Статья:

История поселка Лайский док: опыт локальной истории

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Некипелова Я.А. История поселка Лайский док: опыт локальной истории // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 27(78). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/78/56952 (дата обращения: 23.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

История поселка Лайский док: опыт локальной истории

Некипелова Янита Александровна
студент Северный федеральный университет имени М. В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Данное исследование относится к локальной истории. Слово «Local» в переводе с английского означает «местный» [2, с. 289]. Следует отметить, что данному направлению уже более двух столетий, однако, в XXI веке акцент изучения истории «мест» (деревень, поселков, городов) сместился на воссоздание их облика, культурного ландшафта и истории повседневности. Как полагают ученые, «обязательным условием воссоздания исторического культурного ландшафта города является планомерное изучение его истории, в первую очередь – материальной культуры, … особенностей повседневной жизни и истории изменений внешнего облика» [4, с. 276].

Появление поселков такого типа, как Лайский док – отличительная черта индустриализации России конца XIX – начала XX вв., когда в стране шел стремительный рост промышленных предприятий. Определенная территория, чаще всего – недалеко от завода или фабрики, застраивалась жилыми домами или бараками и здесь же формировалась необходимая для жизни рабочих инфраструктура (больницы, лавки, столовые, бани).

Поселок Лайский док был образован при судоверфи Архангельской конторы товарищества «Архангельско-Мурманского срочного пароходства». В документах, хранящихся в Государственном архиве Архангельской области, сообщается, что архангельский губернатор Александр Платонович Энгельгард предоставил конторе в безвозмездное пользование на 99 лет «участок бесплодной торфяной тундры» на р. Лая: «длинной по реке 200 сажен и вглубь 200 сажен — размером 40.000 м 2» [5, с. 95]. Закладку дока и первых мастерских рабочие из соседних деревень начали в 1899 году, но процесс затянулся до мая 1907 года: сказалась нехватка технического оборудования, а также неблагоприятные погодные условия. 30 мая 1907 года гудок товаро-пассажирского парохода «Николай II» оповестил о начале работы предприятия [3, Л. 76].

Первоначально Лайский док принимал суда для проведения работ по текущему ремонту, а также замены винтов, гребных валов и др. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. завод был реформирован. В эксплуатацию было запущено компрессорное отделение и механический участок, появилась электросварка. В результате этого на предприятии стало больше трудиться рабочих. Для размещения семей работников предприятия было построено в 1929 году два жилых дома: № 4 и № 5, а также появилась хлебопекарня.

В 1935 году на предприятии было открыто три новых цеха: корпусный, доковый, лесопильно-транспортный. К этому времени уже сложился коллектив предприятия, выполнявший полный комплекс судоремонтных работ. Благодаря этим преобразованиям, Лайский док стал набирать темпы судоремонта и зарабатывать авторитет среди заказчиков. Под руководством И.Н. Шкаева – мастера транспортного и лесопильного цеха в 1939 году был сдан в эксплуатацию дом № 7.  Дома возводили быстро, но жилищная проблема для уже сложившегося коллектива предприятия так и не была решена до конца.

С первых дней объявления Великой Отечественной войны на фронт добровольцами стали уходить квалифицированные работники – мужчины. Взамен ушедшим на фронт мужчинам в цеха пришли их жены, сестры и дети. Несмотря на острую нехватку рук, ремонт судов проводился ускоренными темпами, и в большинстве случаев качество работ было на высоком уровне.

Послевоенный восстановительный период был трудным для всех северян. Однако, развивался завод, а вместе с тем отстраивался поселок. В 1949 году док встал на капитальный ремонт, который продолжался до 1951 года. В 50-е годы XX века активно идет решение жилищной проблемы. Кроме того, администрация, партийная и профсоюзная организации большое внимание в своей работе уделяли решению социальных вопросов коллектива.

В 1960 – 1970 гг. судоремонтные мастерские стали официально называться Лайским судоремонтным заводом [1]. В 1970 – 1980 гг. поселок и завод пережили кардинальные перемены: на СРЗ заасфальтировали территорию, провели техническое переоснащение предприятия. Культурный ландшафт поселка также изменился до неузнаваемости: были сданы в эксплуатацию еще два жилых дома, проведена газификация и трубопроводы в каждый дом. А в 1974 году появился хоккейный корт, построенный рабочими «ремонтно – эксплуатационной» бригады завода.

Девяностые годы XX века – это время кардинальных перемен в нашей стране. В этот сложный для завода период, когда все ощутимее возрастал дефицит финансовых средств, администрация завода не прекратила обновление и реконструкцию своих основных фондов. С 2011 г. в Лайском доке полностью был полностью модернизирован и переоборудован грузовой и пассажирский флот Архангельского речного порта. Всего же за время работы в Лайском доке отремонтировано и построено свыше 3 650 судов.

Таким образом, СРЗ «Лайский док» за век своего существования внес огромный вклад в развитие старейшей отрасли промышленности севера – судостроения и к 2019 году является жизнеспособным предприятием, от деятельности которого зависит существование населенного пункта и живущих в нем людей.  Лайский док из маленького селения с нескольким бараками превратился в перспективный поселок в пригороде Архангельска.

 

Список литературы:
1. Архивные материалы СРЗ «Лайский док».
2. Водичев Е.Г. Англо-русский, русско-английский словарь для начинающих. Новосибирск, 1993.
3. ГААО. Ф. 304. Оп. 1. Д. 625. Л. 76.
4. Зарайченко П.Ю., Чуракова О.В. Проблемы и перспективы реконструкции исторического культурного ландшафта города Сольвычегодска // Труды Архангельского центра Русского Географического общества. Сборник научных статей. Архангельский центр Русского географического общества. Архангельск, 2017. С.275-278.
5. Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. [кн. 1] / Г.П. Попов, Р.А. Екатеринбург; Архангельск, 2003.