Статья:

Стратегическое планирование на предприятии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(69)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Рочева К.А., Гринь С.В. Стратегическое планирование на предприятии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 18(69). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/69/52418 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Стратегическое планирование на предприятии

Рочева Ксения Андреевна
магистрант, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров
Гринь Светлана Владимировна
канд. экон. наук, доцент, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

Strategic planning at the enterprise

 

Ksenia Rocheva

master, Vyatka state University, Russia, Kirov

Svetlana Grin

candidate of economic Sciences, associate Professor, Vyatka state University, Russia, Kirov

 

Аннотация. В современных условиях стратегическое планирование следует применять как форму регулирования экономики. В статье рассматриваются мероприятия для повышения уровня регулирования социально-экономических процессов и развития производительных сил России.

Abstract. In modern conditions, strategic planning should be used as a form of economic regulation.  The article discusses measures to improve the level of regulation of socio-economic processes and the development of the productive forces of Russia.

 

Ключевые слова: стратегическое планирование; экономическое развитие; повышение благосостояния; модернизация.

Keywords: strategic planning; economic development; welfare improvement; modernization.

 

В современной экономике происходит непрерывное развитие производительных сил вследствие прогресса технологий и развития работников. Появляются новые производственные циклы, внедряется новое оборудование, возникают принципиально новые товары, в связи с этим необходимо определить наиболее перспективные отрасли экономики для того, чтобы направить ресурсы для их приоритетного роста. Эффективно распределить ресурсы на национальном уровне, направить их использование на достижение крупных задач социально-экономического развития невозможно без целенаправленного регулирования экономики.

Эффективной формой такого регулирования выступает стратегическое планирование, нацеленное на устойчивое социально-экономическое развитие страны и ее регионов. В России принят закон о стратегическом планировании, что создало важную предпосылку для повышения уровня регулирования социально-экономических процессов. [2, с. 11]

Главной составляющей стратегического планирования является составление стратегического плана.  Стратегический план включает формулировку целей, задач и направлений деятельности, а также способы их реализации организации в долгосрочной перспективе. Как правило, стратегические планы составляются на срок 5-10 лет и более.

Стратегическое планирование может включать различные типы целевых установок: рыночные, производственные, финансово-экономические, социальные. Как правило, такие цели формулируются на качественном уровне либо в виде общих показателей.

На основе выбранной цели стратегического планирования осуществляется формирование структуры и объемов на долгосрочный период. В этот момент целью планирования является создание ряда стратегий для определения наиболее рационального пути развития предприятия. При этом решается комплекс задач: создание условий для реализации стратегии; оптимизация структуры активов и капитала; четкая дивидендная политика.

Как показывает история развития производительных сил, обновление средств производства происходит минимум за 10–12 лет, кадры готовятся минимум 15 лет и работают они не меньше 20 лет. Следовательно, стратегическое планирование должно иметь горизонты не менее 10–15 лет.

Стратегическое планирование, став долгосрочным, позволит успешнее, чем сейчас, реализовать крупнейшие проекты, подобно строительству нового космодрома, созданию и производству новых видов вооружений, на реализацию которых необходимы многие годы. Следует иметь в виду, что программирование как элемент стратегического планирования в настоящее время имеет характер разработки ряда программ. При важности каждой из них все они имеют тот недостаток, что непосредственно затрагивают решение какой-либо отдельной проблемы. Между тем, все проблемы, так или иначе, связаны между собой, и эта связь должна быть отражена в программирование. На наш взгляд, это требует перехода от использования отдельных программ к разработке единой программы социально-экономического развития страны, о чем обоснованно пишет, например, О.А. Мазур. [4, с. 27]

Такая программа могла бы предусматривать этапы технической модернизации производственной базы страны, прежде всего – обрабатывающих производств. Без решения этой задачи невозможно обеспечить высокие темпы экономического роста, осуществить импортозамещение в объемах, необходимых для обеспечения устойчивого развития в условиях внешнеэкономических санкций. [5, с. 18]

Такая программа должна содержать и достаточно конкретные меры, нацеленные на повышение народного благосостояния. Только при этом условии она получит заинтересованную поддержку общества. Без такой поддержки любой, даже самый хороший программный документ останется нереализованным.

Благосостояние включает очень много аспектов: от уровня доходов до обеспеченности жильем. Комплексный характер программы позволит их решать существующие здесь проблемы последовательно и в увязке друг с другом. [1, с. 25]

Ключевой проблемой повышения благосостояния, если не в ближайшей, то в среднесрочной перспективе, выступает, на наш взгляд, сокращение рабочего дня. Такое сокращение является не только результатом, но и предпосылкой повышения производительности труда. Работники, располагающие дополнительным свободным временем, способны систематически повышать квалификацию и проходить профессиональную переподготовку в соответствии с требованиями эффективного использования новой техники. Хорошо известно, что сокращение рабочего дня способствует повышению интенсивности труда, иногда и непроизвольному.

Немаловажно, что постановка и решение задачи сокращения рабочего дня увязывается с задачей обновления технической базы обрабатывающих производств: именно такое обновление обеспечивает экономию труда, преобразуемую в прирост свободного времени. Следовательно, в действие приводится материальная заинтересованность работников в реализации программы социально-экономического развития страны, что придаст эффективность стратегическому планированию.

Наверное, преждевременно стать вопрос о сокращении рабочих смен до трех часов, что прогнозировал Кейнс применительно к 2030 году. Этого рубежа при нынешних темпах повышения производительности труда, при тенденции сокращения количества занятых в производстве к указанному сроку не достичь. И все же переход к 6-часовому рабочему дню в современной России вполне возможен. Это будет лишь на 1 час меньше, чем рабочий день в начале 1930 – годов, когда техника и технологии были, по современным меркам, малоэффективными. [3, с. 8]

Таким образом, стратегическое планирование, осуществляемое  с учетом рассмотренных предложений, способно стать необходимым условием развития производительных сил России.

 

Список литературы:
1. Афанасьев К.С., Казеннов А.С., Попов М.В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики. Издательство ЛГУ им. А.С. Пушкина. - Санкт-Петербург, 2017.
2. Кейнс Дж.М. Экономические возможности наших внуков. Вопросы экономики. – Москва, 2017. № 6.
3. Лядова Е.В. Снижение трудоемкости общественного продукта как закономерность экономического развития многих стран. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». – Москва, 2017. №7.
4. Мазур О.А. Развитие работников современной России. - Санкт-Петербург, 2018 . №3
5. Малявина И.Ю. Динамика периодов нерабочего времени в России. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – Нижний Новгород, 2016. № 3.