Статья:

Интерактивные и мультимедийные технологии в культурно-образовательном пространстве современного музея

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(69)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Столярова Е.А. Интерактивные и мультимедийные технологии в культурно-образовательном пространстве современного музея // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 18(69). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/69/52058 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Интерактивные и мультимедийные технологии в культурно-образовательном пространстве современного музея

Столярова Екатерина Алексеевна
магистрант Московского педагогического государственного университета, РФ, г. Москва

 

Interactive and multimedia technologies in the cultural and educational space of a modern museum

 

Ekaterina Stoliarova

Master of Moscow State Pedagogical University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема внедрения в музейную практику интерактивных и мультимедийных технологий в связи с просветительской и образовательной деятельностью современных музеев. Исследуются роль музея в образовательном процессе, а так же мультимедийные технологии, применяемые в современных музеях.

Abstract. The article deals with the problem of introducing interactive and multimedia technologies into museum practice in connection with the educational activities of modern museums, role of the museum in educational process, as well as multimedia technologies used in modern museums.

 

Ключевые слова: музей, современные технологии, интерактивные и мультимедийные технологии, музейное пространство, образовательная деятельность музеев, музейная коммуникация.

Keywords: museum, modern technologies, interactive and multimedia technologies, museum space, educational activities of museums, museum communication.

 

Использование интерактивных и мультимедийных технологий в музейном пространстве – это тема, все больше набирающая популярность в реалиях современной музейной работы.

Сегодня инновационные и интерактивные технологии являются неотъемлемым инструментом в работе музея, одним из способов взаимодействия с посетителями, средством привлечения новой аудитории, поддержания контакта с постоянными посетителями, а также как средство для получения, сохранения и передачи информации на территории музея, так и в сети Интернет.

Представления о музейной коммуникации - это результат особого взгляда на музейную действительность, вычленяющего в ней специфические коммуникационные аспекты. Музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств передачи опыта прошлых поколений и традиций, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и посетителя, обладающего правом выбора и субьективной интерпретации увиденного и услышанного. Музейная педагогика играет огромную роль в образовании и процессе становления личности за счет наглядной демонстрации памятников искусства и природы.

В процессе работы было установлено, что специалисты в музейной области выделили два направления в области музейной интерактивности: мульимедийность, создание специальных интерактивных зон, в которых будут созданы условия для активного непосредственного воздействия музейных предметов, музейных реплик и «сенсорных пробников» на все органы чувств посетителей; а также распространение интерактивного режима на работы музеев для реализации творческих возможностей не только детей, но и взрослых. Они активно применяются в рамках музейной коммуникации.

Было проведено анкетирование и представлены статистические данные по его итогам, позволившие определить роль музеев в жизни современного человека, установить место музея в качестве культурно-образовательного центра и узнать уровень привлекательности применяемых в музейном пространстве мультимедийных и интерактивных технологий. Было выявлено, что музеи, использующие интерактивные и мультимедийные технологии, пользуются большим спросом у респондентов, а также были выявлены особо привлекательные технологии: дополненная реальность, игровые интерактивные столы, виртуальные гиды, мобильные приложения, позволяющие ориентироваться в музейном пространстве. Музей вносит значительный вклад в развитие общей образованности и кругозора посетителей, повышает мотивацию к изучению культуры и искусства, знакомит с окружающим миром.

В XXI веке, как никогда, очевидно, что все сферы деятельности человека используют инновационные технологии в процессе своей работы и решения определенных задач. Мультимедийные и интерактивные технологии в музейном пространстве — стандартное явление для большинства стран, но в России они стали применяться относительно недавно и это направление продолжает активно развиваться.

В современном мире перед музеем стоит задача соответствовать не только запросам аудитории, но и самой эпохе. Музей – это живой организм, состоящий из музейных работников, посетителей, музейных коллекций. В связи с огромными объёмами информации и спектром задач, которые стоят перед музеем, он ищет новые креативные способы взаимодействия с посетителями, что реализуется через использование мультимедийных и интерактивных технологий.

Музейная педагогика является инструментом реализации культурно- образовательной функции музеев. В XXI веке она включает в себя новые необычные формы обучения, например, игровые, эвристические, интерактивные. Так как основное направление музейной педагогики – работа с младшим поколением, было установлено, что использование подобных технологий и форм обучения способствует связыванию процесса обучения с досугом, пробуждает подлинный интерес к обучению, что может быть развито при помощи других культурно-образовательных и досуговых мероприятий.

Сегодня социокультурная деятельность музея зависит от того, как именно музей воспринимается. Сегодня это научно- познавательная, культурно-развлекательная и образовательная организация. Музей играет огромную роль в процессе нравственного воспитания, выступает центром воспитания эстетического и духовного. Музей — это первоисточник информации о социальном опыте.

Каждый современный музей должен быть мультимедийным в определенной степени. Интегрируясь в музейное пространство, мультимедийные и интерактивные технологии предоставляют качественно новый облик музея, новые ресурсы для его жизнедеятельности, новые способы предоставления информации. Мультимедийное оборудование раскрывает потенциал возможностей музея в сфере творчества и эксперимента, предоставляя музейным работникам, художникам, дизайнерам новое пространство для творчества.

В рамках изучения вопроса о состоянии общественного мнения относительно применения мультимедийных и интерактивных технологий в музеях XXI века, о роли музея в воспитании личности, а также о том, как потенциальные посетители относятся к мультимедийности и интерактивности в музейном пространстве, было проведено анкетирование. Анкета была заполнена случайными пользователями сети Интернет, всего в анкетировании приняли участие шестьдесят четыре респондента. Анкета имеет двенадцать вопросов, посвященных различным аспектам, связанным с применением мультимедийности и интерактивности в музейном пространстве.

В рамках относительного анализа полученных данных анкетирования были сделаны выводы о том, что значительный процент опрошенных пользуется услугами музейных учреждений в качестве формы организации своего досуга, как источник новой информации и как место для установления новых социальных контактов, так же менее 1% опрошенных заявили, что не посещают музеи вообще. Большая часть опрошенных предпочитает посещать музеи самостоятельно, пользуясь аудиогидами, аудиоэтикетками. Респонденты считают, что музеи вносят значительный вклад в образование и воспитание личности. Кроме того, опрос помог выявить недостаточную осведомленность респондентов относительно применения инновационных технологий в музеях.

Мультимедийные и интерактивные технологии стоит применять в работе музея, только если эти технологии несут в себе информационно- познавательный эффект, если они используются как хорошо продуманный инструмент взаимодействия с аудиторией.

Таким образом, технологии в музее должны быть не самоцелью, а инструментом для выгодной презентации тематической информации.

 

Список литературы:
1. Аврутин В. Музей, анти-музей. СПб, 1995. С. 35.
2. Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса. Коммуникация и образование. Сборник статей Под ред. С.И. Дудника. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004 с.34
3. Борисова М. Культурно - образовательная деятельность музеев // Музей, 2009, No 5, с. 33.
4. Грачева Е. С. Информационные технологии в музеях как средства межкультурной коммуникации. Молодой ученый. — 2010. — No6. С.4-6
5. Чумакова В. А. Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации. Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар.науч.конф.(г. Челябинск, февраль 2015) — Челябинск: Два комсомольца, 2015 с. 6
6. Юхневич М. Ю. Интерактивность и ее мифы. Музей, 2008. N3 с.78-82