ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА
Цель работы: изучить особенности профессионального самоопределения умственно отсталого школьника.
Введение. Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов – это одна из ключевых задач, которая должна помочь решить современное общеобразовательное учебное заведение каждому выпускнику. Ведь выбрать будущий профессиональный путь далеко не всем старшеклассникам легко. Помочь учащимся узнать больше о современных профессиях и те требования, которые предъявляет профессия к личности, оценить свои наклонности и способности, подготовиться к профессиональному самоопределению могут, в первую очередь, учителя-предметники [7].
Психологические основы профессиональной ориентации раскрывали в своих трудах такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.А. Федоришин.
Большое внимание проблеме профессионального самоопределения умственно отсталого школьника уделяли Г.В. Васенков, Н.Ф. Деменьтева, Я.Я. Кравалис, Е.М. Старобина, В.А. Шинкоренко.
Исследование особенностей профессионального самоопределения умственно отсталого школьника является актуальным, поскольку представляет важную задачу в области специального образования. Умственная отсталость является серьезным нарушением интеллектуального развития, которое сказывается на способности человека к самоопределению, особенно в профессиональной сфере.
Основная часть. В толковом словаре Ожегова дается следующее определение понятию «Профессия»: «род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования» [6, c. 768].
По мнению Е.Н. Землянской: «Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, потому что только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого- педагогический, медико- физиологический» [3, с. 27].
Особенности профессионального самоопределения умственно отсталого школьника являются основными факторами, которые влияют на его способность выбрать и адаптироваться к соответствующей профессиональной деятельности. Некоторые из них включают:
1. Умственные ограничения. Умственно отсталые дети имеют ограниченные умственные способности и могут столкнуться с трудностями в понимании и оценке своих навыков и интересов. Это может затруднить им выбор профессии и понимание собственных возможностей.
2. Низкое самооценка. Умственно отсталые школьники могут иметь низкую самооценку и сомневаться в своих способностях. Это может препятствовать успешному профессиональному самоопределению и их готовности к обучению и совершенствованию навыков.
3. Ограниченный кругозор. Отсутствие доступа к разнообразным возможностям для изучения профессий может снижать понимание умственно отсталых школьников о возможных карьерных путях. Они могут ограничиться выбором традиционных профессий или быть неосведомленными о новых сферах и возможностях.
4. Потребность в поддержке. Умственно отсталым школьникам может требоваться большая поддержка и руководство в процессе профессионального самоопределения. Они могут нуждаться в помощи советников, педагогов и семьи для развития навыков планирования, принятия решений и исследования профессиональных возможностей.
5. Неравенство возможностей. Умственно отсталые дети могут столкнуться с неравным доступом к образованию и профессиональным развитию. Это может привести к ограниченным выборам и возможностям для достижения профессионального самоопределения [1].
Основной формой организации профориентационной работы в процессе изучения технологий старшеклассниками являются занятия с классом или группой учащихся в учебных мастерских или кабинете обслуживающего труда. Наиболее эффективными методами профориентационной работы на уроках технологии для учащихся старших классов является беседа, рассказ, объяснение с использованием технических средств обучения и профориентационного материала. Ознакомление с той или иной профессией можно осуществлять во время изучения нового материала, его закрепления, на вводном инструктаже практической работы, в процессе самостоятельной деятельности учащихся или на заключительном инструктаже [10].
Информацию о профессиях можно подавать на занятии в виде коротких профориентационных комментариев, они должны быть логическим продолжением учебного материала, который изучается. Ученикам можно дать задание: подобрать информацию о той или иной профессии. Это даст возможность живее и интереснее провести урок, поскольку учащиеся являются не только слушателями, но и активными участниками, которые знают некоторые нюансы определенной профессии. Во время беседы учащиеся должны получить максимум информации о профессии и заинтересоваться ею. Беседу нужно проводить понятным, четким языком, желательно с подкреплением примерами из жизни [5].
Беседа – это основной метод профессиональной ориентации. К беседе следует готовиться заранее, по определенному плану. Беседа не является отдельным методом, а используется в сочетании с другими методами и приемами профориентационной работы. При проведении беседы желательно использовать технические средства обучения, профориентационный материал.
Е.М. Старобина в своих научных публикациях отмечала, что «старшеклассникам можно рекомендовать метод подготовки сообщений самостоятельно. Он требует тщательной подготовки и должен проводиться по рекомендованным учителем плану, который должен включать те же вопросы, что и план беседы. Материалы для сообщений учащиеся могут брать из энциклопедий и справочников, сети Интернет, бесед со знакомыми и родными. Полученная таким образом информация способствует развитию профессионального интереса у учащихся» [8, с. 98].
Кроме профессиональной информации, учитель технологии должен проводить для старшеклассников профессиональные консультации. Профессиональную консультацию учитель должен проводить в такой последовательности: наблюдать за учащимися в процессе учебной и трудовой деятельности, определять их склонности и способности; проявлять мотивы выбора учащимся данной профессии; уточнять обновленную информацию выбранной учеником профессии; ознакомиться с материалами медицинского обследования ученика, установить, соответствует ли его здоровья требованиям и специфике выбранной профессии; уточнить потребности народного хозяйства города, района, области в кадрах по профессии, выбранной учеником; участвовать в подготовке заключений о рекомендуемые сферы трудовой деятельности для учащихся [9].
«Если выбранная профессия не соответствует особенностям ученика, учитель намечает и проводит комплекс мероприятий по бесконфликтной переориентации учащегося на другую сферу деятельности, которая ему больше подходит. Для этого: находит сведения о тех профессиях, наиболее соответствующих психофизиологическим качествам личности и характеризуются более высоким спросом; намечает и проводит мероприятия, которые бы расширили воображение у ученика рекомендуемую профессию; сообщает дополнительные сведения о путях овладения профессией, возможности трудоустройства, режим и оплату труда, профессиональные учебные заведения, условия поступления и обучения в них; подтверждает мнение ученика о правильности выбранной профессии» – писал Я.Я. Кравалис [4, с. 43].
Вывод. Таким образом, профессиональное самоопределение умственно отсталых школьников является сложным процессом, требующим специальной поддержки и индивидуального подхода. Для успешного определения в профессиональной сфере необходимо создание условий для раскрытия потенциала этих учащихся, расширение их круга общения и доступа к информации о профессиональных вариантах.
