Статья:

Роль имущественного и земельного налогов в бюджете сельского поселения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Метлинова Е.Ю. Роль имущественного и земельного налогов в бюджете сельского поселения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/54249 (дата обращения: 24.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль имущественного и земельного налогов в бюджете сельского поселения

Метлинова Екатерина Юрьевна
магистрант, Ярославский филиал Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА», РФ, г. Москва

 

Свои наблюдения в области формирования бюджета путем получения имущественного и земельного налогов я построила в ходе анализа деятельности муниципального образования Ярославской области – Администрации Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района.

Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения является Администрация. Исполнительно-распорядительный орган создан для решения вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов. По вопросам, отнесенным к компетенции Администрации, решения оформляются правовыми актами Администрации сельского поселения.

По вопросам бюджетной и налоговой политики в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Администрация сельского поселения осуществляет составление проекта бюджета поселения, организует исполнение и исполняет бюджет поселения; осуществляет исполнение расходных обязательств поселения; ведет реестр расходных обязательств поселения; осуществляет муниципальные заимствования, управляет муниципальным долгом, предоставляет муниципальные гарантии;  формирует, обеспечивает размещение, исполнение, контроль за размещением и исполнением муниципального заказа; осуществляет разработку планов и программ социально - экономического развития сельского поселения, отчётов об их исполнении.

Как «говорит» нам Бюджетный кодекс РФ, а именно статья 61.5, в бюджеты сельских поселений подлежат зачислению налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами сельских поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе и земельного налога - по нормативу 100 процентов.  В связи с этим бюджет поселения сформирован на 70 -75 % из поступлений от налоговых платежей. Соответственно, исполнение полномочий, возложенных на орган местного самоуправления (в том числе содержание дорог местного значения в границах населенных пунктов, уличное освещение и др.), напрямую связано с поступлением налогов в местный бюджет. Кроме того, налоговые поступления играют важную роль в развитии отдельных территорий, поскольку их ОМСУ могут направлять по своему усмотрению на реализацию программ социально-экономического развития, на стимулирование эффективного воспроизводства трудовых и материальных ресурсов, поддержание культурной сферы и экологии. Местные налоги и сборы вводятся на территории поселения по решению местных властей. При этом ОМСУ обязаны ориентироваться на федеральные нормативно-правовые акты, в которых прописан порядок, условия и специфика введения этих обязательных платежей в рамках конкретной территории. 

В области налоговой политики, в  соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", главой 31 Налогового кодекса РФ, Уставом Заволжского сельского поселения, Решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения от 23.09.2009г. №201 «Об установлении земельного налога» введен земельный налог, определен порядок и сроки его уплаты (копию Решения прилагаю к отчету). Также в  соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", главой 32 Налогового кодекса РФ, законом Ярославской области от 18.11.2014г. №74-з «Об установлении единой даты применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Уставом Заволжского сельского поселения, Решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения от 24.11.2014г. №7 «Об установлении на территории Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области налога на имущество физических лиц» установлен и введен налог на имущество физических лиц.

Как показывает практика, на сегодняшний день земельный налог составляет значительную часть доходов местных бюджетов. В связи с этим особое значение имеет его планирование и прогнозирование. Основой для формирования налоговой базы для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость объекта. В настоящее время только часть земельных участков полноценно оформлены и внесены в кадастр. И это - одна лишь из причин, по которой бюджет недополучает платежи по земельному налогу. Для решения этой проблемы, на территории Ярославской области разработан План мероприятий по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ярославской области на 2017 – 2019 годы, утвержденный губернатором Ярославской области Мироновым Д.Ю. В рамках данного Плана Заволжским сельским поселением проводится работа по стимулированию собственников объектов недвижимости к регистрации прав собственности. В частности, правообладателям земельных участков, их наследникам с целью побуждения их к осуществлению в установленном действующим законодательством порядке процедуры государственной регистрации прав на земельные участки вручаются памятки «Как не лишиться земельного участка, учтенного до 2008 года». Данная работа проводится в ходе подомового обхода, а также на сходах граждан в населенных пунктах. Также памятка размещена на официальном сайте Администрации Заволжского сельского поселения, на информационных стендах Администрации, на стендах в учреждения социальной поддержки, домах культуры, в магазинах, на досках объявлений многоквартирных домов, в деревнях и иных местах, доступных для общего обозрения населения. Большой проблемой, по-прежнему, остается нецелевое использование земельных участков (размещение на участках под ИЖС моек автотранспорта, станции технического обслуживания, магазинов, многоквартирных жилых домов и офисных зданий). В федеральном законодательстве четко не сформулированы содержание понятия «использование земли не по целевому назначению». В налоговом и земельном законодательстве необходимо четко разделить полномочия между Федеральной службой земельного кадастра России, комитета по земельным ресурсам и землеустройству и налоговыми органами в случае обнаружения ими нецелевого использования земельных участков. Так же ранее определенная кадастровая стоимость земли не всегда отражает ее реальную стоимость сегодня. Сегодня в большинстве муниципальных районов и городских округов размеры ставок налога на имущества с высокой инвентаризационной стоимостью установлены на среднем уровне или ниже. В результате местные налоги несут значительные потери. Для получения данного налога в полном объеме органы местного самоуправления должны провести полную инвентаризацию всех объектов налогообложения (жилых домов, квартир, дач и гаражей), создать реестр объектов налогообложения, определить их собственников, затем установить конкретные ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Существенных резервом увеличения поступлений данного налога является активация работы органов местного самоуправления совместно с районными инспекциями ФНС по снижению недоимки. В целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков представляется целесообразным проведение органами местного самоуправления работы по выявлению собственников имущества, не оформивших имущественные права. Еще одной проблемой местных бюджетов при формировании доходов является недоимка по налогам и сборам. Для сокращения и ликвидации недоимки, рекомендуется создание координационной комиссии с участием работников администрации, финансовых и налоговых органов и других заинтересованных структур. Так, на территории Заволжского сельского поселения создана и действует Комиссия по ликвидации задолженности по налогам. Существует еще одна проблема, которая приводит к снижению поступлений в бюджет поселения налоговых доходов с налога на имущество физических лиц. Это связано с деятельностью кадастровых инженеров, подготавливающих технические паспорта на объекты капитального строительства, которые допускают кадастровые ошибки в определении вида объекта недвижимости. В частности на территории Заволжского сельского поселения выявляются факты, когда в ЕГРН регистрируется индивидуальный жилой дом, хотя по факту, данное здание является домом блокированной жилой застройки.  Для граждан данный факт не влечет никаких негативных последствий, а для органа местного самоуправления (для поселения) – это существенно, поскольку сумма налога на дом блокированной жилой застройки значительно больше, чем сумма налога с индивидуального жилого дома. Таким образом, объект недвижимости регистрируется с нарушениями, которые приводят к уменьшению налоговых доходов ОМСУ.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что правовой статус объекта недвижимости, правильное определение вида объекта недвижимости оказывают значительное влияние на формирование бюджета поселения и, как следствие, оказывает непосредственное влияние на благосостояние жителей (населения) муниципального образования.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс РФ
2. Налоговый кодекс РФ
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
4. Алпатова Д.Ю. Имущественное налогообложение физических лиц // Молодой ученый. — 2014. — №8.2. — С. 2-3.
5. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебное пособие / Под ред. И.Б. Романова, Д.Г. Айнуллова. — Ульяновск: УлГУ, 2015. — 91 с.
6. Марчева И.А. Налоги и налогообложение: Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. — 122 с.
7. Джамурзаев Ю.Д., Мусаелян А.К.- Местное налогообложение на современном этапе реформирования налоговой системы// Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию.- 2016.-№1.-с.59-63
8. Солодовникова О.А.- Правовое регулирование местных налогов в Российской Федерации: проблемные вопросы// В сборнике: Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России Материалы X Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. 2017. С. 259-261.
9. Чернышова Н.С., Хардикова Л.Н.- Роль местных налогов в бюджете Российской Федерации// В сборнике: Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей Международной научной Конференции студентов и молодых ученых: в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2016. С. 318-321.
10. http://www.grandars.ru/student/nalogi/mestnye-nalogi.html