Статья:

Разработка бизнес-плана по международному стандарту UNIDO

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Горюнова С.А. Разработка бизнес-плана по международному стандарту UNIDO // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/53460 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Разработка бизнес-плана по международному стандарту UNIDO

Горюнова Светлана Александровна
студент РАНХиГС, РФ, г. Москва

 

Каждый предприниматель на первоначальном этапе планирования и внедрения своего проекта прибегает к составлению экономической программы пошагового выполнения будущих бизнес-операций. Такую программу принято считать бизнес-планом, то есть, краткосрочное или долгосрочное планирование хозяйственно-финансовой деятельности фирмы, позволяющее получить желаемый результат с минимальными рисками потери вложенных средств.

Бизнес-план – это всестороннее обоснование проекта и среды, в которой он реализуется, а также оценка эффективности методов управления, способствующих достижению поставленных целей [1].

В нашей стране признание получили несколько стандартов (проектов) бизнес-планирования:

проект ЕБРР, разработанный Европейским банком реконструкции и развития;

стандарт TACIS (Technical assistance for the Commonwealth of Independent States) - техническая помощь Содружеству Независимых Государств), разработанный Европейским союзом;

стандарт UNIDO (United Nations Industrial development organization), разработанный организацией по промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству ООН;

проект KPMG International (KPMG International Cooperative), разработанный швейцарской консалтинговой ассоциацией;

стандарт МБРР (структура Мирового банка (World bank), разработанный Мировым банком реконструкции и развития;

проект МФК (структура Мирового валютного фонда), разработанный Международной финансовой корпорацией [2, с. 108].

Вышеперечисленные международные стандарты бизнес-планирования являются проверенными и надежными, они получили одобрение от российских и зарубежных опытных инвесторов.

В данной статье мы подробно остановимся на рассмотрении стандарта UNIDO потому, что в России практически все методики, предназначенные для разработки бизнес-планов, в том числе на уровне государства и инвесторов (финансовые учреждения), в большей степени основаны именно на рекомендациях UNIDO. Этот стандарт принят в компаниях, работающих на американских и европейских рынках. Он является одним из самых подробных, поэтому подходит начинающим предпринимателям. В методике UNIDO большее внимание уделяется маркетингу, производственному блоку и обоснованию экономической эффективности проекта. Относительно будущей продукции информация раскрывается в разрезе действующего производства и выпуска новых товаров/услуг (в динамике от 2 до 5 лет) [3].

Таблица № 1.

Макет бизнес-плана стандарта UNIDO

Пункт/

подпункт

 

    Стандарт UNIDO    

1.

Резюме

2.

Описание предприятия и отрасли

2.1.

Общие сведения о предприятии

         2.1.1.

Финансово-экономические показатели деятельности предприятия

        2.1.2.

Структура управления и кадровый состав

        2.1.3.

Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы

2.2.

Отрасль экономики и ее перспективы

2.3.

Партнерские связи и социальная активность

3.

Описание продукции (услуг)

3.1.

Наименование продукции (услуги)

3.2.

Назначение и область применения

3.3.

Краткое описание и основные характеристики

3.4.

Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им

3.5.

Патентоспособность и авторские права

3.6.

Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции

3.7.

Степень готовности к выпуску и реализации продукции

3.8.

Наличие сертификата качества на продукцию

3.9.

Безопасность и экологичность

  3.10.

Условия поставки и упаковка

  3.11.

Гарантии и сервис

  3.12.

Эксплуатация

  3.13.

Утилизация после окончания эксплуатации

4.

Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

 4.1.

Описание требований потребителей к продукции (услуге) и возможностей удовлетворить эти требования.

 4.2.

Описание конкуренции

 4.3.

Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон

 4.4.

Анализ возможностей предприятия

 4.5.

Описание рынка сбыта продукции (услуги)

 4.6.

Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления (полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание)

  4.7.

Описание канала сбыта продукции (услуги): магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.

  4.8.

Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках

 4.9

Цена и объем сбыта продукции

  4.10.

Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены

5.

Производственный план

   5.1.

Общие сведения о предприятии

          5.1.1.

Описание месторасположения предприятия

          5.1.2.

Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта

          5.1.3.

Используемая технология и уровень квалификации исполнителей

          5.1.4.

Потребность в площадях

          5.1.5.

Кадровое обеспечение

          5.1.6.

Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих

5.2.

Объем производства

5.3.

Расходы па персонал

          5.3.1.

Затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтера, плановики и т.д.)

          5.3.2.

Затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.)

          5.3.3.

Затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана)

5.4.

Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия (по каждому виду продукции или услуг)

5.5.

Смета текущих затрат

           5.5.1.

Расчет переменных издержек:

- затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия;

- затраты на производственный персонал;

- затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях)

          5.5.2.

Расчет постоянных издержек:

- затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия);

- торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт);

- административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.)

6.

Организационный план

6.1.

Организационно-правовая форма собственности

6.2.

Организационная структура

6.3.

Команда проекта

6.4.

График реализации проекта

6.5.

Механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей

7.

Финансовый план

7.1.

Затраты подготовительного периода

7.2.

Затраты текущего (основного) периода

7.3.

Расчет поступлений от проекта

7.4.

Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга)

7.5.

Расчет налоговых платежей

7.6.

Другие поступления и выплаты

7.7.

Отчет о прибылях и убытках

7.8.

Поток реальных денег

7.9.

Прогнозный баланс

8.

Направленность и эффективность проекта

8.1.

Направленность и значимость проекта

8.2.

Показатели эффективности реализации проекта

8.3.

Анализ чувствительности проекта

9.

Риски и гарантии

9.1.

Предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства

9.2.

Гарантии возврата средств партнерам и инвесторам

10.

Приложения

10.1.

Полная информация о компании (регистрационные документы и пр.).

10.2.

Фотографии, чертежи, патентная информация о продукции

10.3.

Результаты маркетинговых исследований.

10.4.

Фотографии и схемы предприятия

10.5.

Схемы по организационной структуре предприятия

10.6.

Финансово-экономические расчеты (таблицы, графики)

10.7.

Нормативные документы и законодательные акты, подтверждающие описанные риски по проекту

 

Следует отметить, что стандарт UNIDO получил в России наибольшее распространение. В немалой степени этому способствовал тот факт, что большинство известных на данный момент компьютерных систем для бизнес-планирования, опираются на эту методику. Например, программные средства COMFAR (Computer model for feasibility analysis and reporting) и PROPSPIN (Project profile screening and pre-appraisal information system), приобретаются на коммерческой основе любым российским физическим или юридическим лицом в московском представительстве организации UNIDO) [4].

В завершении хотелось бы отметить, что составление бизнес-плана по методике UNIDO намного сложнее, чем проектирование обычного бизнес-плана. Но стандарты UNIDO имеют мировое признание, над их составлением трудились ведущие специалисты в сфере промышленного инвестирования. Поэтому ориентироваться на них весьма полезно.

 

Список литературы:
1. URL: https://moyaidea.ru/chto-takoe-biznes-plan-i-dlya-chego-nuzhen.html (дата обращения: 25.05.2019).
2. Экономическая теория: учебник // Аникина Е.А., Гавриленко Л.И. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014.- 413 с.
3. URL: https:// www.unido.org2 (дата обращения: 24.05.2019).
4. URL: https://www.cfin.ru/business-plan/UNIDO.shtml (дата обращения: 25.05.2019).