Статья:

Концепция символической власти Пьера Бурдье

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Ульянина А.П., Юдин А.Н. Концепция символической власти Пьера Бурдье // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/52991 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Концепция символической власти Пьера Бурдье

Ульянина Анна Павловна
студент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск
Юдин Алексей Николаевич
студент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

Одной из тенденций, определяющих лицо современного постиндустриального мира, выступает символизация общественно-властных отношений. Одним из первых, кто, изучал данный феномена, пришел к выводу о том, что «символическая власть» приобретает статус влиятельного фактора социально-политических отношений, стал французский социолог Пьер Бурдье.

Пьер Бурдье – философ и один из самых влиятельных социологов двадцатого столетия. Его работы внесли колоссальный вклад в понимание механизмов работы общества. Его подход к изучению, пренебрежение делением на дисциплины, стирание границ в выборе методов изучения. В своих исследованиях он собрал приёмы из многих наук, таких как: философия, история, политика и другие. Кроме литературы, права, науки он уделял большое внимание власти, и его собственной концепции символического и политического поля.

Согласно его концепции, условия современного мира таковы, что субъект управления обретает возможность реализации своих интересов на новом уровне. Для того чтобы заставить объект двигаться в желаемом направлении, отвечающем собственным интересам и установкам, часто достаточно использовать символическое давление, обходя традиционные методы воздействия, основанные на классических средствах господства и управления.

Для обозначения данного фактора Пьер Бурдье в своей концепции употребляет определение агента, которое в широком смысле не равно общепринятым понятиям субъекта и индивида. Оно обозначает целенаправленное, подсознательное осуществление индивидами общественной деятельности, которая подразумевает борьбу за сохранение либо изменение занимаемой позиции на более выгодную в социальном пространстве и позиции классе.

Для определения и рассмотрения сути социальных отношений Бурдье предложил использовать два принципиальных подхода:

1) структурализм — в социальной системе существуют объективные структуры, которые не зависят от сознания и воли людей, но могут стимулировать их на те или иные действия и стремления

2) конструктивизм — действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации.

В данной концепции символическое поле - это система отношений различных агентов, которые не зависят от физического существования индивидов, занимающих эти позиции. Предрасположенность агента к некоторому действию во большей степени зависит от средств, которыми они располагают. Для обозначения таких средств Бурдье использует понятие капитал. 

Экономический капитал представляет из себя разнообразие экономических ресурсов, которые агент может использовать. Культурный капитал - ресурсы культурной природы: образование, полученной агентом, авторитет оконченного индивидом учебного заведения. Социальный капитал – средства, связанные с принадлежностью индивида к конкретной социальной группе. Символический капитал – это то, что обычно называется именем, престижем, репутацией.  Так же существует специфический капитал, он имеет ценность, лишь находясь в пределах некоторого поля, при определенных условиях он обратим в другой тип капитала. Капиталы обладают способностью взаимозамещения.

Поле представляет из себя взаимоотношение сил и борьбы, которая направлена на преобразование данных отношений и, следовательно, это место непрекращающегося изменения. Таким образом данная структура поля есть состояние соотношения сил между агентами или институциями, вовлеченными в борьбу, в которой распределение специфического капитала, который копится по ходу борьбы, управляет будущими стратегиями. 

Символическая борьба бывает двух видов: индивидуальная - индивиды борются за существование и коллективная - имея свою специфическую логику, она относится к организованной политической жизни.  В политике символическая борьба совершается посредством аргументов, призванных склонить на сторону специалиста как можно большее количество людей. В действии символическая борьба навязывает свое видение социального мира, который находится в основе политической игры. 

Социальная сфера в понимании Пьера Бурдье - это два взаимозависимых измерения: субъективное и объективное. Определённый приоритет отдаётся объективным структурам. Итак, если внимательно рассматривать эти измерения и их отношения, то в некотором смысле они не зависят от воли и сознания индивидов, совершающих социальные взаимодействия, но при этом ограничиваются восприятием. 

Структура социального пространства определяется для каждого отдельно взятого момента времени, в который происходит распределение капитала и экономической прибыли, непохожих для всех полей. Интересно в этой системе, что не только капитал, прибыль или пространство могут быть объектом борьбы, но и сами цели и ставки. 

Желания и понимание ситуации индивидами может активно меняться в прямой пропорции позиции  и от их габитуса, понимаемого здесь как  сочетание систем и схем восприятия и оценивания, как когнитивные и развивающие структуры, которые агенты получают в ходе их жизненного опыта в каком-то положении в социальном мире и которые приводят гражданина к единому стилю жизни, новой позиции по отношению к миру. 

Габитус порождается средой, «классом условий существования», путем их преобразования индивидом; это результат собственной истории и его социального опыта. Габитус является базой для нового опыта, который, изменяет изначальные ментальные структуры. А значит, габитус напрямую зависит от социальной направленности каждого субъекта.

Социальное пространство по Бурдье - это конструкт, который можно понять с помощью логики, это среда, активное пространство для осуществления индивидами своих потребностей и их социальных взаимоотношений. Социальное пространство не является физически познаваемым, хотя оно стремится к реализации в материальном мире. Если определять социальное  пространство через социальные поля Бурдье, то мы получим совокупность специфических полей, обладающих определенной общностью. Индивиды, владеющие этой совокупностью становятся обладателями символического капитала. Схема рассредоточения различных видов капитала в социальных полях упорядочивает социальное пространство и таким образом концепция Бурдье становится рабочей.

Социальное пространство можно разделить на два направления - субстанциональное и реляционное. Пространство как субстанция - это сущность, которая, не являясь материей, существует одновременно с ней. Но когда мы подходим к рассмотрению социального пространства с реляционной точки зрения, то пространство видится как взаимодействия объектов, порядок их отношений. При этом подразумевается, что без отношений объектов пространства не существует.

Символическое насилие определяется как власть,  навязывающая значения и заставляющая признать их законными, сокрыв, что в ее основании преимущественно лежат  отношения, основанные на сил. Данные отношения складываются между группами или классами конкретной социальной общности. При этом символическое насилие вдобавок предоставляет свою собственную силу к сложившимся силовым отношениям. Одним из важнейших способов реализации власти символического насилия является учебный процесс, его педагогическое воздействие, которое происходит в семье и в педагогических учреждениях всех уровней.

Главным недостатком концепции политической и символической власти П. Бурдье является почти полное отсутствие представлений о процессах политического управления, которое хорошо просматривается в системной теории, а главным достоинством - многоуровневая рассеивание индивидов по нескольким полям и переменным.

Символическая власть - это превращенная, неузнаваемая, преображенная и законная форма власти, подчиненная другим формам власти. Невозможно преодолеть альтернативу энергетических моделей, описывающих социальные отношения как силовые отношения, — кибернетическим моделям, превращающим их в отношения коммуникации, если мы не обратимся к анализу законов преобразования, управляющих преобразования разных видов капитала в символический капитал, способный приводить к реальным результатам без ощутимых затрат энергии.

 

Список литературы:
1. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдье // Социология социального пространства / П. Бурдье. – СПб., Алетейя, 2007. – С. 64-86. 
2. Бурдье П. Политическое представление / П. Бурдье // Социология социального пространства / П. Бурдье. – СПб., Алетейя, 2007. – С. 179-220.  
3. Шматко Н. А. Введение в социоанализ П. Бурдье / Н. А. Шматко // П. Бурдье. – Социология политики. – М., Socio–logos, 1993. – С. 7-26. 
4. Бурдье П. Мужское господство. Пер. с фр. Марковой Ю.В. Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб. Алетейя, 2005. 
5. Маршенкулова З. Х. Женская власть/ З. Х. Маршенкулова/ Н. А. Ильина// Женский голос / З. Маршенкулова. - М., АСТ, 2019., С. 42-50.