Статья:

Графический знак в современном искусстве: традиции и новаторство

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Мирошниченко М.М. Графический знак в современном искусстве: традиции и новаторство // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/54189 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Графический знак в современном искусстве: традиции и новаторство

Мирошниченко Мария Михайловна
магистрант Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В статье рассмотрены графические знаки (пятно, линия, точка), их использование в работах художников, представленных на Межрегиональной художественной выставке «Большой Урал-XII» 2018г.; приводится сравнение изобразительного искусства XXI в. с направлением кубизма, творчеством К. С. Малевича.

 

Ключевые слова: пятно, линия, точка, графический знак, «Большой Урал-XII», графический элемент.

 

Современная художественная графика в своих истоках связана с классическими, традиционными формами изобразительного искусства. Художественную графику можно представить и как квинтэссенцию опыта, включающего пласт традиций народа, и в контексте тенденций современного искусства [4, с. 157].

Язык выражения замысла произведения изобразительного искусства меняется, неизменными остаются элементы, направленные на создание образа произведения.

В процессе создания художественного образа в графике исходными составляющими являются пятно, линия и цвет.

Точка – самый простой элемент образного выражения.

Одна точка может выступать в качестве фокуса, две используются для создания направления движения, три точки создают впечатление треугольника.

Неопределенное количество точек может создать впечатление пятна, цвета, перехода от тона к тону.

Пятно – это видоизмененная точка, которая обладает своей формой и границами. Возможности создания графической композиции значительно увеличиваются за счет пятна.

Пятно может имеет геометрические формы или быть бесформенным.

Линия является более динамичным элементом изображения – она может выступать для создания движения композиции. Линии могут быть кривыми и прямыми.

У линии есть множество параметров, при изменении которых, может изменяться смысл изображаемых деталей.

При изменении цвета, абриса, толщины может идти различная передача объёма композиции [2, с. 36].

Все перечисленные выше графические знаки служат для построения композиции.

Каждое поколение вводит в искусство что-то новое: основные элементы усложняются, превращаясь в нечто новое.

Изначально же это были примитивные знаки, которые, со временем изменяясь, становились новыми объектами. Так, например, появилась письменность, символичность.

Основные, образующие язык графики элементы практически не изменяются, меняется их применение и трактовка. Зачастую они использовались именно для создания композиции. Последнее просматривается, например, в традиционной росписи.

В мезенской росписи к составляющим элементам относятся и пятно, и линия, и точка.

Все композиционные решения в этой росписи подчинены простым графическим знакам, с применением двух цветов: черного и красного.

Небольшой выбор элементов для выражения замысла все ровно дает воспринять зрителю сюжет росписи (например, охоту).

Современными авторами, напротив, простые графические элементы использовались как законченное произведение (например, «Черный квадрат» К.С. Малевича).

В таком случае сама форма без содержания и представляла собой законченную картину.

Произведение Казимира Малевича демонстрирует трансформацию изобразительного искусства в сторону формализма. Понятия контекст и содержание произведения уходит на второй план. В художественном произведении главным становится создание напряжения, перспективы и баланса [3].

Рассмотрим далее использование знаков в художественной графике на примере работ Межрегиональной художественной выставки «Большой Урал-XII» 2018г. крупного художественного проекта Союза художников Российской Федерации.

Межрегиональная выставка дает прекрасную возможность воспринять современное состояние, уровень, тенденции изобразительного искусства в региональном измеренииний нашей страны. В 2018 году в состав выставки традиционно вошли произведения мастеров со всего Уральского региона [1].

Приведем некоторые, характерные, на наш взгляд, примеры соотношения графических знаков и построения композиции за счет простейших элементов.

В работе С.Е. Колесова «Фрагменты», выполненной углем пространство представляет собой взаимоотношение объемов.

Пятно, как элемент художественной графики, тональное решение работает на создание перспективы, выделения главного в данной композиции; выступает в качестве простых геометрических форм. Композиция в данном произведении строится на основе контрастности белого и черного. Мы видим, как выстраиваются фрагменты бытового натюрморта.

В работе другого автора, триптихе О.Н. Гражданкиной «Боги и герои революции» можно просмотреть, как работают графические знаки – линия и пятно.

Пятном и линией передается напряжение фигур людей в пространстве. Закрытая композиция в край листа создает образ силы.

Контрастность белой линии и черного пятна также поддерживают основную мысль работы.

Обращение к простейшим графическим элементам прослеживается на выставке и в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Так, например, в подвесе «автопортрет» С.А. Гривны, сделанным из окаменелого дерева, стекла и метала, композиция построена в прямоугольнике.

Также, как и в графике, в нем использованы линия, пятно и точка, выстроена динамика, за счет диагональной линии, разделяющей лицо на две разъехавшиеся части.

Таким образом, можно сделать вывод, что графический знак в современном искусстве претерпевает изменения; модернизируются способы его создания (как в уникальной, так и в печатной графике).

Единые законы, на которые опираются линия и пятно в графике, декоративно-прикладном искусстве, остаются основой для создания яркого художественного образа.

В произведениях современных уральских художников в полной мере проявились традиционные возможности и новации графического знака.

 

Список литературы:
1. Межрегиональная художественная выставка «Большой Урал XII». – [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.culture.ru/events/341450/mezhregionalnaya-khudozhestvennaya-vystavka-bolshoi-ural-xii. – дата обращения: 17.11.2018
2. Победин В.А. Знаки в графическом дизайне / В.А. Победин // Знаки в графическом дизайне. – Харьков,2001. – 96с.
3. Русский символизм. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kazmalevich.info/r/russkijsimvolizm.html – дата обращения: 17.11.2018
4. Устьянцева, Е.М. К вопросу об образовательном пространстве художественного музея на современном этапе / Е. М. Устьянцева // Вестник Челябинского государственного университета. – сер. 1. – История. – 2003. –№ 2.– 2003. – С. 152–154.