Статья:

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ: проблемы и перспективы совершенствования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Кащеева О.М., Измалкова И.В. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ: проблемы и перспективы совершенствования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/53410 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ: проблемы и перспективы совершенствования

Кащеева Оксана Михайловна
студент ФГОБУВО «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации» Липецкий филиал, РФ, г. Липецк
Измалкова Ирина Валерьевна
старший преподаватель, ФГОБУВО «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации» Липецкий филиал, РФ, г. Липецк

 

Аннотация. Правовая регламентация по вопросам бухгалтерского учета занимает очень важную роль в экономической жизни страны, так как достоверный и объективное отражение фактов хозяйственной жизни экономических субъектов в России  существенно оказывает влияние на эффективность осуществления финансово-хозяйственной  деятельности,  как предприятий, так и в целом всей страны. Но проблемы по вопросам регулирования бухучета стоят в России еще остро, замедляя при этом основные процессы развития.

 

Ключевые слова: бухгалтерский учет, нормативное регулирование, нормативные документы, бухгалтерская отчетность.

 

Нормативное регулирование - это один из элементов системы бухгалтерского учета и формирования отчетности наряду с принципами учета и методикой раскрытия показателей отчетности.

Ведение бухгалтерского учета производится в соответствии с нормативными документами, у которых имеется разный статус. Одни обязательны к применению: Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету – ПБУ; другие несут в себе рекомендательный характер: план счетов, методические указания, комментарии. В зависимости от статуса и назначения нормативные документы можно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятиях;

2-й уровень: стандарты и положения по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации и указания, инструкции, комментарии, письма Минфина Российской Федерации и иных ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Главную роль в системе нормативного регулирования выполняет ФЗ от 06.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором бухгалтерской отчетности посвящены статьи с  13 по 19.

Уровни 1-й и 2й носят обязательный характер, а 3-й и 4-й несут собой рекомендательный характер либо действуют в отдельной отрасли (организации).  Установленные данными документами состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности предприятия максимально приближены к нормам, которые отражены в директивах Европейского Сообщества и международных стандартах финансовой отчетности.

Организация бухгалтерской отчетности регулируется следующими нормативными актами:

-Федеральный закон от 6.12.2011г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 29.07.18);

-Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29.07 98 г. № 34н (ред. От 11.04.18);

-Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» - ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от  06 .07 99г.  № 43н (ред. от 8.11 10г, с изменениями от 29.01.18);

-План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10 2000г. № 94н (ред. от 8.11. 10г);

-Приказ Минфина России от 2.07.10 г № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (ред. от 4. 12.12 г).

Предприятия, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, которые регулируют бухгалтерский учет, самостоятельно могут формировать свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Обязательное условие разработки собственных форм отчетности для предприятия - сохранение принципов построения форм бухгалтерской отчетности, то есть сохранение кодов строк, итогов разделов и групп статей бухгалтерского баланса в соответствии с унифицированной формой.

Нормы действующего Федерального Закона № 402-ФЗ, которые наделяют бухучет только лишь контрольными функциями и берут основы  от устаревших принципов и стандартов, что не дает ему  занять свое главное место, а именно выступать главным источником в информационном обеспечении с целью управления хозяйствующими субъектами. Причина этому, изданные на основе  Закона «О бухгалтерском учете» нормативные документы, которые довольно часто  юридически и экономически не обоснованы и довольно противоречивы.

В последнее года в России ведется очень активная работа по усовершенствованию  ведения бухучета. Но все же усовершенствование бухучета путем разработок отдельных видов стандартов не  совсем в полной мере адекватно подходит потребностям реформирования, по причине того, что в ряде некоторых случаев изданные стандарты противоречат Федеральному Закону «О бухгалтерском учете», а это серьезно затрудняет их применение бухгалтерами в практике и возникает большое множество вопросов.

Реформирование бухгалтерского учета – это процесс преобразований, который происходит в области бухгалтерского учета и вытекающих из общего процесса экономических реформ в РФ, включая изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды. Реформирование включает в себя разработку норм и правил постановки, и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, адекватных требованиям современной экономики.

Основные задачи реформ заключены в следующем: сформировать систему стандартов учета и отчетности, которые будут обеспечивать полезной информацией пользователей; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в РФ с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказывать помощь предприятиям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Считаю, что особенно главными направлениями по совершенствованию нормативной базы бухучета и отчетности в Российской Федерации будут выступать:

- предоставление открытости, полезности и ясности бухгалтерской финансовой отчетности для заинтересованных  в этом пользователей, также нельзя забывать и о  для иностранных инвесторах. Для этого нужно использовать Международные стандарты как основу  для разработки необходимых положений и иных  нормативно-правовых актов по бухучету для конкретных условий соврменной рыночной экономики. Это непременно отвечает требованиям Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ  вплоть до 2020 года по вопросам усиления прозрачности ведения бизнеса в нашей стране;

- приоритетность экономического содержания фактов осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов над их юридической формой при составлении бухгалтерской финансовой отчетности. Это непременно связано с тем, что отставание законодательства РФ требует к себе установления отдельных и необходимых норм и  правил ведения бухучета, которые не в полной мере опираются на правовые нормы, а в большей степени  делают упор на реальные операции и экономические факты;

Российская Федерация  довольно активно принимает участие в процессе осуществления мировой экономической интеграции как на государственном, так и на уровне подотраслей, экономических субъектов хозяйствования. В современном мире главным достижением в развитии бухучета и отчетности является то, что многие предприятия стали переходить на применение Международных стандартов в осуществлении  своей хозяйственной деятельности.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О бухгалтерском учете"
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
3. Приказ Минфина России от 28.12.2015 N 217н "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации" 
4. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет с основами МСФО: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.М. Дмитриева. - Люберцы: Юрайт, 2016
5. Касьянова, Г.Ю. Посредничество: правовое регулирование, бухгалтерский и налоговый учет / Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2012. - 304 c.
6. Безруких, П.С. Новое в бухгалтерском учете в Российской Федерации: Сборник нормативных документов с комментариями; М. Контакт - Москва, 2013
7. Анциферова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет: Практикум / И.В. Анциферова. - М.: Дашков и К, 2016.