Статья:

Почему молодые педагоги не идут работать в школы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(74)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Таманова Ю.Д., Андреева А.А. Почему молодые педагоги не идут работать в школы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 23(74). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/74/55278 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Почему молодые педагоги не идут работать в школы

Таманова Юлия Дмитриевна
студент Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир
Андреева Алиса Альбертовна
студент Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир

 

WHY YOUNG TEACHERS AREN’T GOING TO SCHOOL

 

Julia Tamanova

student Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov, Russia, Vladimir

Alisa Andreeva

student Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov, Russia, Vladimir

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены современные проблемы образования, связанные с нехваткой квалификационных кадров и причиной их нехватки. Был проведен опрос с целью выявить основные причины.

Abstract. This article examines the current problems of education related to the lack of qualification personnel and the reason for their lack. A survey was conducted to identify the root causes.

 

Ключевые слова: Образование, студенты, школа, учителя, ученики, родители.

Keywords: Education; students; school; teachers; pupils; parents.

 

Проблема нехватки учителей в школах становится все более острой. Каждый год в педагогические ВУЗы поступают тысячи студентов, но только единицы готовы после окончания пойти преподавать в школу. Желание и готовность молодых учителей преподавать разбиваются о реалии школьной жизни и образовательной системы.

Мы провели опрос среди 156 студентов Владимирского государственного университета, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Среди негативных факторов, отталкивающих студентов от школы, лидирует наличие огромного количества бумажной работы. Около 39% опрошенных отметили, что работа с документацией, составление планов и отчетов занимает больше времени, чем сам процесс обучения. Стоит отметить, что Министерство просвещения Российской Федерации пытается снизить нагрузку на учителей, связанную с заполнением отчетности. Например, таковую функцию должен был выполнять переход на электронные дневники. Но если электронные дневники и помогают  родителям отслеживать успеваемость ребенка или узнавать домашнее задание, то никак не облегчают работу учителя. Некоторые документы приходится оформлять и в электронном, и бумажном виде. Это отнимает достаточно много времени.  При этом учителю необходимо овладевать современными моделями школьного образования, предполагающими реализацию индивидуальных образовательных траекторий [3], руководить проектной деятельностью обучающихся [1, 4], осуществлять индивидуализированную диагностику образовательных результатов [2]. В итоге у учителя с первых дней работы начинается профессиональное выгорание.

Следующей  еще более веской причиной, отталкивающей от школы, участники опроса называли низкую заработную плату, около 40%. Маленькие зарплаты действительно отпугивают молодых людей, которые хотят не только работать, но и жить полноценной жизнью.

Между тем, по результатам, опроса можно сделать вывод, что больше половины опрошенных (51%)  выбрали профессию из-за интереса к ней, что говорит о популярности педагогического образования. К сожалению,  к окончанию обучения, мы наблюдаем такую тенденцию, как снижение заинтересованности в педагогическом будущем. Вероятнее всего, это связанно с вышеуказанными проблемами. При ответе на вопрос:  «Планируете после окончания обучения работать в школе?» почти 66% опрошенных студентов отвечают «Нет», 50% тех, кто на данный момент уже работает не в образовании, не планируют менять место работы. По данным Департамента образования при администрации Владимирской области  на данный момент школам нужны учителя иностранного языка, русского и литературы, а также математики. Образовательные учреждения предлагают оплату труда от 11 200 рублей в месяц до 30 000. Всего по области насчитывается около 600 запросов на должность учителя.

Но во Владимире и области есть и другие работодатели, заинтересованные в кадрах с высшим образованием, предоставляющие возможность краткосрочного переобучения , предлагающие такую же или более высокую заработную плату при меньшей затрате сил и времени для сотрудников – выпускников педагогических профилей.

Довольно печальным результатом опроса оказалось то, что около 31% студентов выбрали направление «Педагогическое образование», так как только туда проходили по баллам ЕГЭ. Они решили изучать педагогику не из-за интереса к самой профессии, а ради бюджетного места. Почти 15%  учащихся выбрали педагогическое образование по совету родителей.

Отвечая на вопрос «Что отталкивает в работе учителя?», более 40% отметили непрестижность профессии и низкую заработную плату, 39% работу с документацией, составление планов и отчетов, 44% выбрали пункт: «проблемы в общении родителями»,  39% пугают неуправляемые дети.  Отвечая на последний вопрос, связанный с модернизацией системы образования, почти 76% отметили  необходимость перемен в школьном образовании; остальных опрошенных устраивает существующая ныне система. 

Серьезной проблемой является социальный престиж педагогической деятельности, уважение к учителю, соблюдение и защита его прав. Если раньше учитель считался источником знаний, наставником, к его мнению прислушивались, то сейчас из-за проступка учащегося педагог может лишиться должности или даже оказаться в конфликте с законом.

Некоторые родители не осознают своей ответственности за воспитание ребенка. Они считают, что школа сама сделает из детей достойных граждан общества. Иногда родители пытаются давить на учителей, чтобы те учили или спрашивали учеников так, как им кажется правильным.

Государство пытается решить вышеупомянутые проблемы. На эту тему ведутся дискуссии, проводятся обсуждения, так, например, на встрече с молодежью министр образования Ольга Васильева заявила, что государство должно выделять больше денег на зарплату преподавателей, но признал – денег не хватает [8].

«Я считаю, что финансирование системы образования должно увеличиваться. Но я точно так же понимаю, что есть объективные ограничения. Кроме этой сферы, есть ещё и другие, не менее важные – оборона, здравоохранение, внешняя политика. И если направить все средства на поддержку только одной из них, другие ослабнут» [8], – поведал помощник президента.

В настоящее время реализуется национальный проект «Образование», который направлен на повышение качества образования и создание современной цифровой среды в школах. Так, в одном из регионов России в ближайшие несколько месяцев будет представлен пилотный проект «Цифровая школа». Учебное учреждение будет оснащено самой современной пропускной системой; культурно-библиотечным центром, где будут представлены как бумажные книги, так и большая онлайн-библиотека; столовой с безналичной системой расчета, а делопроизводство в школе будет переведено на электронный документооборот [7]. 

Активно развивается государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». Проект представляет собой интерактивные уроки по школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребенка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. «Для нас важно, чтобы учителя научились пользоваться данным сервисов» [7], – заметила Министр.

Большое внимание Министерство просвещения РФ планирует уделять и независимой оценке качества работы учителей. Сейчас формируется национальная система учительского роста (НСУР), апробация которой уже прошла в 19 пилотных регионах. Учителя писали тесты по предмету и методике преподавания. В 2020 году новая система аттестации станет обязательной для всех педагогов.

«Я глубоко убеждена, не важно, какая система образования, если ты не педагог, ученикам будет скучно и неинтересно. Педагог – это не специальность, это миссия» [7], – подытожила свое выступление Министр.

Итак, еще раз перечислим проблемы, отталкивающие студентов педагогических вузов от школы.  Во-первых, это низкая заработная плата,  которая не адекватна труду педагогов и не может удержать их в школе. Во-вторых – это взаимоотношения с детьми-девиантами и, особенно, с родителями. В классе из 30 человек всегда найдется  ребенок, чьи родители могут создать трудности педагогу. В-третьих, это бумажно-электронная документация. Школы еще не отказались полностью от бумажных журналов, но не перешли на все 100%  на их электронный вид. Это вдвойне усложняет работу и опытных педагогов, которые привыкли к «бумажкам», и молодых, которым больше привычны ИКТ. Преодоление этих проблем могло бы серьезно способствовать повышению престижа учительской профессии, так как большинство молодых людей, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», выбирает её сознательно и хотело бы работать в школе.

 

Список литературы:
1. Дорошенко, С. И. Метод проектов в зарубежной и отечественной педагогике 1920–1930-х годов [Текст] / С. И. Дорошенко, Ю. И. Дорошенко // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Педагогические науки». – 2018. – Т.13. № 5. – С. 6 – 15.
2. Дорошенко, Ю. И. Обучающийся как субъект оценивающей деятельности: формирование эталона и критериев оценивания [Электронное издание] // Методологические ориентиры развития современной научно-дидактической мысли: Сборник научных трудов Всероссийской сетевой научной конференции (21-29 ноября 2018г.) / Составитель: А. А. Мамченко. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – С. 257 – 263.
3. Дорошенко, С. И. Современные модели школьного образования: учеб. пособие [Текст] / С. И. Дорошенко, Ю. И. Дорошенко.– Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. – 124 с.
4. Дорошенко, С. И. Структурирование междисциплинарного проекта: дидактические ориентиры [Электронное издание] / С. И. Дорошенко // Методологические ориентиры развития современной научно-дидактической мысли: Сборник научных трудов Всероссийской сетевой научной конференции (21-29 ноября 2018г.) / Составитель: А. А. Мамченко. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – С. 361 – 368.
5. Департамент образования 33 / Биржа педагогических вакансий Владимирской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://xn--80aakec5bilkue.xn--33-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/pres-tsentr/news/18180/  
6. Минпросвещения России / Министр просвещения ответила на вопросы родительского сообщества [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/1097/ministr-prosvescheniya-otvetila-na-voprosy-roditelskogo-soobschestva/ 
7. Рудометова, В. / Во Владимирской области 42 «стобалльника» по ЕГЭ [Электронный ресурс] / В. Рудометова. – Режим доступа: https://www.vladimir.kp.ru/daily/26855/3898036/ 
8. Сорокин, В.  Министр просвещения и губернатор разглядели потенциал Патриаршего сада [Электронный ресурс] / В. Сорокин. – Режим доступа: https://provladimir.ru/2018/07/12/vasileva-i-fursenko-vstretilis-s-molodezhju-na-territorii-smyslov/
9. Территория смыслов / Министр просвещения Российской Федерации рассказала об изменениях в системе общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--b1afjapfmdmacnbee3mrc.xn--p1ai/news/716