Статья:

Формирование нравственных качеств обучающихся через выполнение изображения животного на рисунке

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Агеева Т.В. Формирование нравственных качеств обучающихся через выполнение изображения животного на рисунке // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 27(78). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/78/56913 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование нравственных качеств обучающихся через выполнение изображения животного на рисунке

Агеева Татьяна Викторовна
студент, Чувашский педагогический государственный университет им. И.Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары

 

Развитие человека как личности в современном мире определяется не только экономическими показателями, но и его нравственным совершенством. Важно воспитать  в человеке нравственные качества личности, поэтому  основной  задачей, стоящей перед современным обществом,  является вопрос формирования у обучающихся необходимого набора ценностей. Это любовь к Родине,  к природе, уважение к старшему поколению, к народным традициям, сочувствие к беспомощным, гуманное и бережное отношение ко всему живому и прекрасному.

Проблема, поднятая в этой статье, очень актуальна. Это связано с тем, что наше общество нуждается в подготовке достаточно хорошо образованных и высоконравственных специалистов, которые владеют не только знаниями науки, но и обладают нравственными качествами личности. Поэтому приобщение обучающихся к моральным нормам, познанию окружающего нас мира через восприятие образов анималистического жанра в искусстве предполагает выработку в студенте высокого уровня нравственной воспитанности, гуманных способов поведения, развитие профессиональных качеств будущих специалистов изобразительного искусства и дизайна. Ведь анималистика крайне интересный жанр, который требует от художника внимательности, сосредоточенности, быстроты движений, хорошей памяти. Знания, полученные обучающимися, не только информируют его о технике изображения животного, но и о нормах поведения в природе, в обществе, о последствиях нарушения норм и правил.

Кроме того, модернизация Российского образования ставит перед учебным заведением важную задачу: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, духовно-нравственных качеств. Роль педагога состоит в том, чтобы воспитать в обучающемся ответственность за совершаемые поступки и действия, в том,  чтобы развивать способность к самовоспитанию и к самооценке. Этого можно достичь посредством изучения анималистического жанра в искусстве, а именно, на занятиях изображения животного на рисунке.

Актуальность анималистического жанра в последнее время возросла в связи с напряженной экологической обстановкой. Проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой, планету может спасти деятельность людей, их отношение к природе, к животному миру. При этом в настоящее время количество художников, работающих в этом жанре, ничтожно мало в сравнении с представителями других жанров. Поэтому проблема обучения будущих специалистов изобразительного искусства анималистическому жанру  тоже одна из важных в нашем современном обществе.

Впитывая в себя нравственную атмосферу, которую создает педагог на своих занятиях, открывая для себя богатство и особенности анималистического жанра, обучающийся начинает тянуться к созданию образов животного мира в процессе своей художественной деятельности. Такие занятия способствуют воспитанию моральных норм и правил поведения, так как способствуют проявлению положительных эмоций.

Надо научить студентов наблюдать за животными: следить за их движениями, повадками, поведением, примечать какие-то новые позы. Особенно важно для них понять характер животного, его настроение.      Рисовать животных довольно трудно. Ведь сначала необходимо подробно изучить изображаемое животное. Каждое животное обладает собственными, характерными только для него чертами. При этом любое животное не является статичным предметом изучения, а наоборот, находится в постоянном движении. Динамика – это своеобразный язык животных, посредством которого они общаются с художником. В работы по анималистическому жанру можно вложить большой смысл, поскольку впечатление от картины складывается из двух составляющих: визуальный эффект и образ, который остается после просмотра [3, с.57].

Работа над рисунком воспитывает в обучающемся настойчивость, дисциплину, ответственность, усидчивость, внимательность. Через рисунок происходит восприятие окружающего мира, происходит духовное развитие, человек входит в состояние гармонии с самим собой.

Для эффективного осуществления художественно-творческой деятельности с обучающимися необходимо продумать организацию нравственно-эстетической среды занятия. Необходимо осуществить отбор и теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования животных; изучить методическую последовательность выполнения рисунка; научиться анализировать  натуру; ознакомиться с творческим процессом художников, работавших в анималистическом жанре изобразительного искусства.

Обучение можно начать с неподвижной натуры – чучел птиц и зверей. Однако если чувствовать себя недостаточно подготовленным к этой работе, например, не уметь передавать в рисунке фактуру (шерсть, оперение), то можно начать с гипсовых слепков (лошади, греческих и римских скульптур волка, барана, орла). Первым этапом работы станет изучение особенностей формы. Конструктивной основой строения птиц и зверей является скелет. Структура его у всех животных одинаковая, видоизменяются лишь пропорции и характер формы.

Обучающийся должен уметь «прочесть» по натуре конструктивную основу формы костяка, обуславливающую различие в характере внешней формы, - это залог успешного выполнения рисунка и наброска. Далее приступить  к зарисовкам скелетов. Только после этого можно рисовать птиц и зверей.

Методически неправильно сразу приступать к наброскам и коротким зарисовкам живой подвижной натуры. Такой набросок рассчитан в основном на внешний эффект; в этом случае обучающиеся изображали бы натуру, не анализируя ее, не рассуждая; нас бы интересовала выразительность линий в рисунке, а не структура формы; мы бы спешили запечатлеть момент движения и не следили бы за характером формы и пропорциями. В коротких зарисовках и набросках мы не сможем усвоить методическую последовательность анализа натуры. Такая работа по изображению на рисунке животного рассматривается как средство нравственного воспитания обучающихся и как форма интеграции личности.

Очень важно подробно изучить анатомические особенности строения костяка и мышц животного, обратить внимание на сходство и различие в анатомическом строении натуры по сравнению с другими. Это помогает подчеркнуть характерные особенности формы данного животного и избежать формального отношения к рисунку.  Не зря профессор А.Л.Вагнер, автор книги «Рисуночные психологические тесты» утверждал, что по рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности [1, с.9].

Отношение к животному в искусстве – та область деятельности обучающегося, где можно успешно осуществлять нравственное воспитание, формировать человека в целом. Доброта, милосердие, отзывчивость – это черты характера, которые являются базовыми в личности. Если человек сопереживает другому существу (пусть это животное) он также сочувственно отнесется к чужой боли.

У каждого животного свои повадки, свой характер выражения чувства: корова ленива, заяц труслив, орел надменен и горд, обезьяна суетлива и так далее. Поэтому необходимо научить студентов уделять особое внимание передаче характера животного, его индивидуальности, его эмоционального состояния. Объяснить, что использование различных материалов и техник выполнения в работе помогает яснее передать фактуру и состояние животных.

Особо на занятиях акцентировать, что нравственность и мораль – человеческие понятия. У животных нет никаких кодексов, у них есть видовые модели поведения. Их поведение зачастую гораздо нравственнее человеческого. Человеческие законы перечисляют то, чего делать нельзя, а законы животных диктуют то, что необходимо – помочь слабому, растить и воспитывать дитя, заботиться о ближнем и т.д.

На протяжении всего периода развития человечества природа не только служила источником вдохновения, но и являлась нашим воспитателем, источником мудрости и знаний, из которого мы продолжаем черпать бесконечное множество красок и форм. Работа над изображением животного способствует развитию в обучающемся нравственных качеств, гуманных способов поведения, развивает профессиональные качества будущих специалистов изобразительного искусства и дизайна.

 

Список литературы:
1. Вагнер А.Л. «Рисуночные психологические тесты»/ М.,Владос-Прес, с.9
2. Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста»/ М., 1983
3. Ватагин В.А. Изображение животного, М., 1957, С.117.
4. Павлов В.И. Формирование духовно-нравственной культуры учащейся молодежи/ В.И.Павлов//Образование и развитие: научно-теоретический журнал – 2010.-№1.- С.146-151
5. Хинштейн Л.В. Рисование зверей и птиц: беседа с художником//Юный художник.- 2003.-№3 – С.39-41