Разработка бизнес-плана по международному стандарту UNIDO
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Разработка бизнес-плана по международному стандарту UNIDO
Каждый предприниматель на первоначальном этапе планирования и внедрения своего проекта прибегает к составлению экономической программы пошагового выполнения будущих бизнес-операций. Такую программу принято считать бизнес-планом, то есть, краткосрочное или долгосрочное планирование хозяйственно-финансовой деятельности фирмы, позволяющее получить желаемый результат с минимальными рисками потери вложенных средств.
Бизнес-план – это всестороннее обоснование проекта и среды, в которой он реализуется, а также оценка эффективности методов управления, способствующих достижению поставленных целей [1].
В нашей стране признание получили несколько стандартов (проектов) бизнес-планирования:
проект ЕБРР, разработанный Европейским банком реконструкции и развития;
стандарт TACIS (Technical assistance for the Commonwealth of Independent States) - техническая помощь Содружеству Независимых Государств), разработанный Европейским союзом;
стандарт UNIDO (United Nations Industrial development organization), разработанный организацией по промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству ООН;
проект KPMG International (KPMG International Cooperative), разработанный швейцарской консалтинговой ассоциацией;
стандарт МБРР (структура Мирового банка (World bank), разработанный Мировым банком реконструкции и развития;
проект МФК (структура Мирового валютного фонда), разработанный Международной финансовой корпорацией [2, с. 108].
Вышеперечисленные международные стандарты бизнес-планирования являются проверенными и надежными, они получили одобрение от российских и зарубежных опытных инвесторов.
В данной статье мы подробно остановимся на рассмотрении стандарта UNIDO потому, что в России практически все методики, предназначенные для разработки бизнес-планов, в том числе на уровне государства и инвесторов (финансовые учреждения), в большей степени основаны именно на рекомендациях UNIDO. Этот стандарт принят в компаниях, работающих на американских и европейских рынках. Он является одним из самых подробных, поэтому подходит начинающим предпринимателям. В методике UNIDO большее внимание уделяется маркетингу, производственному блоку и обоснованию экономической эффективности проекта. Относительно будущей продукции информация раскрывается в разрезе действующего производства и выпуска новых товаров/услуг (в динамике от 2 до 5 лет) [3].
Таблица № 1.
Макет бизнес-плана стандарта UNIDO
Пункт/ подпункт |
Стандарт UNIDO |
1. |
Резюме |
2. |
Описание предприятия и отрасли |
2.1. |
Общие сведения о предприятии |
2.1.1. |
Финансово-экономические показатели деятельности предприятия |
2.1.2. |
Структура управления и кадровый состав |
2.1.3. |
Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы |
2.2. |
Отрасль экономики и ее перспективы |
2.3. |
Партнерские связи и социальная активность |
3. |
Описание продукции (услуг) |
3.1. |
Наименование продукции (услуги) |
3.2. |
Назначение и область применения |
3.3. |
Краткое описание и основные характеристики |
3.4. |
Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им |
3.5. |
Патентоспособность и авторские права |
3.6. |
Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции |
3.7. |
Степень готовности к выпуску и реализации продукции |
3.8. |
Наличие сертификата качества на продукцию |
3.9. |
Безопасность и экологичность |
3.10. |
Условия поставки и упаковка |
3.11. |
Гарантии и сервис |
3.12. |
Эксплуатация |
3.13. |
Утилизация после окончания эксплуатации |
4. |
Маркетинг и сбыт продукции (услуг) |
4.1. |
Описание требований потребителей к продукции (услуге) и возможностей удовлетворить эти требования. |
4.2. |
Описание конкуренции |
4.3. |
Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон |
4.4. |
Анализ возможностей предприятия |
4.5. |
Описание рынка сбыта продукции (услуги) |
4.6. |
Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления (полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание) |
4.7. |
Описание канала сбыта продукции (услуги): магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др. |
4.8. |
Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках |
4.9 |
Цена и объем сбыта продукции |
4.10. |
Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены |
5. |
Производственный план |
5.1. |
Общие сведения о предприятии |
5.1.1. |
Описание месторасположения предприятия |
5.1.2. |
Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта |
5.1.3. |
Используемая технология и уровень квалификации исполнителей |
5.1.4. |
Потребность в площадях |
5.1.5. |
Кадровое обеспечение |
5.1.6. |
Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих |
5.2. |
Объем производства |
5.3. |
Расходы па персонал |
5.3.1. |
Затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтера, плановики и т.д.) |
5.3.2. |
Затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.) |
5.3.3. |
Затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана) |
5.4. |
Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия (по каждому виду продукции или услуг) |
5.5. |
Смета текущих затрат |
5.5.1. |
Расчет переменных издержек: - затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия; - затраты на производственный персонал; - затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях) |
5.5.2. |
Расчет постоянных издержек: - затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия); - торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт); - административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.) |
6. |
Организационный план |
6.1. |
Организационно-правовая форма собственности |
6.2. |
Организационная структура |
6.3. |
Команда проекта |
6.4. |
График реализации проекта |
6.5. |
Механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей |
7. |
Финансовый план |
7.1. |
Затраты подготовительного периода |
7.2. |
Затраты текущего (основного) периода |
7.3. |
Расчет поступлений от проекта |
7.4. |
Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга) |
7.5. |
Расчет налоговых платежей |
7.6. |
Другие поступления и выплаты |
7.7. |
Отчет о прибылях и убытках |
7.8. |
Поток реальных денег |
7.9. |
Прогнозный баланс |
8. |
Направленность и эффективность проекта |
8.1. |
Направленность и значимость проекта |
8.2. |
Показатели эффективности реализации проекта |
8.3. |
Анализ чувствительности проекта |
9. |
Риски и гарантии |
9.1. |
Предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства |
9.2. |
Гарантии возврата средств партнерам и инвесторам |
10. |
Приложения |
10.1. |
Полная информация о компании (регистрационные документы и пр.). |
10.2. |
Фотографии, чертежи, патентная информация о продукции |
10.3. |
Результаты маркетинговых исследований. |
10.4. |
Фотографии и схемы предприятия |
10.5. |
Схемы по организационной структуре предприятия |
10.6. |
Финансово-экономические расчеты (таблицы, графики) |
10.7. |
Нормативные документы и законодательные акты, подтверждающие описанные риски по проекту |
Следует отметить, что стандарт UNIDO получил в России наибольшее распространение. В немалой степени этому способствовал тот факт, что большинство известных на данный момент компьютерных систем для бизнес-планирования, опираются на эту методику. Например, программные средства COMFAR (Computer model for feasibility analysis and reporting) и PROPSPIN (Project profile screening and pre-appraisal information system), приобретаются на коммерческой основе любым российским физическим или юридическим лицом в московском представительстве организации UNIDO) [4].
В завершении хотелось бы отметить, что составление бизнес-плана по методике UNIDO намного сложнее, чем проектирование обычного бизнес-плана. Но стандарты UNIDO имеют мировое признание, над их составлением трудились ведущие специалисты в сфере промышленного инвестирования. Поэтому ориентироваться на них весьма полезно.