Статья:

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ. ЖЕНЩИНА В ЕГИПТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Площадная А.А., Сазоненко В.Н., Турк С.Н. ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ. ЖЕНЩИНА В ЕГИПТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 21(288). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/288/150107 (дата обращения: 23.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ. ЖЕНЩИНА В ЕГИПТЕ

Площадная Алиса Александровна
студент, Кубанский государственный Аграрный университет, РФ, г. Краснодар
Сазоненко Вера Николаевна
студент, Кубанский государственный Аграрный университет, РФ, г. Краснодар
Турк Светлана Нальбиевна
канд. ист. наук, доцент, Кубанский государственный Аграрный университет РФ, г. Краснодар

 

WOMEN'S MOVEMENT IN ARAB COUNTRIES. WOMAN IN EGYPT

 

Alisa Ploshchadnaya

Student, Kuban State Agrarian University, Russia, Krasnodar

Vera Sazonenko

Student, Kuban State Agrarian University, Russia, Krasnodar

Svetlana Turk

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Kuban State Agrarian University, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. Данная статья рассказывает о жизни арабских женщин, их воспитании, образовании, семейном укладе, а также участии в политической жизни страны. Арабские женщины добились эмансипации, вели борьбу за гендерное равенство и добились многого благодаря своей несгибаемой воле и силе характера.

Abstract. This article talks about the life of Arab women, their upbringing, education, family life, as well as participation in the political life of the country. Arab women achieved emancipation, fought for gender equality and achieved great things thanks to their indomitable will and strength of character.

 

Ключевые слова: арабские женщины, Египет, эмансипация, равноправие, борьба за гендерное равенство, женское движение.

Keywords: Arab women, Egypt, emancipation, equality, struggle for gender equality, women's movement.

 

Наверняка многие из нас замечали, насколько восточные женщины женственны, воспитаны, красивы и скромны. Уже многие столетия ими восхищаются, о них слагают песни и стихи. Но какова реальность? И так ли всё прозаично и сказочно на Востоке, в Арабских странах. Но так или иначе, существует множество причин, по которым женщина в Арабских странах становится феминисткой, в попытке придти к гендорному равенству. Рассмотрим наиболее весомые из них на примере Египта, как мусульманской арабской страны.

На уклад женщин арабских стран влияет в первую очередь вера ислам. Ислам — религия, возникшая еще в VII веке, основателем которой был пророк Мухаммед (570-632). Важнейшим источникам исламского вероучения является Коран. Но дабы не углубляться в тему религии, что хоть так и важна для восточных женщин, лучше сосредоточимся на самих женщинах.

Восточные женщины, живущие в Египте, очень разные, как внешне, так характером. Несмотря на одну национальность, все имеют отличительные особенности, которые не всегда удаётся уловить из-за стиля одежды. Внешность не является важным аспектом в данной теме, но хотелось бы отметить, что «покрытие» каждая женщина выбирает для себя сама, точнее его уровень (как пример Египет). Если одна женщина ограничивается покрытием только ног и рук, то другая же надевает абайю - длинное традиционное арабское женское платье с рукавами. Чаще всего оно чёрное (изредка можно встретить и цветные), украшено бисером и не подпоясывается. Голова покрыта платком, но есть категория женщин, которые появляются на улице только в никабе — головной убор, который полностью закрывает лицо, оставляя узкие прорези только для глаз (обычная одежда глубоковерующих). На мой взгляд, такая форма одежды наряду со свободной одеждой в большинстве стран мира наводит на мысли о революции со стороны женщин.

А что же с образованием у восточных женщин? Женщин в Египте, как и практически во всех арабских странах учат сдержанности, в первую очередь, считая обучение профессиональным навыкам необязательным, когда большинство семей стараются дать своим дочерям среднее образование. Такой тип образования девочки обычно получают в бесплатных школах, начиная с 11- летнего возраста, учатся строго отдельно от мальчиков.

Изучение положения мусульманской женщины на примере Египта представляет особый интерес, так как Египет стал колыбелью движения за эмансипацию женщин на Арабском Востоке, именно здесь это движение приобрело относительно большой размах. (Турк С.Н. История женского образования в Египте в ХIХ-ХХI вв. // Общество: философия, история, культура. 2019. № 9 (65). С. 87-89.) Вопрос об эмансипации женщин в Египте, в частности во второй половине ХХ века стал остром и взбудоражил общественность. Именно в то время общество подняло «женский вопрос» и выступило за эмансипацию женщин. Если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что слова эмансипация конкретно для женщин арабского мира означает «освобождение» - тахрир (первый термин), второй термин су фур, что означает «снятие чадры». Хотя наиболее глобальные перемены для женщин произошли в 1952 году, когда они получили избирательное право и получили разрешение снять хиджаб, что помогла женщинам обрести некую свободу и положило начало освоению новых профессий, в таких областях, как медицина, педагогика, культура.(Турк С.Н. Феминистское движение в Египте во второй половине ХХ - начале ХХI в.: проблемы и перспективы // Общество: философия, история, культура. 2017. № 2. С. 69-71.)

Теперь рассмотрим вопрос о семейном положении женщин. В арабском мире семья является одной из самых больших ценностей. Египетская семья, как и многие другие арабские семьи является многопоколенной. Главой такой семья является самый старший мужчина в доме.  Интересы семьи всегда общие, они вместе решают все проблемы и вопросы. (Турк С.Н. Модернизация института семьи в современном Египте: гендерный аспект // Кубанские исторические чтения. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 46-48.)

Но так в большинстве своём было раньше. В связи с эмансипацией, которая сыграла основную роль, таких семей стало гораздо меньше, многие предпочитают отдельную жизнь от старшего поколения. Но, как и в любой арабской стране, даже в браке у мужчины есть весомые преимущества, если они таковы. В Египте разрешено многоженство, то есть мужчина может иметь до 4-х жен одновременно, но только при согласии первой жены. Но современные тенденции приходят на смену старым обычаям, многоженство отходит на второй план, и составляет всего лишь около пяти процентов от общего числа браков. Опираясь на Закон о семьи, принятый в Египте в 2000 году, можно считать, что женщины добились больших прав, чем было. Теперь, по причине «несхожести характеров», женщина может подать на развод. Женщине достаточно в суде сказать, что не любит своего мужа, когда до принятия закона она должна была доказывать эту причину. Отклоняясь от темы семьи к теме женщин в правительстве, стоит отметить, что именно женщина по имени Муфида Абдель Рахман в 1959 году вошла в состав правительства и стала одной из основных, кто разработал о брачно-семейных отношениях, исходя из европейского законодательства, не забывая про традиции ислама. Таким образом, институт семьи и в целом отношение к женщинам изменилось в период со второй половину ХХ века до начала ХХI века.

Нетрудно понять, что у женщин в Египте, несмотря на религию и традиции в последнее время появилось много прав и свободы.  Предпосылками к этому стали феменистские движения. Есть несколько причин такому феномену. Первая причина это индустриальная революция, которая не обошла Египет стороной, а если точнее, то это первая страна, которая встала на путь капиталистического развития, что повлекло за собой дешёвый женский труд (особенно среди вдов и одиноких женщин). По причине женского низкооплачеваемого и тяжелого труда, женщины стремились к карьере, отсюда возникала проблема выбора между домом, семьей и саморазвитием. (Гендерные исследования Российская академия наук, Институт Гендер и власть: семья, общество, государствоАфрики. – Москва, 2008. Том 10– С. 217–225.)

Как не парадоксально, но основателем женского феминизма в Египте стал Касим Амин — юрист и египетский писатель, по происхождению курд. Как позже выяснилось, многие обвиняли его в том, что он подрывает мораль и ценности исламского общества, основываясь на том, что одежда женщин, хиджаб, является необходимой частью фундамента, убрав которую, можно обрушить здание.

Но египетские женщины переживали куда лучшие времена. Перенесемся во времена Древнего Египта. Большинство женщин были простолюдинками, которые были в основном домохозяйками. Мужчины работали в полях, но женщины также могли руководить работами в полях, работать в лавках, и зарабатывали в разы больше мужчин. Богатые же египтянки служили при храме, занимались изготовлением духов, многие трактовали сны и предсказывали будущее. Очень почитали женщин врачей. К женщинам в семьях относились с почтением. Их называли «хозяйка дома» и в части развода у женщин не возникало проблем, достаточно было объявить о своем решении при свидетелях.

В сфере политики существует убеждение, что политика не женское дело, и это само собой присуще Египту. В Европе женщина на государственных постах самое обычное дело, на Востоке же женщиной в политике принято считать жену президента, министра. Но большие изменения в политической сфере произошли после июльской революции 1952 года. В этот год была свержена монархия и была провозглашена республика.  Чтобы как-то возразить против отсутствия женских прав, египетская феминистка Дория Шафик и еще 18 женщин вступили в голодовку с требованием внести права женщин в новую Конституцию. Голодовка закончилась только после того, как Дория получила официальное заявление президента Мухаммеда Нагиба о соблюдении прав женщин. После опубликования новой Конституции женщины получили избирательное право и были наравне с мужчинами. А в 1970 году согласно декрету президента Садата, женщинам предоставляли в правительстве 30 мест. Это был самый высокий уровень представительства женщин в парламенте.(Турк С.Н., Гендерный анализ политической системы Египта в ХХ–начале XXI века // Гендер и власть: семья, общество, государство. Гендерные исследования Российская академия наук, Институт Африки. – Москва, 2008. Том 10– С. 217–225.)

Таким образом, в настоящее время женщинам в мусульманском обществе отводится больше прав, чем когда либо в ХХ веке. Изменения коснулись всех сфер жизни. А в 2014 году произошло глобальное изменение в истории политики Египта. Активистка либеральной партии «Ад Дустур» Хала Шукралла была избрана председателем этой партии. Это событие является уникальным в истории современного Египта. (Турк С.Н.  Политические права женщин в современном Египте // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год. Ответственный за выпуск А. Г. Кощаев. 2016. С. 707-708.).

 

Список литературы:
1. Турк С.Н.  Политические права женщин в современном Египте // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год. Ответственный за выпуск А. Г. Кощаев. 2016. С. 707-708.
2. Турк С.Н. Модернизация института семьи в современном Египте: гендерный аспект // Кубанские исторические чтения. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 46-48.
3. Турк С.Н. История женского образования в Египте в ХIХ-ХХI вв. // Общество: философия, история, культура. 2019. № 9 (65). С. 87-89.
4. Турк С.Н. Движение за эмансипацию женщин в Египте (начальный этап; вторая половина XIX – первая четверть XX в.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук // Кубанский государственный университет. Краснодар, 2003.
5. Гендер и власть: семья, общество, государство. Гендерные исследования Российская академия наук, Институт Африки. – Москва, 2008. Том 10– С. 217–225.
6. Турк С.Н. Модернизация института семьи в современном Египте: гендерный аспект // Кубанские исторические чтения. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 46-48.
7. Турк С.Н.  Политические права женщин в современном Египте // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год. Ответственный за выпуск А. Г. Кощаев. 2016. С. 707-708.
8. Турк С.Н. Феминистское движение в Египте во второй половине ХХ - начале ХХI в.: проблемы и перспективы // Общество: философия, история, культура. 2017. № 2. С. 69-71.