Прогнозы развития интернет-торговли в России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)
Прогнозы развития интернет-торговли в России
Аннотация. В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с интернет-торговлей. Потому в статье проведен анализ вопроса прогнозов развития интернет-торговли в России.
Ключевые слова: интернет-торговля, интернет, рынок, перспективы, динамика, торговля.
Интернет-продажи набирают всё большую популярность как за рубежом, так и в России. Хотя офлайн покупок по-прежнему гораздо больше, чем онлайн, всё же динамика прироста торговли по Интернету настолько высока, что скоро картина может сильно поменяться. В этой статье рассказывается о перспективах интернет-торговли в России на следующие годы с учётом нынешнего положения дел.
С каждым годом становится всё выше прирост на рынке интернет-торговли. В 2018 году он достиг 185 млрд. рублей в год, а к 2023 году, если тренды сохранятся, за пять лет рынок вырастет до 2,4 трлн. [1]
Также приведем несколько числовых значений в данном направлении:
- 945 млрд за 2017 год составили внутрироссийские онлайн-продажи (материальные товары), к 2020 году продажи планируются на 10% больше.
- Онлайн продажи выросли на 18% за 2017 год, в 2020 году ожидается увеличение еще на 15%
- Количество онлайн заказов увеличилось на 22% в 2017 году, в 2020 году ожидается увеличение еще на 30%.
Потребители с одинаковой частотой совершают покупки в российских и зарубежных магазинах в Интернете. Сейчас важным трендом является рост самовывоза. Точек самовывоза становится всё больше. Самая быстрая доставка – это доставка пищевых и медицинских товаров. Книги и диски доставляются не так быстро.
Молодёжь чаще всего покупает онлайн смартфоны. Однако, и другие категории граждан не сильно отстают в этом плане. Те, кто имеет онлайн-стаж от пяти до десяти лет, составляют 26% покупателей телефонов онлайн. Часто онлайн покупают сотовые жители небольших городов.
Если говорить про мобильные покупки, то из них каждая 4-ая покупка – с сотового. С помощью смартфона граждане покупают 53% товаров. Это делается по той причине, что сотовый всегда находится под рукой. Мобильные покупки делятся на покупки с помощью приложений и браузера. Это две совершенно разные вещи. Наиболее платёжеспособная аудитория – у покупок через приложения. Через браузер покупать не так удобно. [2]
Сейчас посещаемость 80 тысяч интернет-магазинов – более двадцати человек в день. Но меньше десяти тысяч магазинов получают более двадцати заказов за один день. Поскольку внедряются всё более инновационные технологии, в интернет-магазинах продаётся всё, кроме алкоголя и сигарет. Алкоголь и сигареты законодатель не разрешает продавать плохо контролируемым путём. Однако, Министерство финансов собирается разрешить продажу алкоголя, поэтому ожидается новый бум в сфере интернет-торговли.
Сейчас всё больше еды заказывается из предприятий общественного питания. В 2019 году прибавились темпы развития этой модели пищевого поведения на 25%. В ближайшие пять лет будет всё динамичнее развиваться торговля едой онлайн. Важно заметить, что для интернет-торговли пищевыми продуктами необходимо оснащение, такое, как контейнеры, которые сохраняют блюда от остывания и негодности, транспорт и терминалы, через которые платятся деньги.
Интернет-торговля становится самостоятельной индустрией. Сейчас возрастает необходимость разрабатывать IT-решения, необходимые для созданных раньше сайтов корпоративного характера. Электронная торговля имеет отчётливые преимущества перед обычными продажами. Экономятся средства на содержания персонала, сервисы функционируют круглосуточно, идёт интеграция с системами учёта. Однако, остаётся один недостаток: нельзя оценить товар на глаз. Но при этом товары сейчас очень хорошо описываются в особых роликах Интернета.
Предприятия собираются массово перераспределять торговлю на интернет-площадки. Бытовая техника всё чаще покупается по Интернету. Однако, в конечном итоге это так прочно войдёт в жизнь, что и другие товары можно будет продавать каждый день и получать на одной площадке по многу заказов. Агрегаторы – площадки для сбыта товаров и даже услуг – получают развитие в России не меньше, чем за рубежом. Отечественная площадка «Озон» постепенно становится не менее популярной, чем зарубежные «Алибаба» и «Алиэкспресс». «Озон» уже имеет аудиторию почти в девять миллионов человек. Хотя пока AliExpress никто не догнал, потому что её аудитория – почти двадцать два миллиона человек. Площадки Рунета продают различную электронику. Эти площадки принадлежат в основном крупным магазинам, которые есть офлайн. Например, М-Видео. Это один из крупнейших магазинов электронной техники, который имеет сайт со страницами практически для каждого города нашей страны. Скоро должны будут появиться и другие площадки, поскольку количество IT-специалистов постоянно увеличивается. [3]
Становится всё популярнее продажа спортивных аксессуаров. Есть отрасли, которые вообще могут реализовываться только через интернет-площадки. Например, продавцы снарядов для бильярда или поставщики услуг, связанных с Интернетом. Запасные части для автомобилей тоже всё чаще можно купить по Интернету. В Интернете есть большие каталоги строительных материалов, мебели, других атрибутов для дома. Хоть их нельзя проверить на ощупь, сейчас каждый предмет подробно описан в каталогах интернет-магазинов, а продавцы офлайн магазинах порой и не найдут таких слов, чтобы их описать.
Однако, есть в этой сфере и проблемы. Например, административные барьеры. Сейчас ещё не создано юридическое определение выражений «электронная торговля» и им подобных. Нет регламентов и инструкций для проверок магазинов онлайн. Другой барьер – иностранные конкуренты. Трансграничная торговля развита в очень большой степени. Подавляющее большинство зарубежных товаров покупается онлайн в Китае. Отправления из Китая – 90%, из Европы – только четыре процента и два процента товаров из Америки. Это связано во многом с тем, что настолько популярным является AliExpress. Чтобы решить проблему трансграничной торговли, надо уменьшить налоговую и таможенную нагрузку на предпринимателей.
В целом картина выглядит достаточно положительной. Всё больше товаров покупается онлайн, и это позволяет снизить расходы, поскольку не надо платить деньги продавцам.
При этом, техника для хранения продуктов и разного рода терминалы всё равно нужны. Перевозки на дальнее расстояние тоже требует затраты ресурсов. Чтобы это хорошо окупалось, надо продвигать отечественные интернет-площадки и снижать налоговое и таможенное бремя, мешающее продвижению предпринимателей.