Статья:

Организованная преступность и меры борьбы с ней в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(74)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Савицкова Н.В. Организованная преступность и меры борьбы с ней в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 23(74). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/74/55202 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организованная преступность и меры борьбы с ней в России

Савицкова Наталья Владимировна
студент Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, РФ, Санкт-Петербург

 

Organized crime and measures of fight against it in Russia

 

Natalia Savitskova

student Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. В статье раскрыты особенности организованной преступности, проявления которой наблюдаются в Российской Федерации на протяжении последних десятилетий. Рассмотрены нововведения и недостатки действующего законодательства, устанавливающего ответственность для участников организованных преступных групп. Предложены меры, которые могут способствовать повышению эффективности борьбы с организованной преступностью.

Abstract. In article features of organized crime which manifestations are observed in the Russian Federation for the last decades are revealed. Innovations and shortcomings of the current legislation establishing responsibility for participants of organized criminal groups are considered. Measures which can promote increase in efficiency of fight against organized crime are proposed.

 

Ключевые слова: организованная преступность; уголовная ответственность; наказание.

Keywords: organized crime; criminal liability; punishment.

 

На нынешнем этапе развития одной из основных угроз социально-экономической стабильности и национальной безопасности нашего государства является организованная преступность. Совершающиеся организованными преступными объединениями посягательства не только влекут тяжкие, иногда необратимые последствия, но также и создают неуверенность граждан в собственной безопасности и возможностях органов власти по ее созданию и обеспечению. Весьма негативной тенденцией в настоящее время является возрастающая ожесточенность, законспирированность и организованность субъектов противоправной деятельности.

Среди конкретных ее проявлений Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года отмечает: деятельность террористических группировок и организаций, нацеленная на насильственные изменения основ конституционного строя, дезорганизацию функционирования государственной власти; экстремистская деятельность религиозных, националистических, этнических и прочих структур и организаций, ориентированная на нарушение территориальной целостности и единства России, а также дестабилизацию социальной и внутриполитической ситуации в стране; присутствие транснациональных преступных группировок и организаций в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ; деятельность трансграничных преступных группировок по нелегальному перемещению через государственную границу России водных биологических ресурсов, иных материальных, культурных ценностей, создании каналов незаконной миграции населения [1].

К сожалению, с начала 90-х годов прошлого столетия властные структуры, а в первую очередь - правоохранные органы, основное внимание обращали на такие получившие широкий общественный резонанс, внешне заметные проявления организованной преступности, каковыми являются: заказные убийства, мошенничество, рэкет, бандитские нападения и т. п. Это способствовало ряду ошибочных действий, так как основное внимание было уделено раскрытию и пресечению частных проявлений организованной преступности, а целенаправленной деятельности по подрыву ее организационных основ и экономических корней не проводилось. Это нашло выражение в том, что при становлении специализированных подразделений для борьбы с организованной преступностью, штат их в основном комплектовался сотрудниками уголовного розыска, которые не имели опыта в борьбе с преступлениями в сфере экономики. Только в конце 90-х годов осознана была опасность угрозы организованной преступности экономическим и политическим основам государства [2, с. 28 - 30].

Развитие программного целевого подхода к борьбе с организованной преступностью следует осуществлять на общероссийском уровне. Очевидно и то, что предупреждение преступности, в т. ч. организованной, задача комплексная, многоплановая и должна решаться усилиями всей общественности, всех звеньев ее социального организма.

В качестве одного из наиболее действующих профилактических средств выступает неотвратимость наказания. Чем скорее преступник привлекается к ответственности, тем сильнее профилактический эффект.

Уяснение сущности всей организованной противоправной деятельности не представляется возможным без обращения к институту соучастия, чьи общетеоретические положения распространяются на уголовно-правовую оценку действий организованных преступных объединений, независимо от того, в какой из частей УК РФ они закрепляются. В этом смысле институт соучастия - инструментальная основа конструирования норм, устанавливающих ответственность за сложные виды группового взаимодействия – руководство, создание и участие в преступном объединении [5,с.9]. Между тем данный институт, по нашему мнению, нуждается в совершенствовании. Преступление, с точки зрения уголовного законодательства оцениваемое как совершенное преступной организацией, в ряде случаев может признаваться совершенным обыкновенной группой лиц. Несправедливость данной оценки очевидна. Лучшим решением данного вопроса стало бы исключение из диспозиций норм Особенной части УК РФ указаний на группу лиц по предварительному сговору, а также организованную группу. В таких нормах следует оставить только «группу лиц» (либо «группу лиц по предварительному сговору»), анастать назвав формы соисполнения соучастием в преступлении, совершенном группой лиц, законодатель в «группе лиц» мог бы учесть все иные формы соучастия, сделать бы реальным прямое вменение лицу, совершившему подобного рода преступление, и его совершение в группе лиц по предварительному сговору, и в составе организованной группы или преступного сообщества (последние тоже являются группами лиц, хотя и более согласованными и более опасными). Вместе с этим, если законодатель их опасность считает не выходящей за пределы общественной опасности единого преступления, нет смысла их перечисления в диспозиции соответствующей нормы. Будет достаточно обозначения самой широкой по содержанию и охватывающей остальные формы соучастия – «группы лиц», это позволит ликвидировать ошибки квалификации, которые имеют место.

Для повышения результативности в расследовании и раскрытии фактов бандитизма, заказных убийств, преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, установлена возможность привлечения к сотрудничеству с правоохранительными органами лиц, состоящих в преступных сообществах и организованных группах, при условии сокращения таким лицам наказания, а также распространения мер государственной защиты [8, с. 8 - 10].

Эффективность действия института досудебного соглашения о сотрудничестве подтверждается. Так, при заключении такого соглашения в 2014 году рассмотрено 3,2 тысячи дел (в 2013 году - 2,6 тыс.), осуждено - 3,2 тыс. лиц (в 2013 г. - 2,7 тыс.), в отношении 0,1 тыс. лиц дела были прекращены[9].

Предупреждение организованной преступности в качестве самостоятельного объекта программного целевого планирования, необходимо реализовывать в виде программ предупреждения преступности как в целом по стране, так и в конкретных регионах. В основу программ следует закладывать комплексный подход, который сочетает мероприятия, проводимые в рамках функций правоохранных органов, с мерами экономического, социального, психологического и другого характера.

В настоящий период в России не существует целостной системы по противодействию организованной преступности.

Такое предупреждение, на наш взгляд, должно предполагать: четкую понятийную и концептуальную характеристику данной противоправной деятельности и борьбы с ней в нынешний период; эффективную правовую базу;специализацию кадров, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, их подготовку; соответствующее ресурсное обеспечение, информационную базу; осведомленность относительно реального состояния и тенденций организованной преступности; отражать межгосударственный характер.

Для оптимальной эффективности деятельности правоохранительных органов требуется качественное комплектование кадрового аппарата, состоящего из выпускников ведомственных специализированных ВУЗов.

Лишь решая социальные, идеологические, экономические проблемы в комплексе, в сочетании с эффектными правоохранительными репрессивными и профилактическими мерами, можно добиться весомых успехов в сокращении и сдерживании проявлений организованной преступной деятельности. Данное положение диктует необходимость привлечения в борьбу с организованной преступностью не только лишь правоохранительных, но и других государственных органов, общественных организаций.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.
2. Шахбанова Х.М. Правовые основы борьбы с организованной преступностью // Российский следователь. - 2016. - № 14. - С. 28 - 30.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Скобликов П.А. Оптимизация борьбы с организованной преступностью и коррупцией посредством парламентского контроля // Журнал российского права. - 2015. - № 12. - С. 70 - 78.
5. Агапов П. В. Основы противодействия организованной преступной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12"О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)"//Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2010. - № 8.
7. Федеральный закон от 29.06.2009  № 141-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"// Парламентская газета. 2009, 9 июля. № 36.
8. Дудина Н.А. К вопросу о предназначении института досудебного соглашения о сотрудничестве // Российский судья. - 2014. - № 4. - С. 8 - 10.
9. Обзор судебной практики [Электронный ресурс] // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=80  (дата обращения: 05.03.2017).
10. Бойцов Л.Н., Гонтарь И.Я. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: иллюзии, реальность и возможная альтернатива // Государство и право. - 2000. - № 11. - С. 35-43.