Эволюция и развитие определения человеческого капитала
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Эволюция и развитие определения человеческого капитала
Аннотация. В статье рассказывается о концепции человеческого капитала, о разных подходах к определению данной социально-экономической категории, о необходимости изучения и развития такого рода капитала. Данную тему можно считать актуальной, так как основная мысль концепции человеческого капитала заключается в развитии знаний, умений и навыков человека так важных для современного типа экономики – экономики знаний.
Abstract. The article describes the concept of human capital, different approaches to the definition of this socio-economic category, the need to study and develop this kind of capital. This topic can be considered relevant, since the main idea of the concept of human capital is the development of knowledge, skills and abilities of man so important for the modern type of economy – the knowledge economy.
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, инвестиции.
Keywords: human capital, education, investment.
Одной из важнейших проблем современности является недопонимание важности человеческого капитала в социально-экономической системе. А именно человек остается ключевым звеном производственно-хозяйственной деятельности. От знаний и умений человека зависит как будут организованы и выполнены те или иные процессы в организации.
На сегодняшний день развитие организации не может быть обеспечено лишь традиционными методами ведения деловой активности и управления персоналом. С приходом инновационной экономики возросла ценность знаний, являющихся в новых экономических условиях важным компонентом приобретения конкурентных преимуществ на рынке. В современных условиях необходимо перенаправление активности организации на накопление человеческого капитала, составляющего основу производственных процессов и способного превратить нематериальные активы в источники дохода.
Концепция человеческого капитала сформировалась в 60-х годах XX столетия американскими экономистами Т. Шульцом и Г. Беккером.
Термин «человеческий капитал» был использован впервые Т. Шульцом, под ним ученый подразумевал совокупность инвестиций в человека, способствующих повышению его способности к труду. Среди факторов экономического роста Т. Шульц выделил образование, так как полагал, что качество рабочей силы является таким же итогом вложений дополнительных средств в образование, как технический прогресс – итогом инвестиций на совершенствование и повышение продуктивности производства. Ученым было доказано, что человеческий капитал способен накапливаться и воспроизводится, так как обладает всеми необходимыми признаками и свойствами производственного характера [8, с 32].
Т. Шульц внес весомый вклад в развитие концепции человеческого капитала на ее начальном этапе. Одним из первых определил, что человеческий капитал является основным производственным фактором инновационно направленной экономики.
Г. Беккер не менее выдающийся ученый, последователь Т. Шульца продолжил развивать идею и одним из первых рассмотрел понятие человеческий капитал на микроуровне. По мнению автора, затраты на образование и обучение составляют основу инвестиций в человеческий капитал работников организации. Путем сопоставления выгод от образования и издержек Г. Беккер рассчитал экономическую эффективность вложений в образование. При расчете дополнительного дохода от получения высшего образования Г. Беккер вычитал пожизненные доходы лиц со среднем общим образованием из пожизненного заработка лиц с высшим образованием. Издержки образования состояли из прямых затрат на его получение и из недополученных человеком денежных средств за время обучения.
При помощи статистических материалов Г. Беккер доказал, что образование один из факторов увеличения доходов наемных рабочих, работодателей и государства. В следствии чего инвестиции в образование признали перспективными капиталовложениями, приносящими доход.
За труды в области развития концепции человеческого капитала Т. Шульц и Г. Беккер были удостоены Нобелевских премий, свидетельствующих о значимом вкладе американских экономистов в теорию о возросшем влиянии человеческого капитала, как фактора конкурентоспособности организации.
Начиная с 1990-х гг. ряд российских ученых посвятили свои труды отдельным аспектам концепции человеческого капитала, его структуре и развитию.
Так А. В. Корицкий занимался разработкой методов количественной оценки человеческого капитала и оценкой инвестиций в образование. Основной акцент в своих исследованиях автор делает на вложения в образование и подготовку рабочих на производстве, по мнению А. В. Корицкого именно эти виды вложений способны повысить уровень знаний рабочих и увеличить объем человеческого капитала в организации. Так же ученый подчеркивает, что затраты на охрану здоровья, медицинское обслуживание, миграцию рабочей силы и рождение детей являются формой воспроизводства человеческого капитала [5, с. 9].
С. А. Дятлов определил человеческий капитал как результат вложений в определенный запас знаний, способностей, навыков, здоровья и мотиваций человека, которые рационально использованы в определенной сфере и способствуют увеличению его доходов, росту производительности труда и эффективности производства [3, с. 17].
И. А. Никитин и В. И. Романчин трактуют человеческий капитал как сформированный в результате инвестиций запас здоровья, знаний, способностей, навыков и мотиваций, который при целесообразном использовании приведет к росту доходов человека, организации и государства [6].
Р. И. Капилюшников и А. И. Добрынин обозначают человеческий капитал как определенный запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, воплощенных в человеке. Авторы так же утверждают, что человеческий капитал является накопленными затратами на образование, специальную подготовку, здравоохранение и миграцию рабочей силы [4, с. 96].
Б. М. Генкин анализирует человеческий капитал с позиции экономики и социологии. По его мнению, человеческий капитал - это совокупность таких качеств человека, как врожденные способности, образование, профессионализм, мобильность, которые в свою очередь являются источником дохода для индивида, его семьи и общества в целом [2, с. 46].
В. Щетинин в своем исследование заостряет внимание на неоднозначности определения человеческого капитала. В узком смысле образование является одним из составляющих человеческого капитала и в будущем служит источником дохода. В широком смысле человеческий капитал формируется за счет инвестиций в образование, здравоохранение и миграцию [7, с. 42].
Рассмотрев подходы к трактовке понятия человеческий капитал можно сказать, что на сегодняшний день не существует четко сформулированного определения данному термину. А в научных трудах его принято рассматривать узком и широком смыслах. Первоначально человеческий капитал определяли только как инвестиции в высшее образование. Впоследствии благодаря исследованиям понятие человеческого капитала было расширено и в его состав помимо инвестиций в образование были включены затраты на здравоохранение, миграцию, культуру, науку и искусство [1, с. 3].
Стоит сказать, что в настоящее время концепция развития человеческого капитала достаточно подробно рассмотрена отечественными и зарубежными учеными. Определены основные факторы развития и воспроизводства. Так же следует заметить, что человеческий капитал сложная социально – экономическая категория и включает в себя элементы таких наук и дисциплин, как экономика, психология, социология и других.