Статья:

Правовое воспитание несовершеннолетних в условиях общеобразовательной организации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Винникова Е.А., Башманова Е.Л. Правовое воспитание несовершеннолетних в условиях общеобразовательной организации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 27(78). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/78/56934 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое воспитание несовершеннолетних в условиях общеобразовательной организации

Винникова Елена Анатольевна
магистрант, Курский государственный университет, РФ, г. Курск
Башманова Елена Леонидовна
профессор, д-р пед. наук, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

В современном обществе остро встает проблема правового воспитания несовершеннолетних. Она заключается в том, что подростки не овладевают основами юридических знаний, у  них отсутствует понимание права, ответственности, уважение к закону.

Правовое воспитание должно осуществляться уже на стадии обучения в общеобразовательной организации.

Данным вопросом занимались такие ученые, как  Ю.В. Тихонравов, И.А. Ильин, В. В. Рыбников и др.

По мнению М. В. Саакян, существуют три формы правового воспитания, которые позволяют подростку постичь основы правового воспитания:

1. самовоспитание и самообразование- чтение юридической литературы, знакомство с текстами нормативно-правовых актов и др.

2. формирование правосознания и правовой культуры в семье.

3. распространение правовых знаний через средства массовой информации, публикации научно-популярных, научных, нормативных материалов, передачи радио и телевидения на правовую тематику.

4. преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях.

5. профессиональная юридическая подготовка в средних специальных (колледжи, лицеи, гимназии и пр.) и высших учебных заведениях [4, с. 1].

Правовое воспитание связано с правовым обучением, свою очередь они вместе составляют правовое образование. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания» [5]. 

По мнению Певцовой Е.А.: «Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения» [3, с. 71].

Правовое обучение должно стать неотъемлемой частью учебного процесса. Учебный процесс, направленный  на формирование знаний, умений и навыков в области права должен быть организован с учетом возраста и подготовленности учащихся.

Как указано в энциклопедическом словаре: Права человека: правовое воспитание – «целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и в итоге правовой культуры общества в целом»[1].

Основной проблемой правового воспитания в условиях общеобразовательной организации является недостаточная подготовка педагогов или ее отсутствие. В современных школах отводится небольшая роль для изучения прав и свобод человека и гражданина. Обычно это изучается в рамках какого-либо школьного предмета или факультатива.

Не могу не согласиться с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой о том, что в школах в обязательном порядке нужно вводить такой предмет, как «Права человека». В этом ее поддержал президент Российской Федерации В.В. Путин. Некоторые критики заметили, что права человека и гражданина затрагиваются в таком  предмете как «Обществознание», в профильных классах в рамках факультатива по основам права. Поэтому, по их мнению, нецелесообразно вводить новый предмет. С ними не согласились многие политические деятели, писатели, юристы. Общеобразовательным организациям в обязательном порядке нужен обособленный предмет о праве. Как отмечала Т.Н. Москалькова, что «Права человека — это его каркас, его бронежилет» [7]. Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев пояснил: «Такой курс просто необходим, поскольку подростки, покидая школу, вообще не знают реальной жизни. Школьников учат, что права гражданина должно защищать государство, полиция, прокуратура. Но именно чиновники и силовики эти права чаще всего и нарушают» [8].

К сожалению, та информация о правах, которая дается в рамках других предметов, не способствует правовому воспитанию подрастающего поколения.

По мнению П.С. Самыгина: «в период обучения в школе у индивида формируется способность к самооценке собственных правовых знаний, умение применять их в элементарной социальной практике, соизмерять собственные действия и поступки с действующим законодательством» [6]. Интересен взгляд М.Ю. Крутикова, который писал, что: «объем преподаваемого правового материала явно не способствует решению задачи по формированию у школьников стройного представления о функционировании правовой сферы общества, что указывает на необходимость совершенствования правового образования в современной российской школе» [2].

Самое главное и основное в правовом воспитании несовершеннолетних в условиях общеобразовательной организации - это сформировать достаточный уровень правовых знаний, которые впоследствии можно использовать в жизни.

Если будут правильно подобраны методы, средства и формы обучения, то процесс правового воспитания несовершеннолетних будет более эффективным. Также немаловажным фактором является подготовка педагогов, которые будут преподавать учащимся основы правовых знаний. По нашему мнению, это должны быть педагоги, прежде всего с юридическим образованием, которые в своей практике сталкивались с нарушением и защитой прав и свобод человека и гражданина.

Только в совокупности всех условий можно добиться высокого уровня правовой грамотности молодежи.

 

Список литературы:
1. Права человека: Энциклопедический словарь/ отв. Ред. С.С. Алексеев. М: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. с. 589
2. Крутиков М.Ю. Правовое воспитание в системе правовой социализации в условиях современной России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки . 2013. №3-1. С.200-210.
3. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права.- 2004.-№3.-С.70-81.
4. Саакян М.В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры / М.В. Саакян // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - № 3. - С. 107- 110.
5. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. -1992.- № 10.- С. 108-113
6. Самыгин П.С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи // Теория и практика общественного развития. 2007. №1. С. 44.
7. Уполномоченный по правам человека : В школе нужна программа по «Правам человека».- [Электронный ресурс] – Режим доступа.- URL:  http://rvs.su/novosti/2017/upolnomochennyy-po-pravam-cheloveka-v-shkole-nuzhna-programma-prava-cheloveka#hcq=vpqtAer (Дата обращения 03.08.2019).
8. Москалькова: В школах и Вузах введут курс о правах человека,- [Электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: https://otr-online.ru/news/moskalkova-v-shkolah-92456.html (Дата обращения 01.08.2019)