Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ: проблемы и перспективы совершенствования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ: проблемы и перспективы совершенствования
Аннотация. Правовая регламентация по вопросам бухгалтерского учета занимает очень важную роль в экономической жизни страны, так как достоверный и объективное отражение фактов хозяйственной жизни экономических субъектов в России существенно оказывает влияние на эффективность осуществления финансово-хозяйственной деятельности, как предприятий, так и в целом всей страны. Но проблемы по вопросам регулирования бухучета стоят в России еще остро, замедляя при этом основные процессы развития.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, нормативное регулирование, нормативные документы, бухгалтерская отчетность.
Нормативное регулирование - это один из элементов системы бухгалтерского учета и формирования отчетности наряду с принципами учета и методикой раскрытия показателей отчетности.
Ведение бухгалтерского учета производится в соответствии с нормативными документами, у которых имеется разный статус. Одни обязательны к применению: Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету – ПБУ; другие несут в себе рекомендательный характер: план счетов, методические указания, комментарии. В зависимости от статуса и назначения нормативные документы можно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятиях;
2-й уровень: стандарты и положения по бухгалтерскому учету и отчетности;
3-й уровень: методические рекомендации и указания, инструкции, комментарии, письма Минфина Российской Федерации и иных ведомств;
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Главную роль в системе нормативного регулирования выполняет ФЗ от 06.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором бухгалтерской отчетности посвящены статьи с 13 по 19.
Уровни 1-й и 2й носят обязательный характер, а 3-й и 4-й несут собой рекомендательный характер либо действуют в отдельной отрасли (организации). Установленные данными документами состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности предприятия максимально приближены к нормам, которые отражены в директивах Европейского Сообщества и международных стандартах финансовой отчетности.
Организация бухгалтерской отчетности регулируется следующими нормативными актами:
-Федеральный закон от 6.12.2011г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 29.07.18);
-Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29.07 98 г. № 34н (ред. От 11.04.18);
-Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» - ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06 .07 99г. № 43н (ред. от 8.11 10г, с изменениями от 29.01.18);
-План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10 2000г. № 94н (ред. от 8.11. 10г);
-Приказ Минфина России от 2.07.10 г № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (ред. от 4. 12.12 г).
Предприятия, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, которые регулируют бухгалтерский учет, самостоятельно могут формировать свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Обязательное условие разработки собственных форм отчетности для предприятия - сохранение принципов построения форм бухгалтерской отчетности, то есть сохранение кодов строк, итогов разделов и групп статей бухгалтерского баланса в соответствии с унифицированной формой.
Нормы действующего Федерального Закона № 402-ФЗ, которые наделяют бухучет только лишь контрольными функциями и берут основы от устаревших принципов и стандартов, что не дает ему занять свое главное место, а именно выступать главным источником в информационном обеспечении с целью управления хозяйствующими субъектами. Причина этому, изданные на основе Закона «О бухгалтерском учете» нормативные документы, которые довольно часто юридически и экономически не обоснованы и довольно противоречивы.
В последнее года в России ведется очень активная работа по усовершенствованию ведения бухучета. Но все же усовершенствование бухучета путем разработок отдельных видов стандартов не совсем в полной мере адекватно подходит потребностям реформирования, по причине того, что в ряде некоторых случаев изданные стандарты противоречат Федеральному Закону «О бухгалтерском учете», а это серьезно затрудняет их применение бухгалтерами в практике и возникает большое множество вопросов.
Реформирование бухгалтерского учета – это процесс преобразований, который происходит в области бухгалтерского учета и вытекающих из общего процесса экономических реформ в РФ, включая изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды. Реформирование включает в себя разработку норм и правил постановки, и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, адекватных требованиям современной экономики.
Основные задачи реформ заключены в следующем: сформировать систему стандартов учета и отчетности, которые будут обеспечивать полезной информацией пользователей; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в РФ с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказывать помощь предприятиям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Считаю, что особенно главными направлениями по совершенствованию нормативной базы бухучета и отчетности в Российской Федерации будут выступать:
- предоставление открытости, полезности и ясности бухгалтерской финансовой отчетности для заинтересованных в этом пользователей, также нельзя забывать и о для иностранных инвесторах. Для этого нужно использовать Международные стандарты как основу для разработки необходимых положений и иных нормативно-правовых актов по бухучету для конкретных условий соврменной рыночной экономики. Это непременно отвечает требованиям Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ вплоть до 2020 года по вопросам усиления прозрачности ведения бизнеса в нашей стране;
- приоритетность экономического содержания фактов осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов над их юридической формой при составлении бухгалтерской финансовой отчетности. Это непременно связано с тем, что отставание законодательства РФ требует к себе установления отдельных и необходимых норм и правил ведения бухучета, которые не в полной мере опираются на правовые нормы, а в большей степени делают упор на реальные операции и экономические факты;
Российская Федерация довольно активно принимает участие в процессе осуществления мировой экономической интеграции как на государственном, так и на уровне подотраслей, экономических субъектов хозяйствования. В современном мире главным достижением в развитии бухучета и отчетности является то, что многие предприятия стали переходить на применение Международных стандартов в осуществлении своей хозяйственной деятельности.