партнеров, однако для того, чтобы иметь хоть приблизительное представление о финансовом и имущественном состоянии предприятий, их руководители вынуждены были обращаться к специалистам, которые были бы знакомы с методологией трансформации российской финансовой отчетности в «международную». Учитывая последние изменения в законодательстве, очевидной становится потребность в специалистах по МСФО.

Отсутствие материальной базы и средств по переходу на МСФО становится также одной из насущных проблем, поскольку вряд ли государственные органы смогли бы обеспечить быстрый и эффективный переход на новые стандарты бухгалтерского учета именно по причине отсутствия необходимых средств и материальной базы. Скорее всего, весь груз по переходу на новые стандарты финансовой отчетности ляжет на сами предприятия и учебные заведения (большинство из которых - государственные). Реальную помощь предпринимателям сегодня могут предоставить только те организации, которые уже создали необходимую материальную базу и имеют соответствующие программы.

Недостаточное количество нормативной базы МСФО сдерживала деятельность научных и профессиональных учреждений по разработке учебных материалов и учебных курсов по МСФО. Важными условиями для перехода на МСФО российских предприятий является формирование эффективного регуляторного механизма, а также наличие адекватной аудиторской системы и профессионального образования. Целесообразным является включение в программы подготовки магистров по бухгалтерскому учету и аудиту ВУЗов России учебной дисциплины, охватывающей методологические аспекты использования международных стандартов финансовой отчетности.

Следует также остановиться на языковом аспекте, поскольку содержание переведенного с английского языка текста МСФО, а также профессиональная учебная литература учетного цикла дисциплин не всегда отражает суть той или иной экономической категории.

Итак, среди преимуществ МСФО для России существуют и недостатки, которые привели к падению прибылей предприятий, так как стандарты и калькуляция себестоимости по бывшей методологии бухгалтерского учета и современной очень отличаются. В связи с этим, было бы лучше внедрять МСФО не спеша, поэтапно. Немалую роль в этом отношении следует выделить органам государственной власти, регулирующих организацию и методику бухгалтерского учета и отчетности. 

Необходимо отметить, что эффективное внедрение МСФО в России, как одного из факторов инновационно-инвестиционного развития государства, должно сопровождаться созданием методических рекомендаций относительно применения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности; совершенствованием первичной учетной документации с учетом условий рыночной экономики и международными стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности; координацией действий органов государственной власти; международным сотрудничеством в рамках специализированных профессиональных организаций и тому подобное.

Использовать основные принципы международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности необходимо всем предприятиям. Но необходимо установить разные требования к объекту раскрытия информации в финансовой отчетности для различных групп предприятий, в частности, с учетом их участия в операциях на рынках капиталов и объемах деятельности. А роль государственных органов и общественных профессиональных организаций состоит в подготовке к внедрению в интересах общества международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в содействии применении и исполнении этих стандартов.

Переход к использованию международных стандартов должен быть постепенным и целенаправленным, поскольку сущность такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись в соответствии с требованиями рыночной экономики. Собственно необходима и определенная институциональная перестройка системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Сейчас Россия имеет достаточно потенциала к дальнейшему развитию, она также заинтересована в переориентации экономики на высокотехнологичную. Узкоспецифические, на первый взгляд, проблемы бухгалтерского учета на самом деле являются одним из важных условий проведения экономических реформ. Таким образом, в результате внедрения МСФО в России будет создана прозрачная и понятная для всего мира система контроля за деятельностью субъектов хозяйствования.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

1. В современных экономических, политических и социальных условиях развития отечественной экономики при наличии недостаточно развитого фондового рынка, активного привлечения иностранного капитала, выхода предприятий на региональный и межнациональный уровень весомую роль играет наличие достоверной, объективной и качественной информации о финансовом состоянии предприятия с целью принятия управленческих решений. Поэтому проблема исследования гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России с международными стандартами и обоснование направлений ее дальнейшей активизации приобретает особую актуальность. Однако гармонизация учета еще не стала предметом комплексного исследования, не отработана единая терминологии, научно-методические и практические подходы к решению ряда вопросов в контексте гармонизации с международными стандартами.

2. Анализ формирования систем бухгалтерского учета, сложившихся в мире, показал наличие общих факторов влияния на их развитие. Их систематизация и классификация позволила выделить следующие группы: социально-экономические (социально-экономическое положение, международные отношения), финансовые (внутренние и внешние источники финансирования), информационные (открытость финансовой информации), нормативно-правовые (законодательное регулирование вопросов учета), научно методические (методы оценки статей баланса).

3. Комплексная оценка современного состояния и тенденций развития национальной системы бухгалтерского учета в контексте гармонизации с международными стандартами финансовой отчетности свидетельствует о целесообразности систематизации и группировки положений бухгалтерского учета (ПБУ) и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Такую оценку следует проводить по выбранным направлениям, в том числе: финансовая отчетность, оборотные активы, внеоборотные активы, обязательства, финансовые результаты и затраты, общие (информативные) и МСФО, аналоги которых отсутствуют среди российских ПБУ.

4. На современном этапе бухгалтерский учет является основным звеном интеграции информационных систем управления экономикой, поскольку формирует базу для составления статистической и налоговой отчетности, исчисления налогов, оперативного управления хозяйственной и производственной деятельностью предпринимателей для удовлетворения потребностей пользователей информации различных уровней управления. При таких условиях главным направлением развития бухгалтерского учета становится интеграция различных видов учета в единой информационной системе хозяйственного учета на основе новых информационных технологий.

5. В настоящее время существует неурегулированность вопросов ответственности за разработку и внедрение методологического и методического обеспечения бухгалтерского учета и соблюдение единых подходов к реформированию бухгалтерского учета различными субъектами хозяйствования со стороны контролирующих органов. Определение единого разработчика методологии бухгалтерского учета в лице Министерства финансов на единых методологических принципах для предприятий всех организационно-правовых форм на краткосрочную перспективу позволит улучшить уровень организации ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

6. Для создания надлежащего обеспечения гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности по международным стандартам необходима разработка системы мер по улучшению правовых основ регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности; определение новых методических подходов к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности; совершенствование организационных аспектов регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

 

Список литературы:
1. Вахрушина, М. А. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по экономическим специальностям / М. А. Вахрушина. – М.: Национальное образование, 2015. - 655 с.
2. Гетьман, В. Г. Внедрение МСФО в России: состояние, проблемы и перспективы / В. Г. Гетьман. – М.: Финансовый ун-т, 2015. – 119 с.
3. Ложкина, С. Л. Становление и развитие системы управленческого учета на российских предприятиях в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности : монография / С. Л. Ложкина. – Брянск: Ладомир, 2014. – 134 с.
4. Насакина Л.А. Концепция формирования учетно-аналитических систем в современных условиях [Текст] // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – Тольятти, 2014. - № 6. - С. 206-211.
5. Невешкина, Е. В. МСФО: учет и отчетность : практическое руководство / Е. В. Невешкина, Е. Ю. Ремизова, Г. С. Султанова. – М.: Омега-Л, 2015. – 137 с.
6. Рабаданова Ж.Б. Основные трудности российских организаций при переходе на МСФО // Актуальные вопросы современной экономики. – 2015. - №4. – С.652-657.
7. Савинова С.С. Различия российских и международных стандартов финансовой отчетности в области расчетов с персоналом по оплате труда [Текст] / С.С. Савинова, В.С. Юрина // Молодой ученый. – 2015. – № 4.2. – С. 63-65.
8. Семенова Ю.Н. Модель трансформации российской финансовой отчетности в соответствии с МСФО [Текст] / Ю.Н. Семенова // Молодой ученый. – 2015. – № 4.2. – С. 66-67.
9. Хахонова, Н.Н. Реформирование бухгалтерского учета. [Текст ]/ Н.Н.Хахонова. - Ростов н/Д.: РГЭУ (РИНХ), 2015. – 176 с.