Статья:

Направления реформирования социальной защиты населения в муниципальных образованиях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(81)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Соколова О.А. Направления реформирования социальной защиты населения в муниципальных образованиях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 30(81). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/81/57961 (дата обращения: 25.06.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Направления реформирования социальной защиты населения в муниципальных образованиях

Соколова Ольга Александровна
магистрант, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула

 

Аннотация. Работа посвящена совершенствованию системы социальной защиты населения в муниципальных образованиях.

 

Ключевые слова: Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в действующем законодательстве, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

 

Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Постановка проблемы -  негативная социальная сторона в сфере защиты населения не устраняется за короткий срок, а для того, чтобы ее усовершенствовать, нужна долгая и упорная работа.

Анализ последних исследований каждый год государство на основании данных, предоставленных Росстатом РФ, делает анализ в сфере защиты населения.

Формулирование целей статьи (постановка задачи)рассмотреть проблемы в области социальной защиты населения.

В данной статье, рассматриваются основные проблемы социальной защиты населения Российской Федерации и предлагаются пути решения рассматриваемой проблемы.

Актуальность выбранной темы для  исследования усиливается тем, что необходимо предоставление социальных услуг населению в более эффективных формах на основе государственных стандартов социального обслуживания, разработка системы оценки качества реализации социальных программ, изменение механизмов финансирования некоммерческих организаций, сокращения числа экономически и социально неэффективных учреждений социального обслуживания и др.

В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач общества является государственная поддержка и социальная защита населения, что обусловило необходимость исследования развития соцзащиты и ее совершенствование.

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7) [1]. Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом [1].

Демографические и социально-экономические процессы обуславливают рост численности людей, нуждающихся в социальной защите. Это, в свою очередь, ведет к увеличению финансовых затрат, направляемых на социальное обслуживание населения.

Поэтому российскому обществу необходима не только правовая и экономическая, но и прочная теоретико-методологическая база для обеспечения эффективной деятельности в интересах социально-уязвимых слоев населения.

В свете новой экономической ситуации (нестабильности российской экономики) особое внимание уделяется поиску путей оптимизации социального обслуживания и повышению его эффективности и продуктивности.

Специфика государственного сектора экономики, в котором в основном сконцентрирована деятельность социальных служб, заключается в нерыночном характере отношений между производителями и потребителями услуг.

Вследствие этого, основной характеристикой определения и понятия эффективности деятельности организаций, осуществляющих функции социальной защиты, финансируемых путем перераспределения средств, является отсутствие такого основополагающего постулата эффективности коммерческого сектора рыночной экономики, как прибыль.

Таким образом, при оценке эффективности социального обслуживания возникают значительные трудности. Социальные результаты оказания услуг, как правило, не сопоставляются с материальными издержками.

Все вышеперечисленное подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы, вынесенной в качестве темы настоящего исследования.

Ныне в Российской федерации довольно сложное экономическое положение. Заработная плата намного ниже прожиточного минимума, маленькие пенсии и ничтожные социальные выплаты нуждающимся. Все это ухудшает положение всего общества. Люди вынуждены тратить большую часть денег на оплату своего жилья, тем самым экономя на еде и других нужных вещах, которые необходимы для общественной жизни. Особой проблемой является покупка необходимых дорогих лекарств, без которых люди не могут существовать полноценно. В связи с этим образовались проблемы в развитии общества, обострилась экономическая ситуация. Люди пытаются достучаться до высших органов, чтобы показать в каком жизненном положении они находятся.

Но, к сожалению, все это остается незамеченным. Социальная защита населения должна прежде всего понимать проблемы, существующие в обществе и не закрывать глаза на просьбы бедных стариков, которые были обмануты неоднократно, но все же надеятся на какую-либо защиту и поддержку со стороны государства.

Прежде всего пути совершенствования социальной защиты населения должны содержать в основе несколько общих принципов и проводиться по таким направлениям, как: Перевод социальных пособий в адресную форму для того, чтобы направить их нуждающимся семьям. Сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, при постепенной замене субсидий на адресные выплаты тем, кто нуждается. Предоставление любых видов социальной помощи, учитывая совокупное материальное положение всей семьи. Перевод системы социальной защиты семей, которые не относятся к категории бедных [2]. Придерживаясь данным принципам, можно будет усовершенствовать систему защиты населения и увеличить ее эффективность на различных уровнях.

Данные усовершенствования способны выявить необходимость в изменениях, касающихся социальной защиты населения, а также создания высокоэффективной и ориентированной на ожидания общества системы социальной защиты, которая, в свою очередь, должна обеспечивать комплексное и разностороннее содействие каждому гражданину.

Приоритетные направления стратегического развития Российской Федерации на период до 2025 года, которые будут являться определяющими для ускорения экономического роста, для повышения качества жизни и благосостояния граждан и, на решении которых должны быть сконцентрированы имеющиеся ресурсы, утверждены на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13 июля 2016 года. Основной ценностью всей социально-экономической системы в современном обществе является человек. Необходимыми составляющими полноценной и достойной жизни каждого человека служат материальное благосостояние, комфортные условия жизни и возможность духовного и физического развития личности.

Основной блок проектов должен быть нацелен на достижение стратегической цели - создание экономически благополучного и социально комфортного пространства на территории муниципалитетов и на решение самых насущных вопросов, тех, которые связаны с созданием комфортных условий для повседневной жизни, для работы. В число наиболее значимых направлений включены – развитие здравоохранения и образования, повышение их качества и доступности, развитие ипотеки и арендного жилья, жилищно-коммунального хозяйства и городской среды, а также экологию и создание сети безопасных и современных качественных дорог. Отдельным направлением выделена работа по улучшению ситуации в моногородах. В течение периода реализации стратегии указанные приоритеты развития будут также иметь преобладающее значение на уровне муниципального образования в рамках имеющихся полномочий муниципального уровня. Исходя из стратегической цели будут реализованы основные направления и задачи социально-экономического развития муниципалитета в долгосрочной перспективе.

В стратегии определены четыре основных направления: «Развитие экономического потенциала», «Развитие и укрепление человеческого потенциала», «Улучшение условий проживания населения и ведения бизнеса» и «Формирование эффективной системы управления». Реализация направления «Развитие экономического потенциала» потребует решения следующих задач:

- поддержка и развитие базовых отраслей промышленности;

- развитие агропромышленного комплекса;

- развитие малого и среднего предпринимательства; - улучшение инвестиционной привлекательности и реализация мер по созданию благоприятной деловой среды;

- развитие моногорода.

Реализация направления «Развитие и укрепление человеческого потенциала» потребует решения следующих задач:

- создание условий для укрепления здоровья населения и улучшения демографической ситуации;

- развитие системы образования;

- развитие культурного и духовно-нравственного потенциала;

- развитие физической культуры и спорта;

- обеспечение социальной защищенности и занятости населения;

- содействие развитию гражданского общества;

- повышение эффективности реализации молодежной политики. Реализация направления «Улучшение условий проживания населения и ведения бизнеса» потребует решения следующих задач:

- развитие жилищного строительства;

- развитие транспортной системы;

- развитие жилищно-коммунальной сферы;

- развитие потребительского рынка;

- обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Реализация направления «Формирование эффективной системы управления» потребует решения следующих задач:

- совершенствование системы местного самоуправления;

- совершенствование управления финансами;

- повышение эффективности управления муниципальным имуществом. Стратегические направления охватывают не все сферы жизнедеятельности района. Они распространяются только на ключевые, наиболее актуальные вопросы местного значения, способствующие достижению стратегической цели. Вместе с тем они взаимосвязаны между собой и должны быть синхронизированы. Значения показателей достижения целей социально-экономического развития сформированы исходя из необходимости достижения ожидаемых результатов и прогнозируемых параметров социально-экономического развития в долгосрочном периоде с учетом ресурсных ограничений и рисков по трем возможным сценариям.

Для обеспечения социальной защитой и занятости населения будут использованы следующие методы реализации:

- реализация мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;

- выплата денежного пособия по безработице;

- оказание материальной и психологической помощи безработным;

-организация профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан;

- организация профессионального обучения безработным;

- самозанятость безработных граждан;

- содействие в развитии малого бизнеса.

Местные органы власти призваны играть в условиях социально-экономической нестабильности особо важную роль, т.к. именно они тесно связаны с практикой, нуждами населения, располагают наиболее конкретной информацией, знаниями о потребностях и возможностях в социальной сфере.

Хотелось  бы выделить следующие главные направления социальной защиты и подходы к их реформированию:

Во-первых, это социальная защита детей. Она должна быть ориентирована на создание подходящих условий рождения, жизни и развития ребенка. Условия должны позволить подрастающему поколению иметь наилучшую возможность сохранить свою жизнь, здоровье, иметь капитал, доступное здравоохранение и образование. Все это не должно зависеть от того, в какой семье родился ребенок.

Во-вторых, социальная защита трудоспособного населения. Она должна предусматривать создание подходящих и комфортных условий, которые обеспечат баланс прав, свобод, обязанностей и поддержку интересов личности. Именно в таких условиях человек может полностью реализовать свой потенциал, а также приспособиться к экономической независимости и самостоятельности. При этом он не будет ущемлять интересы своих сограждан, а наоборот принимет активное участие в помощи нуждающимся лицам.

В-третьих, социальная защита нетрудоспособных граждан. Она должна быть нацелена, прежде всего, на гуманизацию всех сфер жизни человека. Неважно из какой семьи вышел человек, какое положение он занимает в обществе – прежде всего, он такая же личность, как и все мы. И чем большее количество людей будет осознавать этом, тем меньше будет вспышек агрессии к нетрудоспособным, малоимущим и инвалидам, к которым зачастую в нашем обществе относятся крайне нетолерантно и негуманно.

В-четвертых, социальная защита семьи. Семья является основополагающим элементом общества, его опорой. Государству необходимо предусматривать поддержку социального института семьи, показать его важность, привлекательность и высокую роль в социальной структуре. Это приведет к возрождению института брака, больше молодых людей будет нацелено на создание семьи. 

Социальная ситуация как в целом по стране, так и в большинстве ее регионов остается сложной, полной острых проблем и противоречий. Ее позитивное разрешение приобретает политический характер, от уровня социальной защищенности зависит стабильность общества, его безопасность.
 

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445. – М.: ПРОСПЕКТ,2015. – с.3, ст.7,39.
2. http://aupam.narod.ru/pages/sozial/org_rabotih_organov_s_z/page_01.htm
3. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html