Статья:

Обеспечение экономической безопасности государства путём осуществления контроля в сфере государственных закупок

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Лебедев К.О. Обеспечение экономической безопасности государства путём осуществления контроля в сфере государственных закупок // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 27(78). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/78/56981 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обеспечение экономической безопасности государства путём осуществления контроля в сфере государственных закупок

Лебедев Кирилл Олегович
магистрант, Костромской государственный университет, РФ, г. Кострома

 

Сегодня, в условиях слабого роста экономики России, одним из ключевых резервов для достижения её стабильного развития, является повышение эффективности и увеличение качества работы государственных органов.

Являясь крупнейшим хозяйствующим субъектом, государство обязано выполнять все свои функции с использованием наименьшего объема денежных средств и прочих ресурсов. Эта задача является ключевой при выстраивании эффективной экономической системы в стране.

Определяющим фактором для достижения поставленных целей в данном аспекте деятельности государства, является сложившаяся система осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд. Важнейшей составляющей, характеризующей современную контрактную систему в сфере закупок, является качественный контроль за всеми ее участниками.

В современной экономике, доля государственных расходов на закупки является значительной расходной частью бюджетов. В нынешних условиях, важность создания эффективного механизма в системе контроля государственных закупок сложно переоценить. Только в 2018 году в рамках Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее по тексту — Закон о контрактной системе) государственными заказчиками заключено около 4 млн контрактов на сумму более чем 8,3 трлн рублей, информация по которым размещена в единой информационной системе в сфере закупок [4].

Контроль в сфере государственных закупок должен защищать и обеспечивать права участников контрактной системы, выполнять контрольные функции органов государственной власти, гражданского общества, хозяйствующих субъектов. Система контроля государственных закупок, совместно с законодательными решениями, выступает эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности государства, т.к. выявляет и исправляет ошибки и нарушения, допускаемые участниками контрактной системы, в том числе и криминального характера.

Коррупционная направленность нарушений в сфере государственных закупок создает угрозу экономической безопасности. Количество правонарушений, выявляющихся в этой области, является весьма значительным.

Так, согласно данными Минфина России [3] при проведении плановых проверок в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, выявлено 10 525 процедур с нарушениями. Всего выявлено 15 598 нарушений, в том числе:

• нарушения в части размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок (4 365);

• нарушение порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (555);

• нарушение порядка отбора участников закупок (856);

• нарушение в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок (1 371);

• нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушениями объявленных условий закупок (292).

По результатам проведения проверок выдано 2 838 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, за 2018 год органами прокуратуры Российской Федерации выявлено 11 974 нарушения законов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд (в сфере противодействия коррупции) [2].

Большое число нарушений свидетельствует о недобросовестности заказчиков и поставщиков, а также о наличии теневого сектора, что заставляет усиливать контроль в сфере государственных закупок.

Целями контроля в сфере закупок являются:

• повышение эффективности и результативности осуществления закупок;

• обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок;

• предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок;

• предотвращение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

При проведении контрольных мероприятий, призванных к исследованию и нейтрализации коррупционных схем, выделяется три стадии процесса государственного заказа.

  1. Подготовительная (до торгов);
  2. Основная (торги);
  3. Завершающая (после торгов)

На подготовительной стадии проблемы связаны с установлением не справедливых критерий отбора, при формировании закупочной документации, когда выполнить условия может лишь сильно ограниченный круг лиц, что приводит к отсутствию конкуренции на торгах. При проведении торгов,  конкуренция также может ограничиваться путём предвзятой оценки заказчиком потенциальных поставщиков, не входящих в круг его личных интересов. На завершающей стадии, риски связаны с отсутствием фактического исполнения контракта или наоборот с отсутствием надлежащей оплаты.

Ревизии и проверки уполномоченных органов в рамках осуществления контроля, выявляют следующие основные нарушения:

  1. Недобросовестное обоснование начальной максимальной цены, что приводит к несоответствию цен рыночным;
  2. Ограничение конкуренции, путем установления необоснованных характеристик в техническом задании;
  3. Необоснованное отклонение участников;
  4. Необоснованный допуск участников;
  5. Несоответствие товара, работ или услуги условиям заключенного контракта.

Все эти нарушения могут являться доказательством коррупционной деятельности должностных лиц заказчика. Проверяя законность и целесообразность действий заказчика, контроль в сфере государственных закупок пресекает злоупотребления и нарушения, ведущие к нецелевому расходованию бюджетных средств. Таким образом, контроль в сфере государственных закупок способствует созданию условий для финансовой стабилизации.

Исходя из этого, контроль в сфере государственных закупок, осуществляемый за деятельностью комиссий по осуществлению закупок, контрактных служб, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны общества создает необходимые условия для улучшения и развития системы государственных закупок, в том числе:

• повышение конкуренции;

• борьба с коррупцией;

• повышение прозрачности формирования начальной цены контракта исходя из адекватных рынку цен.

Таким образом, осуществление контроля в сфере государственных закупок нацелено на повышение эффективности расходования бюджетных средств, а также на обеспечение экономической стабильности и безопасности функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Экономическая безопасность в сфере государственных закупок направлена на положительную динамику ее развития с точки зрения основных принципов современной экономики: конкуренции, прозрачности, справедливости и честности  ведении бизнеса.

Безусловно, государство постоянно вынуждено принимать меры по обеспечению всех этих принципов. Однако на сегодняшний день этих мер недостаточно. Но все-таки, следует отметить, что совершенствование системы государственных закупок Российской Федерации является приоритетной задачей руководящих органов страны.

Преобразования в области правового регулирования контрактной системы, является одним из важнейших факторов ее бесперебойного и эффективного функционирования. Однако на современном этапе развития экономики, одной из ключевых особенностей развития сферы государственного заказа является ее интеграция в электронное пространство. Перенос проведения всех конкурентных процедур на специализированные электронные торговые площадки, а всей отчетности и информации о контрактах в единую информационную систему, безусловно облегчает и делает абсолютно прозрачным контроль за действиями заказчиков и поставщиков.

Для дальнейшего совершенствования контрактной системы в сфере закупок, необходим системный подход к проведению реформ, позволяющий комплексным образом влиять на деятельность всех ее участников, в том числе и по направлению контроля.

Таким образом, определение роли контролирующих органов в сфере закупок позволяет обозначить основные направления по совершенствованию всей контрактной системы, что обеспечит проведение желаемых преобразований для достижения эффективного расходования бюджетных средств, недопущение злоупотреблений в данной сфере, максимальное удовлетворение потребностей государственных заказчиков в качественном товаре, и в конечном итоге приведет к повышению уровня экономической безопасности функционирования государства.

 

Список литературы:
1. Овчаров А.О., Игнатьева Ю.И. Правовые механизмы формирования эффективной контрактной системы в сфере государственных закупок // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 3
2. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.genproc.gov.ru/
3. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] URL: http://www.zakupki.gov.ru/
4. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2018 года, Официальный сайт Министерства финансов российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=127443