Статья:

Особенности патогенеза кандидозов слизистой оболочки полости рта

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(67)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Черемных А.И., Карасов И.А. Особенности патогенеза кандидозов слизистой оболочки полости рта // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 16(67). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/67/51156 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности патогенеза кандидозов слизистой оболочки полости рта

Черемных Анна Ивановна
студент Пермского Государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера, РФ, г. Пермь
Карасов Илья Андреевич
студент Пермского Государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера, РФ, г. Пермь

 

Первые сведения о кандидозе связаны с поражением слизистой оболочки полости рта. Об этом упоминал Гиппократ. Кандидозные поражения описывались под различными  названиями. Наиболее распространенное из них – молочница. Современное общепринятое название дается по имени возбудителя – «кандидоз».

Кандидоз занимает 3 место среди наиболее распространенных заболеваний слизистой оболочки полости рта (СОПР). По данным ВОЗ (1995) пятая часть населения всего мира страдает или хотя бы перенесла различные формы кандидоза[3].

В ежедневной практике врач-стоматолог сталкивается с заболеваниями слизистой оболочки полости рта (СОПР).  Нередко патология связана с грибами рода Candida. В последнее время заболеваемость кандидозом СОПР значительно увеличилась. Это связано с тем, что инфекция относится к оппортунистическим  и при определенных иммунодефицитных состояниях может активироваться в полости рта.

Диагностика кандидозных поражений СОПР часто проблематична, так как идентичные признаки воспаления могут быть при различных нозологических формах заболеваний СОПР, а причины их развития многофакторны. Нельзя не учитывать видовое разнообразие грибов рода Candida, а в этом роде грибов насчитывают около 150 видов, так как они имеют различие не только по морфологическим и биохимическим свойствам, но и, как следствие, особенности лабораторных способов выделения и диагностики, и, что наиболее важно – различную чувствительность к современным антимикотикам.

По данным на сегодняшний день, заболевание человека кандидозом вызывают около 20 видов грибов рода Candida. Среди представителей рода Сandida на долю С. albicans приходится до 50–80% случаев выделения из пищеварительного тракта и до 70% – с гениталий. С. albicans – самый распространенный и изученный вид, вызывает около 90% случаев поверхностного и 50–70% – глубокого кандидоза. Считается, что С. albicans по патогенности превосходит остальные виды Сandida, но вместе с тем С. albicans обладает наилучшей чувствительностью к противогрибковым препаратам, сохраняя, однако, при этом способность развивать устойчивость к ним при длительном лечении. Слизистая  оболочка, кариозные зубы и незапломбированные корневые каналы, а также пародонтальные карманы, крипты миндалин могут служить местом обитания дрожжеподобных грибов. Источник кандидозной инфекции в полости рта может быть эндогенным и экзогенным и часто имеет место у новорожденных грудных младенцев. У лиц пожилого возраста его распространенность, по данным различных авторов, увеличивается до 60%[3],[4]. Носительство различных штаммов C. albicans в полости рта зависит от возраста, места проживания, состояния организма в целом. Так же необходимо помнить о том, что количество кандид в полости рта растет с возрастом и при хронической анемии[1].

Присутствие зубных протезов может явиться одной из причин проявления патогенности дрожжеподобных грибов, особенно при наличии их дефектов или недостаточной гигиенической обработке. Шероховатость и пористость, а также плохой уход за протезами благоприятствуют проникновению микроорганизмов полости рта в базис и образованию на его поверхности налета. Наиболее часто остатки пищи задерживаются под базисами съемных пластиночных протезов верхней челюсти, в результате чего создаются благоприятные условия для жизнедеятельности грибов, особенно рода C. albicans, и развития кандидоза.

Наличие металлических конструкций в полости рта приводит к возникновению гальванического тока, который в свою очередь способствует изменению биохимических свойств слюны - показатель рН резко отклоняется от нормы в кислую сторону. На этом фоне повышается высеваемость стрептококков и дрожжеподобных грибов, угнетается местный иммунитет, что приводит к дисбиотическому сдвигу во рту.

Низкий уровень гигиены полости рта увеличивает вероятность возникновения кандидоза. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, снижается резистентность слизистой оболочки под воздействием твёрдых зубных отложений и микроорганизмов, находящихся в них, с другой – увеличивается количество грибов во рту, как в зубном налёте, так и на слизистой оболочке рта.

Факторы, способствующие активации грибов рода Candida

Местные:

  • Нарушение гигиенического режима ухода за полостью рта (пренебрежение межзубной нитью, игнорирование использования скребков для языка и т.д.)
  • Снижение иммунологической резистентности слизистой
  • Аномалии строения  языка и эпителия полости рта

Общие:

  • Возраст
  • Неправильный гигиенический уход за съемными протезами
  • Характер питания, курение (приобретение полостью рта слабощелочной среды, благоприятной для грибов)
  • Эндокринная патология
  • Дефицит витаминов группы B, C, а также недостаток фолиевой кислоты, железа и др.

Необходимо помнить, что грибы рода Candida сапрофитируют в полости рта и в норме не вызывают инфекции. Развитие кандидоза возможно, как правило, при условии выраженного иммунодефицита. В патогенезе инвазивного  кандидоза слизистой оболочки полости рта выделяют несколько основных этапов[7]:

  1. Адгезия возбудителя к поверхности слизистой оболочки.
  2. Колонизация с выделением энзимов, разрушающих эпителий.
  3. Вторжение грибов в клетки эпителия. Происходит инвазия, проникновение возбудителя в ткани, а далее в кровь с генерализацией процесса и возникновением вторичных очагов в различных тканях и органах при наличии у пациента иммунодефицита.

Патогенность кандид прямо зависит от способности к адгезии. Неспецифическое прикрепление возможно при сочетании благоприятных для грибов физико-химических факторов, а так же  при наличии в полости рта съемных протезов и других искусственных приспособлений – например, зондов, интубационных трубок и др. Благодаря шероховатостям полимерной поверхности при недостаточном уходе за медицинскими изделиями, помещенными в организм человека, кандиды могут осуществлять устойчивую фиксацию. Адгезия же при помощи иммунологических механизмов становится возможной благодаря адегзинам групп Int1,Hwp1, Als. Так же способствуют адгезии гидролазы микопатогенов. . Активность протеиназ против белков покровного эпителия способствует адгезии, а затем и пенетрации гриба через слизистую оболочку. Другими важными экскретируемыми литическими ферментами являются фосфолипазы, расщепляющие фосфолипиды. У C.albicans есть несколько белков с фосфолипазной активностью – фосфолипазы А, В и С, лизофосфолипаза, лизофосфолипазатрансацилаза. Деятельность фосфолипаз связывают с разрушением клеточных мембран, с участием в адгезии и пенетрации грибов. Так же непосредственно разрушающее воздействие на ткани покровного эпителия оказывает аспартат протеазы – фермент, находящийся в активной форме на гифах грибов. Определенную роль в инвазии играют гемолизины (особенно у C. albicans) и разрушающая подлежащую соединительную ткань гиалуронидаза[5],[6],[7].

После адгезии к эпителию полости рта инициируется иммунный ответ макроорганизма. От его адекватности и выраженности во многом зависит дальнейшее течение процесса. Благодаря наличию  PAMP, таких как хитин, маннан и ряд других, кандиды распознаются толл-подобными рецепторами макрофагов (TLR2,TLR4) . Основным способом нейтрализации патогенов у фагоцитирующих клеток является поглощение опсонизированных чужеродных агентов. Далее при помощи активных форм кислорода, гипохлорита, лизоцима, лактоферрина, оксида азота макрофаги и нейтрофилы реализуют свою фунгицидную активность. Так же по лектиновому пути запускается каскад реакций системы комплемента – углеводные остатки поверхностного слоя стенки грибов распознаются маннозосвязывающим лектином. При этом С2а и С4b в активированном состоянии выполняют функцию хемоаттрактантов для привлечения большего количества макрофагов.  Однако грибы способны продуцировать и накапливать ингибиторы реакций комплемента, что повышает их стойкость к факторам агрессии иммунной системы и вследствие этого более успешно проникать под покровные ткани[5],[6].

При наличии ряда предрасполагающих факторов (иммунодефициты различного генеза) есть риск генерализации кандидоза. Первое и основное – выраженная лимфопения вследствие тяжелого основного заболевания (СПИД), когда кандидоз развивается в качестве оппортунистической инфекции. Так же может наблюдаться незавершенный фагоцитоз – часто следствие недостаточности миелоперокидазной системы. В этом случае из хлорид-аниона и активных форм кислорода не образуются гипохлориты, что снижает противомикробную активность макрофагов. При таких условиях могут формироваться хронические формы инфекции и кандидозоносительство.  Подобным же образом проявляются нарушения опсонизации. Еще одной причиной может служить врожденный дефицит маннозосвязывающего лектина, что приводит к недостаточной реактивности системы комплемента в случае кандидозной инвазии[5].

Так же могут наблюдаться микробно-грибковые ассоциации – например стрептококково-кандидозные. В этом случае происходит обмен метаболитов между грибами и кокками, а так же формирование биопленок, повышающих резистентность к лекарственным препаратам. Обилие сахаров в пище человека при этом увеличивает количество субстрата - α-глюканов. В этих условиях увеличивается продукция кислот микроорганизмами,что создает более благоприятную среду для инвазии пародонта. При этом из-за «перекрестного кормления» увеличивается количество стрептококка, что приводит к повышению экспрессии в полости рта TLR2, что приводит к местному увеличению противовоспалительных факторов. C. albicans и S. oralis также синергически увеличивают активность эпителиального μ-кальпаина, протеолитического фермента, нацеленного  на E-кадгерин эпителия. Так же повышается экспрессия других протеаз микроорганизмов, что увеличивает деструкцию покровных тканей полости рта[2].

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

  1. Кандидоз полости рта является актуальной проблемой, и его значение все возрастает, что связано с увеличением пациентов с иммунодефицитными состояниями.
  2. Особенно актуальна эта проблема для врача стоматолога, так как любая стоматологическая манипуляция и любое инородное тело,длительно находящееся в полости рта, повышают вероятность орального кандидоза.
  3. Знание патогенеза позволяет более тщательно подбирать методы лечения заболеваний полости рта и схемы антибиотикотерапии, дает возможность разрабатывать лекарственные средства с четкими точками приложения (например, воздействие на конкретный фактор инвазии или адгезии).

 

Список литературы:
1. Fumihiro Nishimaki, Shin-ichi Yamada et al. Relationship Between the Quantity of Oral Candida and Systemic Condition/Diseases of the Host: Oral Candida Increases with Advancing Age and Anemia// Mycopathologia 2019, Volume 184, Issue 2, pp 251–260
2. Koo H, Andes DR, Krysan DJ (2018) Candida–streptococcal interactions in biofilmassociated oral diseases. PLoS Pathog 14(12): e1007342. https://doi.org/10.1371/journal. ppat.1007342
3. Давлеева Б.А. Современные аспекты патогенеза и лечения кандидоза полости рта//Вестник Казахского Национального медицинского университета, №. 1, 2014, стр. 179-182.
4. Заградская Е.Л Показатели состояния слизистой оболочки полости рта у больных хроническим кандидозом в зависимости от степени обсемененности C. Albicans//Вестник стоматологии, № 4, 2012, стр 26-28
5. Карасов И.А. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРИБОВ РОДА CANDIDA С ИММУНОКОМПЕТЕНТНЫМИ КЛЕТКАМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1
6. Межевикина Галина Сергеевна, Дармограй Василий Николаевич, Морозова Светлана Ивановна, and Савельева Наталья Александровна. Современные аспекты этиологии и патогенеза кандидоза слизистой оболочки полости рта//Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, №. 3, 2012, стр. 152-157.
7. Сахарук Н.А.. Кандидоз полости рта // Вестник Витебского государственного медицинского университета, том 6, №. 1, 2007, стр. 88-94.